Ученики, достойные своего учителя

О концерте студентов класса профессора Р. Г. Скороходовой

Ни для кого не секрет, что в жизни каждого человека встречаются люди, которые влияют на его судьбу. Значимой фигурой в этом смысле предстает учитель, который не только, как путеводная нить, ведет за собой ученика, но и пытается вложить в него все свои знания, мастерство. Посетив один из концертов класса профессора Риммы Григорьевны Скороходовой, я стала свидетелем такого творческого союза между учителем и учеником.

Перво-наперво стоит сказать об общем впечатлении, которое произвел на меня этот концерт. Все, без исключения, принимавшие участие в этом вечере студенты продемонстрировали публике свой профессионализм и искусное владение инструментом – феерическую технику, отчетливую артикуляцию, сочную звучность в виртуозных пассажах и «звучащее» пиано, тембровое разнообразие… Особо ярко в этом плане себя проявили Максим Тимофеев, Александра Григорян, Надежда Половинко, Лю Ин. При исполнении финала Четвертого концерта С. В. Рахманинова Александрой Григорян (студентка 5 курса, лауреат международных конкурсов) меня изумил не только ее виртуозный пианизм, но и то, как такой хрупкой, изящной девушке удалось передать всю полноту, мощь звука, столь характерного для стиля Рахманинова.

Восторг публики вызвало также выступление Максима Тимофеева (студент 1 курса, лауреат международного конкурса). Исполняя «Мефисто-вальс» Ф. Листа, он как нельзя лучше продемонстрировал блестящую технику, которую требует произведение, владение звуком как на пиано, так и на форте. Помимо безукоризненного пианизма, в его игре чувствовалась и внутренняя напряженность, эмоциональность.

Следует заметить, что у всех принимавших участие в концерте чувства выражались по-своему. За внешней канвой пианизма скрывались и эмоциональное внутреннее переживание, и трепетное отношение к исполняемой музыке, вылившееся в богатую палитру звуковых нюансов. Наиболее выразительно прозвучала «Соната-воспоминание» Н. Метнера в исполнении Анны Зацаринной (студентка 2 курса). На мой взгляд, ей удалось уловить и передать то настроение, которое автор вложил в это произведение. Это чувствовалось не только в благородном звучании рояля, но и в том, насколько она наполнила его смыслом и эмоциями, щемящими душу интонации. Создалось впечатление, будто композитор говорит нам из прошлого о пережитых событиях.

Совсем другой образ возник при прослушивании «Каприччио» И. С. Баха, исполненного Еленой Кузнецовой (студентка 5 курса). В ее игре было все, что соответствует стилю Баха – и особое звукоизвлечение, и приемы игры, и безукоризненная выверенность и строгость каждой темы, и внутренние самообладание... Но главное, что ей удалось передать, на мой взгляд, так это образ произведения. Из многочисленных тем, как из стройных форм, сложился некий архитектурный образ – образ храма, устремленного ввысь, к небесам.

Конечно же, каждый из пианистов играл, чувствовал и понимал музыку по-своему, пытаясь донести ее до разума и сердца слушателя. Но концерт в целом создал впечатление некой общности, которая, на мой взгляд, кроется именно в пианизме и мастерстве, идущих от стиля Риммы Григорьевны, видного педагога, заслуженной артистки России.

Е. Воробьева