С 12 по 22 декабря в Ростове проходит II Международный фестиваль «Ростовские премьеры». Подобных культурных акций, целиком посвященных высоким образцам академической музыки, созданной в последние десятилетия и даже совсем недавно, в нестоличных российских городах крайне мало, а традиционных, проводящихся регулярно, кажется, нет совсем. Вообще, современная музыка достаточно редко звучит с концертной эстрады, более того, написанные почти сто лет тому назад произведения Шенберга, Берга, Веберна мы до сих пор склонны называть «современной» музыкой. Поэтому как-то представить себе панораму современного искусства остается делом не легким. Конечно, ежегодный фестиваль «Московская осень» знакомит столичного слушателя с тем, что в данный момент происходит в музыкальном мире, но для провинциального любителя искусства оно по-прежнему мало доступно. Тем выше заслуга Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, которая стремительно выдвинулась в число ведущих музыкальных вузов России, в своем городе заняла место одного из центров концертной жизни и которая выступила инициатором фестиваля.
Идея фестиваля рождается в сознании горстки энтузиастов, часто – одного человека. Фестиваль становится реальностью, когда идея получает административную и финансовую поддержку. Фестиваль делается регулярным, когда востребован общественностью. Нынешний фестиваль в этом смысле – не исключение. Руководство фестивалем осуществляют: автор проекта – А. C. Данилов (ректор РГК, заслуженный артист России, профессор), художественный руководитель – А. М. Цукер (проректор по научной и концертной работе РГК, заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор) и арт-директор – Г. Ю. Толстенко (зам. председателя Ростовской композиторской организации). Учредителями фестиваля выступили: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Ростовской области, РГК им. С. В. Рахманинова, Ростовская областная филармония.
Никто, наверное, не станет спорить с тем, что Ростов-на-Дону – довольно крупный музыкальный центр, где культурная жизнь сосредоточена не только в консерватории, филармонии и Музыкальном театре (что уже и само по себе не мало), но и поддерживается многочисленными творческими коллективами, талантливыми исполнителями. Однако выдающиеся музыканты мирового уровня в нашем городе бывают не часто (не так давно эту традицию «нарушил» всемирно известный пианист Николай Петров). И поэтому целое созвездие крупных музыкантов, приглашенных для участия в фестивале не может не вызвать огромного интереса у общественности. Согласно условиям фестиваля, композиторы, чья музыка исполняется, находятся в зале – согласитесь, редкая возможность не только посмотреть на авторов, но и пообщаться, взять автограф, сфотографироваться. Такие имена как Гия Канчели, Юрий Фалик, Роман Леденев, Владимир Тарнопольский, Сергей Яковенко и Юрий Башмет не нуждаются в особенных представлениях. Хорошо знакомы публике и имена ростовских композиторов – Виталия Ходоша, Галины Гонтаренко, Анатолия Кусякова, Михаила Фуксмана, Алексея Хевелева, чьи новые сочинения представлены на суд слушателя. Следует упомянуть о том, что идея проведения подобных фестивалей была активно поддержана и участником первых «Ростовских премьер» одним из выдающихся композиторов современности – Г. Канчели, во многом, благодаря которому удалось осуществить участие в акции Юрия Башмета.
Торжественное открытие фестиваля, виртуозно направляемое художественным
руководителем Анатолием Цукером, состоялось в Большом зале Ростовской
областной филармонии 12 декабря. Короткая официальная часть, включавшая
приветствия автора проекта Александра Данилова и министра культуры Ростовской области Светланы Васильевой, выполнила роль вступления в композиции вечера. Открывала концерт симфоническая поэма Толиб-хона Шахиди «Садо». Надо заметить, что по отношению к данному сочинению и его автору название «Ростовские премьеры» как нельзя более подходит. Дело в том, что ни поэма «Садо» (написанная сравнительно давно, в 1984 году, представленная на фестивале современной музыки в Нью-Джерси, США, и одинаково восторженно принятая и на Востоке, и на Западе), ни какие-либо другие сочинения Шахиди в Ростове никогда ранее не звучали. Партитура
поэмы, пронизанная солнцем, насыщенная блестящими красками, словно переносит
нас в сказочное восточное царство. Все привлекает в этой музыке: дерзкие
сочетания тембров меди, струнных, ударных, острые танцевальные ритмы,
воссоздающие вихрь восточного танца. Сам композитор и его сочинения (в
других концертах звучали сюита из балета «Смерть ростовщика», сюита для
флейты и фортепиано «Речитативы Руми») стали необыкновенно интересным
и приятным открытием для ростовчан, словно ворота Тамерлана с картины
Верещагина приоткрылись и любопытному взору предстало причудливое внутреннее
убранство. Если проводить аналогии между творчеством и характером автора,
то можно было бы предположить, что перед нами броская, яркая, в чем-то
даже экстравагантная (конечно, не в наряде персидского шаха) очень своеобразная
личность. Однако на встрече со студентами в Камерном зале консерватории
все увидели доступного, открытого в общении и лишенного каких-либо нарочитых
эффектов человека. Он рассказывал о себе, о своих учителях, о гастролях,
поездках, с болью говорил о судьбе таджикской культуры, которая переживает
не лучшие времена. Выдающийся дирижер современности – Валерий Гергиев
сказал о музыке Толиб-хона Шахиди, что она представляет собой «замечательный
синтез Востока и Запада». Действительно, родившись в семье основоположника
таджикской музыки в Душанбе, впитав все соки национальной культуры, он
получил образование в Московской консерватории (учился у С. Баласаняна,
А. Хачатуряна и А. Эшпая), сейчас преподает в Тегеранском университете
изящных искусств, его музыка исполняется на всех континентах. Живет композитор
в Москве, в Душанбе приезжает с концертами, дирижирует там оркестром.
Не случайно я коснулась композиции вечера, поскольку она имела вполне
завершенную структуру. Заканчивался концерт, по словам А. Цукера произведением,
«уже хорошо нам знакомого композитора Толиба Шахиди» а именно: Третьим
фортепианным концертом. На мой взгляд, в этом произведении фортепиано
используется не как солирующий инструмент, а как еще одна оркестровая
краска, но, тем не менее, требует от исполнителя виртуозного владения
техникой, что и продемонстрировала солистка, лауреат международных конкурсов,
студентка V курса консерватории Софья Бугаян. Все сплетается в этой музыке:
и индийская рага, и маком, и легкий западноевропейский вальс, перенесенный
на восточную почву.
Красочную палитру Востока сменили написанные в холодноватых северных тонах «Эпиграфы» для флейты и камерного оркестра Романа Леденева (солировала Ольга Лебедева). Само название «Эпиграфы» в музыке встречается не часто и предполагает краткость и афористичность, сочетающуюся с глубиной и емкостью смысла. Именно такое впечатление производит музыка этого композитора (в других концертах звучали «Десять эскизов» для камерного ансамбля, «Пять попевок» для струнного квартета, пьеса для баяна «На фоне зимнего пейзажа») – мягкие приглушенные полутона, мелодичность и удивительная гибкость и тонкость. Если продолжать сравнивать характер композитора и его сочинения, то в данном случае соответствий будет больше. Роман Леденев родился и получил образование в Москве (учился у В. Шебалина, Н. Ракова, А. Александрова), сейчас является профессором Московской консерватории. На творческой встрече со студентами композитор играл недавно написанные фортепианные пьесы, навеянные впечатлениями от Карелии: «Белые ночи», «Розовые облака» и «Синее озеро», – все в них дышит своеобразным колоритом северного лета: прохладой, прозрачностью и тишиной. Перед внутренним взором встают Ладога, скалы, заливы в акварельных приглушенных тонах. Для творчества Р. Леденева характерны лаконичность и миниатюризм, по собственному признанию, композитор предпочитает «медленную, плавную и мелодичную музыку».
В центре первого отделения концерта звучало одно из произведений студенческих лет давно и безоговорочно признанного всеми мастера – Гии Канчели. «Largo и Allegro» для струнных, фортепиано и ударных, о котором сам маэстро высказывался неодобрительно, производит впечатление никак не «пробного» опуса. Музыка Канчели красива, проста и невероятно многообразна. При желании можно осуществить «раскладку» стиля композитора, усмотрев в нем влияния грузинского фольклора (родился в 1935 году, в 1963 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции И. Туския) джаза, Шостаковича, Стравинского, Прокофьева, Айвза... Канчели переплавил все каким-то непостижимым образом, создав свою манеру письма, такую, что различные веяния и влияния проглядывают в ней лишь сквозь «лупу» музыковеда.
Как-то, на встрече со студентами Петербургской консерватории, Гия Канчели сказал: «Есть композиторы, стремящиеся отображать день сегодняшний, есть такие, кто сочиняет для будущего. Мне же всегда кажется, что я пишу музыку за людей, которые жили очень давно – может быть, в XIV, XV или XVI веке – и что-то не успели сделать или написать, и вот теперь я стараюсь заполнить это пространство. От сочинения к сочинению мой язык упрощается, и я ничего не могу с этим поделать. Разумеется, если бы мои произведения ничем не отличались от иллюзорной простоты искусства итальянских мадригалистов или композиторов эпохи Возрождения, значит, я работал бы зря».
Но главным событием, конечно, должно стать исполнение одного из самых известных произведений композитора – «Стикса» для альта, хора и оркестра, где солирующую партию сыграет Юрий Башмет.
Часто говорят о простоте сочинений Канчели, которая лишь иллюзия простоты, как в библейских заповедях. Внешняя доступность оборачивается в них для человека мыслящего философией мироздания, выходя за пределы просто музыки.
Все второе отделение первого вечера было посвящено одному сочинению – концерту для виолончели с оркестром Юрия Фалика. Интересно, что в данном случае проявились все, если можно так выразиться, творческие интересы автора. Ю. Фалик – композитор, дирижер, виолончелист, окончил Одесскую музыкальную школу им. П. С. Столярского по классу виолончели, профессор Петербургской и Нижегородской консерваторий, работает в Чикаго, учился в Ленинградской консерватории у А. Штримера, М. Ростроповича, Ю. Балкашина, позднее – у Б. Арапова. Сочинением, написанным для «родного» инструмента, продирижировал сам композитор. Конечно, это произведение выходит далеко за рамки жанра концерта, о чем говорят и названия частей: Lacrimosa, Dies Irae, Libera me и Lux Aeterna, взятые из католической заупокойной службы – Реквиема, если внимательно вслушаться, то в некоторых местах можно услышать слова, будто «подтекстованные» автором. Неслучайно, наверное, и исполнение в другом концерте Мессы для солистов, хора и камерного оркестра (1996). Ростовская публика получила возможность познакомится с духовной сферой творчества композитора, которая, как оказалось, пронизывает и изначально светские жанры. В своем виолончельном концерте автор обращается к декламационно-монологическому типу тематизма, что свойственно и для других его сочинений; глубина и серьезное духовное содержание, пронизанное внутренними противоречиями делает значимой каждую ноту его произведения. С нелегкой задачей донесения глубинных смыслов до слушателя блестяще справился лауреат международных конкурсов, виолончелист из Петербурга Сергей Словачевский.
Значение фестиваля в музыкальной жизни города трудно переоценить. Наверное,
хорошим признаком явилось то, что все симфонические концерты были проведены
силами студенческого оркестра консерватории. Художественный руководитель
и дирижер оркестра Александр Гончаров провел огромную трудоемкую работу,
которую отметили и композиторы. Для ростовских композиторов такой фестиваль
– это возможность ощутить себя в контексте мировой музыки. У «Ростовских
премьер» нет никакой «партийной» принадлежности: звучит музыка всех стилей
и направлений: национально-почвенная, авангардная, западноевропейская,
содержащая активные поиски и полный отказ от них.
К тому времени, когда газета выйдет из печати, как раз отзвучат последние
аккорды фестиваля, но и по нескольким уже прошедшим концертам можно судить
о его масштабах и насыщенности.
Оксана Твердохлебова
Опубликовано в газете «Донская культура». 2003. № 11-12.
04.03.04