Мы говорим: «тромбон в джазе» – подразумеваем: «Бударин»

В среду, 12 декабря, в большом зале филармонии прошел очередной концерт IV фестиваля «Джазовый центр Кима Назаретова представляет». Сам этот фестиваль отличается от первых трех тем, что концерты его проходят не в течение нескольких дней подряд раз в году, а ежемесячно на протяжении концертного сезона 2007/08 года.

Декабрьский концерт был посвящен одному из ведущих медных духовых инструментов в джазе – тромбону и, одновременно, лучшему педагогу-тромбонисту, единственному профессору джазовой музыки в Ростове Виктору Георгиевичу Бударину, который уже долгое время преподает в Ростовской консерватории. Неудивительно, что концерт собрал лучших исполнителей города.

«Дон-супер-бэнд», оркестр, руководителем и дирижером которого является В. Г. Бударин, открывал и завершал вечер. О высоком профессионализме этого коллектива уже сказано много слов, дополнять которые просто не имеет смысла. Если в афишах указано имя В. Г. Бударина и этот состав, качество которого, кстати, целиком и полностью соответствует его емкому и звучному названию, можно не сомневаться, что зал будет заполнен – настолько хорошо известно имя этого бэнд-лидера даже в кругах, далеких от профессиональных музыкантов. Жаль только, что этот суперпрофессиональный коллектив сыграл всего несколько тем.

Середина концерта была отдана ансамблям различного рода, но обязательно с солирующим тромбоном во главе. Каждый следующий номер приятно удивлял; концерт напоминал динамичное шоу. Все номера были «театральны» в лучшем смысле слова, а так как публика очень хорошо реагирует на все, что связано с яркой и эффектной музыкой на сцене, концерт был принят просто «на ура». Профессионалы, собравшиеся в зале, впрочем, тоже остались довольны. Качеством игры каждого из собравшихся на сцене музыкантов нельзя не восхищаться. Все они очень разные, с индивидуальным подходом к творчеству и с вполне различаемой манерой игры (если кто слушал каждого хотя бы пару-тройку раз). А слушать этих инструменталистов предоставляется масса возможностей – на знаменитых консерваторских концертах «Джаз в полдень», на фестивалях (к счастью, у нас сейчас их масса, и год от года подобных мероприятий все больше).

Ансамблей различного рода было действительно много, но все они состоялись благодаря достойной поддержке ритм-секции в составе бессменных в этот вечер А. Мудракова (ударные), П. Филиппова (контрабас), И. Филиппова (фортепиано). Среди большого количества музыкального материала хочется отметить несколько тем, оставивших сильные впечатления. Это тема Кола Портера «It’s all right», сыгранная Игорем Федюниным в очень быстром темпе, и «Пьеса» Телониуса Монка, в которой солировал Евгений Белин, показавший просто блестящее владение сложным приемом языковой техники. Очень сильный квартет тромбонов в составе В. Числов, И. Федюнин, М. Фалеев, и, конечно, Е. Белин, который сыграл тему «Четыре тромбона» a capella, сложнейшую, с обилием пауз и ритмических изощрений, с одновременной игрой всех четырех солистов в ритмическом унисоне.

Была и одна тема, которая, думаю, произвела противоречивое впечатление. Сыграна она была Е. Белиным (аранжировка также принадлежит ему) и И. Филипповым, причем не просто так, а «под минус», на записанный фон. Такой прием уже довольно смело и широко используется в современной концертной практике. Но вот в джазе его широко используют пока лишь на экзаменах. На мой взгляд, там ее лучше и оставить, за плотно закрытой дверью аудитории. И хотя «минус» должен был составить важную художественную опору теме «Come Rain Or Shine», так как он при помощи «скрипок» создавал настроение, настроение создалось отнюдь не радостное. Или, конечно, все должно было быть намного качественнее. Тем более что в век высоких технологий это совсем не сложно!

А вершиной вечера, конечно, стал секстет тромбонов a capella. Как отметил Юрий Кинус, который вел концерт, такой ансамбль редко где можно услышать. В Ростове секстет тромбонов – явление, можно так сказать, исключительное. Не мудрено, что своей игрой они вызвали волну оваций! К квартету, уже игравшему на сцене ранее, присоединились А. Зайцев и А. Боярских. Они исполнили несколько потрясающих номеров, среди которых особенное впечатление произвели темы Д. Гордона «Жареные бананы» в аранжировке В. Бударина и Е. Белина, и А. К. Жобима «Девочка из Ипонемы» (здесь вместе с секстетом играл гитарист «Донсупербэнда» А. Романенко).

Завершил концерт, как уже было сказано, «Дон-супер-бэнд» авторской композицией В. Бударина под его управлением, окончательно сразившей слушателей. Это был один из лучших концертов цикла «Джазовый центр Кима Назаретова представляет».

Марина Мухаметова