Концерт «объединенных наций»

Всем известна история о смешении языков в Древнем Вавилоне. В то время разные народы были как никогда вместе. Со временем они расселились по земле, их культы, их быт стали отличаться. Приобрела своеобразие и музыка. Но интересно, что песня и музыкальное сопровождение к танцу получили место в каждой традиции. Сейчас они нередко формируют наше представление о музыке той или иной культуры. Некоторые их представители даже стали визитными карточками своих стран. Например, слыша Сиртаки, мы вспоминаем о Греции, а Марсельеза ассоциируется с Францией. Не случайно на Олимпийских играх при демонстрации каждой страны звучит ее гимн.

7 апреля в Большом зале филармонии, благодаря оркестру духовых инструментов Ростовской консерватории под управлением доцента Вадима Вилинова, опять появилась возможность, как в Древнем Вавилоне, очутиться в гуще множества собранных вместе национальных культур, но теперь – очень разнообразных: норвежской, чешской, китайской, аргентинской, греческой и многих других. Каждая из них была представлена песней или танцем, и что примечательно, не народными, а созданными профессиональными композиторами.

Прозвучали произведения как классиков – Брамса, Грига, Дворжака, Пьяцоллы, Теодоракиса, так и менее известных композиторов – Грейнджера, Нашименто, Кэнона, Юаня, Бестыбаева, Уманца.

Хотя зрителей было не много, оркестр играл как на большую публику – слаженно и вдохновенно! Особенно ярко прозвучали сочинения Юаня «Легенда из Яо» и Бестыбаева Ритуальное шествие «Голос Азии». Сила драматизма, поддерживаемая разнообразием ударных инструментов в Ритуальном шествии, гипнотизировала и в то же время потрясала. А «Легенда из Яо» первоначально мыслилась автору этих строк как нечто медитативное (по опыту ранее прослушанных китайских сочинений), однако оказалась довольно сложным симфоническим произведением, близким по духу музыке А. Дворжака.

Были исполнены в концерте и такие классические «хиты» как Венгерский танец № 1 И. Брамса, Танго любви А. Пьяцоллы и Сиртаки М. Теодоракиса. Но по стилю игры их нельзя было отделить от остальных, менее известных. В целом, по эмоциональному настрою концерт был довольно ровным, за исключением исполнения двух вышеупомянутых сочинений. Зато все аккорды звучали вместе, ансамбль был почти безупречный, и, как говорится в рекламе, «ни одной фальшивой ноты»! Это действительно удача оркестра духовых инструментов.

Отдельно хочется сказать о сочинениях, прозвучавших в начале концерта. «Ирландская мелодия графства Дери» и Английский танец «Крики пастуха» П. Грейнджера явно отделялись от всего последующего развертывания концерта. Хорального типа Ирландская мелодия и Танец в стиле жиги эпохи барокко, отличались не только принадлежностью национальной, но и эпохальной. Не известно, что определило выбор столь оригинальных по сравнению с основной программой сочинений, своим наличием в концерте они как бы говорили: «музыка Британии имеет шедевры аж в эпохе барокко». Конечно, сочинение какого-либо британского автора в романтическом или другом позднем стиле было бы более кстати.

Традиция собирания музыки разных народов в одной концертной программе имеет массу сторонников. Фестивали, концерты, несущие в основе аналогичную идею, проводятся в самых разных городах и странах мира. Концерт оркестра духовых инструментов достойно поддержал эту традицию, тем более в преддверии Олимпийских игр, на которых, как уже было сказано, тоже звучит музыка разных народов.

А. С.