Поколение NEXT

Очередной юбилейный концерт – в рамках празднования 40-летия консерватории – посвящен шедеврам фортепианной музыки. Эстафетная палочка перешла к кафедре специального фортепиано, которая выставила своих лучших студентов и выпускников.

За долгие годы существования на кафедре установились педагогические и исполнительские традиции, которые образовались под воздействием богатого наследия русской фортепианной школы. В первую очередь, это связано с именем известного педагога, ученого и артиста, создателем первого в мире курса истории и теории фортепианного искусства, доктором искусствоведения, профессором Г. М. Коганом. Нельзя не сказать и о первом заведующим кафедрой, профессоре В. В. Топилине, который, в свою очередь, являлся воспитанником великого Ф. М. Блуменфельда. С 1988 года этот почетный пост занимает заслуженный артист России, выпускник Московской консерватории, профессор В. С. Дайч.

На сегодня в творческом активе кафедры – десятки лауреатских званий, завоеванных студентами и аспирантами на международных и российских конкурсах.

На сцене – «звездная плеяда» студентов и выпускников кафедры. Среди них лауреаты международных конкурсов Александр Яковлев, Софья Бугаян, Наталья Ткаченко. Все они ученики великолепного музыканта и педагога, заслуженного деятеля искусств России, выпускника Московской консерватории, профессора С. И. Осипенко. Великолепно прозвучали «Три мазурки» Шопена в исполнении Н. Ткаченко: казалось, ее пальцы «танцуют» над клавишами рояля, и в то же время, все очень тонко прочувствовано, пропитано истинно «шопеновской» грустью.

Чего, к сожалению, не скажешь о Шопене, исполненным Максимом Тимофеевым (ученик заслуженной артистки России, выпускницы Горьковской консерватории, профессора Р. Г. Скороходовой). Он играл Скерцо си-минор. Технически все было довольно прилично, но не хватало немного щемящего чувства, тонкого вслушивания в звук. Рахманинов в его исполнении также не отличался глубокой чувственностью, тем более что игра усугубилась некоторыми техническими недочетами. Такую игру можно оправдать тем, что это все-таки ученик первого курса, да и выступал он первым номером, было очевидно, что Максим с трудом справлялся с волнением.

Зато Рахманинов в исполнении Анны Булкиной – дипломанта и лауреата многих международных конкурсов, также ученицы Р. Г. Скороходовой, прозвучал очень поэтично. К тому же необходимо напомнить, что сам инструмент по своему звуку очень гулкий, и музыкантам приходилось нелегко, особенно в те моменты, когда надо было играть полнозвучные аккорды на небольшой динамике. Анна с этой задачей справилась превосходно! Особенно в брамсовских «Вариации на тему Паганини» все звучало очень точно, виртуозно и просто блестяще.

великолепно прозвучала Восьмая соната Прокофьева в исполнении Софьи Бугаян. Какие цепкие тяжелые аккорды, казалось, она впивается в них мертвой хваткой. Создается очень сосредоточенное мрачное состояние. Игра сильная и мощная, чисто мужская. Невероятно, чувствуется, как некий внутренний стержень формирует столь могучую звуковую атмосферу, что в итоге ошеломляет воображение и слух.

Но еще больше меня поразил Николай Шаламов – ученик заслуженного работника Высшей школы России, профессора И. С. Бендицкого, студент первого курса и уже лауреат Международного конкурса. Он исполнил поэму Скрябина «К пламени» op. 72. С первых же нот музыкант начал «зажигать» внимание и слух зрителей, казалось, что под его пальцами сверкают искры, а рояль вспыхнул ярким пламенем. Потрясающее исполнение, великолепная техника, сочетающаяся с тонким ощущением скрябиновской мысли!

Завершал концерт прекрасный пианист, лауреат 26 Международных конкурсов Александр Яковлев. С первых же звуков он окунул в атмосферу радости и праздника – русской ярмарки с характерными для нее образами. Это был Стравинский: «Три фрагмента из балета “Петрушка”». Его виртуозная техника настолько изумляла, что казалось, ты находишься под гипнозом и не можешь оторвать взгляд от его рук. А какой звук! Здесь даже не отыскивается нужных слов, чтобы описать это великолепие. Настолько все стройно и четко, настолько ярко и выразительно – просто здорово! Зал по достоинству оценил его игру, буквально «не хотел» отпускать пианиста со сцены.

И тогда Александр снова сел за рояль и не менее превосходно исполнил известную Польку «В. Р.» Рахманинова на бис. Замечательное завершение концерта – праздника, который нам подарила кафедра специального фортепиано.

Вероника Петрий