А кто еще ничего не сказал?

Подходили к концу празднования сорокалетия Ростовской консерватории. Было сказано много теплых, сердечных слов, сыграны вагон и маленькая тележка музыки. Успели выступить и поздравить, казалось, все отпрыски наших достопочтенных педагогов… Но нет, кто-то еще ничего не сказал!

Таким вот, ничего не сказавшим к концу празднования юбилея, оказался студенческий оркестр. Но так ведь не может быть, чтобы большому оркестру, с замечательным дирижером не дали слова?! Конечно, нет! Третьего декабря в ростовской филармонии он сказал все, что хотел.

В качестве своей «речи», он представил сокровища отечественной музыкальной кладовой, а именно произведения Глинки, Рахманинова и Прокофьева.

Эта огромная, может, несколько перегруженная программа, позволила оркестру показать себя с самой лучшей стороны. Заслуга в этом, несомненно, народного артиста России, профессора Семена Когана, который умело обучает, организует и дисциплинирует студенческий оркестр. Благодаря его мастерству, студенты одолевают сложнейшие произведения в короткий срок, а это, как известно, одно из качеств, говорящих о профессионализме любого оркестра.

Всегда интересно не только слушать, но и смотреть на студенческие оркестры: у молодых музыкантов, как правило, насупленные брови, серьезные лица, предельная внимательность, концентрация на музыке и дирижере. Видно их волнение перед сценой, публикой, ведь надо вступить, где надо, и не дай Бог чего-нибудь пропустить! То ли дело взрослые оркестранты – они вальяжно выходят на сцену, спокойны как «удавы». Медленно, не боясь опоздать, переворачивают ноты, и дирижер иногда им не нужен. Хотя… что-то в этом есть… опыт.

Но не будем отвлекаться от нашего концерта.

«Колокола» Рахманинова – студенческий симфонический оркестр Ростовской консерватории, хор консерватории (художественный руководитель Юрий Васильев), солисты – Елена Разгуляева, Михаил Акименко, Юрий Зеленин.

«Колокола» достаточно давно в репертуаре оркестра и хора. Нельзя сказать, что это было лучшее исполнение. На мой взгляд, неудачно был расположен хор. Поделенный на две части, он находился по краям оркестра, из-за чего одна половина не слышала другую, естественно, возникали некоторые диссонансы, но в этом вина не хора. Успешно исполнили свои сольные партии выпускники консерватории Михаил Акименко (тенор) и Юрий Зеленин (бас). Елена Разгуляева (сопрано), к сожалению, не донесла слов до публики, вместо «кОлОкОлА» слышны были гласные «О – О – О – А», в то время как в оркестре С. Коганом было найдено необходимое интонационное поле, тембральные краски, которые звучали великолепно. Глубокое содержание было раскрыто через прочувствованные интонации, экспрессию звучания, выстроенность динамики, драматургию темпов.

Говоря об оркестре, нельзя не отметить, что в нем играли наши гости из Шотландии, студенты Королевской Академии музыки и драмы, а именно Сара Хайес (флейта), Грэм Браун (фагот), Джон Портер (тромбон), Джессика Ортони (валторна). Благодаря им, оркестр стал на время международным!

После антракта прозвучал Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Прокофьева. Партию фортепиано исполнил Александр Яковлев. Его имя является гордостью не только нашей консерватории, но и всего российского музыкального мира вообще. Ведь Александр – лауреат 26 международных конкурсов! Только за последние два года он стал обладателем высших наград более чем на десяти престижных состязаниях, проходивших в столицах и крупных культурных центрах Болгарии, Германии, Швейцарии, Италии и Испании.

В его биографии есть такие моменты как: награда от президента Италии Джорджо Наполитано, поздравительная телеграмма с выражением восхищения и благодарности от Папы Римского Бенедикта XVI – ничего себе!

Мы, сидевшие в зале и слушавшие в его исполнении концерт Прокофьева, конечно? не Бенедикты, но тоже выражаем (как бы банально это ни звучало) огромную благодарность за мастерски сыгранное, жемчужное произведение. Это памятные минуты в жизни каждого присутствовавшего! Острые, прихотливые интонации, сменяющиеся распевными мелодиями Прокофьева, в исполнении Яковлева рождали в умах дивные образы и фантазии. Блестящая техника, точность исполнения, прочувствованность музыки, да что говорить! Как рассуждает героиня в одном американском фильме, «Говорить о музыке – все равно, что танцевать фильм», и в этом я с ней согласна, так как слова не могут в полной мере выразить весь восторг!

Для оркестрантов это была и большая честь, и очередное испытание на прочность. Во-первых, произведение сложное по многим параметрам. Во-вторых, музыканты должны внимательно слушать солиста, и еще внимательней следить дирижером (Яковлев все время подгонял темп, им пришлось несладко, особенно в третьей части). И они сдали этот экзамен. Браво!

Под занавес прозвучала блестяще написанная увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки, так же блестяще и исполненная.

Если до этого мы слышали оркестр в «паре» с хором или солистом, то в этом сочинении он предстал «сольно», и уж смог показать себя во всей красе! Сразу можно отметить сыгранность, отрепетированность, четкость, чистоту звучания оркестра. Слышна работа состоявшихся, зрелых музыкантов – энтузиастов, которые любят свое дело.

P. S. В заключение – овации, цветы обоим дирижерам (Ю. Васильеву и С. Когану) и Яковлеву, который улетел в Италию прямо с концерта. Улетел, но обещал вернуться…

Альфия Карина