Вспыхнувшая «спичка» стала светом в конце тоннеля

Уже давно не является новым тот факт, что школьники, в большинстве своём, не только недолюбливают читать произведения, прочно осевшие в многолетней программе школьного предмета «литература», но и вообще не любят читать. Причин этому несколько: иногда их просто пугает толщина книги (например, «Война и мир» Л. Н. Толстого); иногда описания событий в тексте кажутся настолько нудными и утомительными, что через пять минут насилия над своим детским разумом школьник закрывает книгу и откладывает до лучших времён, а то и навсегда. И, наконец, самые стойкие из них предпочитают ограничиться ознакомлением с экранизацией классики. Но, как оказалось, всё не так безнадёжно.

Новый век приносит новые подходы к решению непростых проблем. Нынешняя молодёжь поголовно увлечена музыкой, а литература представлена в их обиходе в основном такими жанрами, как фэнтези, детективы и современные философские, приключенческие романы. Но как привить подросткам интерес к шедеврам мировой литературы? Как показать им, что произведения прошлых веков так же увлекательны и актуальны? С другой стороны, как адаптировать эти самые произведения к сегодняшнему восприятию действительности?..

В доме №3 на площади Свободы города Ростова-на-Дону постоянно толпится молодёжь. И это не случайно. Здесь располагается основанный в 1963 году Молодёжный театр, известный своими драматическими и музыкальными спектаклями. Одна из задач театра – быть интересным и необходимым зрителям разных возрастов и социальных групп. И действительно, несмотря на преобладание среди публики молодых людей в возрасте от 13 до 30 лет, сюда приходят и зрители постарше, причём принадлежащие к абсолютно различным социальным слоям.

Нужно отметить, что этот театр славится неординарными идеями постановок литературных сочинений. Так, например, в спектакле «Гамлет» по трагедии Шекспира зрители могли принимать участие почти наравне с актёрами. Правда, «свободы слова» им никто не давал – можно было лишь молча прогуляться по «замку» героя, подать Гамлету шпагу, череп, бокал вина и т. д., да и то за отдельную предварительную плату.

Ещё одной находкой идейных вдохновителей этого творческого коллектива являются достаточно остроумные трактовки жанров, видимо, призванные привлекать внимание и вызывать желание срочно всеми правдами и неправдами достать билет на спектакль (например, рок-драма «Собаки», романтический мюзикл «Океан капитана Блада», лирический детектив «Соня», психотерапевтический сеанс «Полёт над гнездом кукушки», баллада в стиле рок «Город мастеров», и т. д.).

Одной из таких оригинальных постановок оказался мюзикл-криминальный фарс в 2-х действиях «Спичка [мейд ин Шведен]» (на билетах было написано «Шведская спичка») по одноимённой пьесе и другим рассказам А. П. Чехова. Предваряя юбилей великого писателя, режиссёр театра Геннадий Крук предложил поставить не классическую пьесу в традиционном прочтении, а взять мюзикл «по мотивам», написанный молодыми питерскими авторами Владимиром Баскиным и Сергеем Маковским.

Фарс? Да. Криминальный? Возможно. Но мюзикл... На первый взгляд, это кажется возмутительным варварством по отношению к творчеству Антона Павловича. Но! Любопытство побеждает едва зародившееся внутреннее отторжение, и зал заполняется до отказа.

Ловко трансформирующаяся по ходу сюжета единственная декорация; не поддающееся воображению местоположение оркестра, состоящего из пяти музыкантов, устроившихся на высоте трёх метров над сценой… Поражающая живостью акробатика актёров, что особенно вызвало восхищение, – и немолодых… Замечательная, современная, органично вписывающаяся в основное действо постановка танцев, за что отдельная благодарность балетмейстеру С. Никульшину… Завораживающая, динамичная игра участников мюзикла В. Воронина, Н. Ханжарова, С. Гуревнина и особенно ярко блиставшего С. Беланова… Потрясающий «живой» музыкальный фон в лучших традициях российской серии фильмов о Шерлоке Холмсе в сочетании с джазовыми и блюзовыми вокальными номерами (местами очень даже профессионально исполненными), – всё это настолько сбалансировано сосуществовало на сцене с комедией Чехова, что вызвало только бурю восторга у пришедших. Публика была покорена...

Вопреки известной народной мудрости, театр и заканчивается тоже вешалкой. Среди всеобщей суматохи в очереди за своими вещами мелькали счастливые, довольные лица людей; и по отдельным репликам, фразам, обрывкам обмена впечатлениями стало ясно: Чехов – это интересно, это остроумно, это поучительно и актуально. И, самое главное, Чехов – это не только «Три сестры» и «Вишнёвый сад».

Кажется, театр нашёл правильный путь к сердцу зрителя, и заодно приложил руку к решению одной из важнейших проблем на сегодняшний день: возродил интерес к серьёзной литературе прошлого у подрастающего поколения, объединив сценическую речь с музыкой, и дав ей современное воплощение.

Светлана Шейченко