Впервые: вокалисты ТМК в Малом зале РГК,

или о концерте выпускников вокального отделения Таганрогского музыкального колледжа в Ростовской консерватории

Вокальное отделение Таганрогского музыкального колледжа весьма молодо – ему нет еще и десяти лет! Однако его выпускники каждый год уверенно перешагивают порог Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова, выдерживая огромный конкурс, чтобы обучаться певческому искусству.

А вот 20 февраля 2008 года они впервые перешагнули порог консерватории задолго до вступительных соревнований: выпускники колледжа приехали с концертом, который, по заключительным словам ведущей – доцента Татьяны Шорлуян, обеспечил им «попадание в сети» кафедры сольного пения.

Преподаватель Таганрогского колледжа Светлана Ильинична Кучерявенко прислала только одного певца – тенора Романа Милешкина. Зато заведующая вокальным отделением Наталья Александровна Шлотова представила не только квартет четверокурсников (Людмилу Мельникову, Илону Данилову, Евгению Гетман и Артура Ачылова), но и студентку младшего курса Елену Кулик, которая уже на втором году обучения смогла осилить некоторые выпускные требования.

В концерте прозвучали 20 номеров – арии, романсы, песни, а также сцены, дуэты и квартет русских и зарубежных композиторов XVII–XX веков: сольные программы каждого из певцов разделялись ансамблевыми номерами.

В начале концерта Татьяна Шорлуян решила подстраховать выступление, сказав, что дети очень волнуются, и что-то может не получиться. Однако страховка была излишней: Ария Ксеркса из одноименной оперы Генделя в исполнении Романа Милешкина прозвучала весьма уверенно, в характере и стиле, что только убедило в состоятельности исполнителя. Эта ария из оперы Генделя была единственным старинным сочинением программы. Начиная с последующего ариозо Германа из «Пиковой дамы» Чайковского концерт «взял курс» на романтизм.

Роман Милешкин с явно не характерной для студента колледжа (но не для тенора героя-любовника) страстью и нежностью исполнил романсы Чайковского и Шумана. А какой всплеск куража, удали и темперамента прозвучал в романсе Свиридова «Подъезжая по Ижоры»! Конечно, не все удавалось технически, но мелкие неудачи перехлестывал актерский успех, умение захватить внимание слушателя и, разумеется, бесподобно бархатный тембр. Жаль, что этот певец не принял участия в дальнейшем, местами даже театрализованном действе.

Но вот на сцене появляются Алиса и Нанетта Форд, Мэг Пейдж и миссис Куикли… точнее Людмила Мельникова, Илона Данилова, Евгения Гетман и Елена Кулик (Сцена и квартет из оперы Верди «Фальстаф»). Играют потрясающе хорошо, ансамбль прекрасный! Но невозможно не выделить Людмилу Мельникову – по ней видно, что на сцене она дома. У нее отлична и манера пения – более зрелая и самостоятельная.

Следующим сольным персонажем концерта становится Артур Ачылов (баритон). Три разнохарактерных романса – «Старый капрал» Даргомыжского, «Я не сержусь» Шумана, «Влюбленный солдат» Канио – прозвучали в одном драматически-декламационном ключе. Но если романсы Шумана и Даргомыжского предполагали такой характер, то «Влюбленный солдат» из задорного, бесшабашного, каким мы привыкли его слышать, превратился в грустного, немного задумчивого. Что же, каждый по-своему переживает любовь, но все же такое исполнение не отвечает итальянской любовной «традиции».

Комедийный дуэт Сюзанны и Марцелины из «Свадьбы Фигаро» Моцарта предваряет сольную программу Людмилы Мельниковой. Удивительно, но русские и зарубежные арии звучат в ее исполнении равно хорошо, что называется, «ложатся на голос»! Она умеет быстро настроиться на любой образ: будь-то хитрая субретка Сюзанна, или лирическая, влюбленная Сервилия. Особенно характерно прозвучала Ария Дуни из оперы М. Красева «Морозко». Чувствуется, растет будущая Снегурочка, Людмила, Волхова! Все в этой девушке соответствует сказочности: хрупкая, изящная, с необычайно женственными гибкими жестами, в мерцающем блестками платье и, при этом, обладающая серебристо-звенящим голосом и довольно виртуозной вокальной техникой, она мгновенно поразила всех, даже самых искушенных зрителей.

Сольные выступления Илоны Даниловой и Евгении Гетман свежестью и броскостью тембров и образов не отличались, но были сделаны по-ученически аккуратно. Зато на двух ансамблях с участием этих выпускниц нужно остановиться поподробнее.

Итак. Верди. Сцена Джильды и Риголетто из оперы «Риголетто». Исполняют Илона Данилова и … Василий Сытенький. Конечно, В. Сытенький в списках выпускников Таганрогского музыкального колледжа, да и вообще студентов не значился. Более того, как выяснилось, он даже никогда не имел отношения к музыкальному профессиональному образованию! Как же его взяли исполнить довольно сложную для вокалиста, кроме того, очень известную партию Риголетто?!

Этот вопрос может возникнуть только у тех, кто плохо знает жителей города Таганрога. А их это не удивляет. Ведь всем известно, что профессор Таганрогского радиотехнического университета, доктор физико-математических наук В. П. Рыжов (не учившийся в училище и консерватории) является автором ряда вокальных и инструментальных сочинений. Его концерты проходили в залах Московской консерватории, Центрального Дома Работников Искусств (Москва) и Ростовского Дома актера, не говоря уже о многочисленных таганрогских вечерах. Кроме того, Радиотехнический университет имеет свой собственный оркестр. Так почему бы одному из его кандидатов технических наук не стать оперным певцом? Кстати, В. Д. Сытенький является солистом существующего в Таганроге музыкального салона «В гостях у „Музы“», объединившего под своей сенью всех музыкально-ориентированных докторов и кандидатов физико-математических, технических, химических наук.

Конечно, не стоит обсуждать профессионализм исполнения этой сцены, но надо отдать должное эмоциональной насыщенности, передачи смен настроения Джильды и Риголетто по ходу развертывания событий в замке герцога. Дуэт произвел впечатление прекрасной актерской игрой.

Второй дуэт, о котором еще хотелось бы упомянуть – Сцена Тамары и Демона из оперы «Демон» Рубинштейна – исполнялся Евгенией Гетман и Артуром Ачыловым. В нем было все: сдержанная экспрессия, надломленная драматичность, роковая неотвратимость Демона и неопределенность (в начале), граничащая с томной мечтой, а затем и обреченность Тамары. Невероятно, что выпускники училища в свои годы могут осмыслить и передать такие сложные переживания! Дуэт стал достойным завершением концерта.

По словам Татьяны Шорлуян, концерты выпускников Таганрогского музыкального колледжа на сцене Ростовской консерватории должны войти в ежегодную традицию.

А сами выпускники колледжа должны в будущем войти в историю вокального искусства!

А. С.