Эгейский музыкальный подарок

Наша бывшая соотечественница играет в составе фортепианного трио из Турции

Когда в Ростове появились афиши концерта турецкого трио «Aegean» (12 апреля), многие стали искать о нём хоть какую-то информацию: не так часто у нас бывают исполнители из стран Востока.

Поиски в глобальных просторах Интернета не дали практически никаких результатов. На русском языке отыскалось лишь одно сообщение о том, что «Aegean» будет представлять Турцию на XIII международном фестивале «Весна Москвы»; другие две находки, по абзацу каждая, были на турецком языке. В Ростовской филармонии, куда, собственно, и собирались прибыть музыканты, тоже знали крайне мало. К минимально известным фактам добавились еще два. В составе этого трио – девушки: Шениз Дуру (фортепиано), Сема Коркут (скрипка) и Джулия Эргюден (виолончель); одна из них говорит по-русски, что очень облегчало предстоящее интервью.

В день концерта мне удалось застать их перед репетицией. Первое, что сразу несколько удивило, а позже и расположило к девушкам, – это их открытость и дружелюбие. Вместо привычных официальных приветствий и рукопожатий при знакомстве турецкие барышни с абсолютно искренними, доброжелательными улыбками встретили меня крепкими объятиями и троекратным «русским» поцелуем, тем самым разрушая между нами языковые и прочие барьеры. После чего они с радостью согласились уделить мне несколько минут и ответить на несколько вопросов.

Надо отдать должное одной из участниц трио – Джулии Эргюден, которая блестяще справлялась с ролью переводчика, и ни разу не запуталась в двух языках:

С. Ш.: О вас практически нигде в России нет информации. Вы впервые у нас?

Д. Э.: Да, мы ещё никогда не были в России.

С. Ш.: А в каких странах выступали?

Д. Э.: Конечно же, в Турции на различных фестивалях. Мы там выступали как сольно, так и с оркестрами. А именно как трио мы давали концерты ещё и в Германии.

С. Ш.: Расскажите, как родилось ваше трио.

Д. Э.: В 1998 году у Семы и Шениз была своя группа. Изначально с ними выступала другая виолончелистка, а позже уже присоединилась я. То есть, этому трио более десяти лет, и оно не так вот спонтанно образовалось.

С. Ш.: Откуда появилось название?

Д. Э.: Название Сема придумала. Сначала это трио называлось «Mezzo», а потом решили назвать «Aegean» («эгейское»), в честь моря.

С. Ш.: У вас у всех профессиональное музыкальное образование?

Д. Э.: Ну, конечно. Я закончила Казанскую консерваторию, Сема и Шениз – в Измире. Сема сейчас концертмейстер Измирского государственного оркестра; Шениз – преподаватель и концертмейстер в консерватории; а я – помощник концертмейстера группы виолончелей.

С. Ш.: Владеете игрой на каких-либо национальных инструментах?

Д. Э.: Нет, к сожалению. Сема, вот, неплохо играет на фортепиано. Да и я тоже…

С. Ш.: Сочинения каких композиторов обычно присутствуют в вашем репертуаре? Исполняете ли вы музыку современных национальных авторов? Знаете кого-нибудь из них лично?

Д. Э.: Дело в том, что мало кто из композиторов писал для такого трио. Мы исполняем произведения и зарубежных, и турецких авторов, в том числе русских. Из русских, кстати, недавно играли Шостаковича. А из национальных… Ну вот, Ильхан Баран, которого мы сегодня будем играть. Кстати, мы с ним как раз знакомы лично. А ещё с Камраном Инче…

С. Ш.: А помимо музыки чем занимаетесь?

Д. Э.: Сема и Шениз преподают, а я воспитываю двоих детей.

Тут подошло время репетиции, и нам пришлось расстаться до концерта…

Девушки исполняли «Трансформации» И. Барана – колористическое, современное, и довольно нелёгкое в техническом плане сочинение турецкого композитора, и цикл А. Пьяццоллы «Времена года» в собственном переложении для трио (в последовательности: Лето – Осень – Зима – Весна, отдавая дань весеннему Ростову).

С первых же нот стало ясно, что музыканты «чувствуют» друг друга просто потрясающе: не просто одновременно вступают – дышат в одном темпе и ритме; вместе поднимаются к fff и вместе обрушиваются в безграничное пространство насыщенной тишины; мелодия органично переливается из партии одного инструмента в партию следующего. Создалось такое впечатление, что на самом деле на сцене играет один человек. И когда закрываешь глаза, это впечатление становится почти реальным. Настоящий «ансамбль» в исконном его значении!

При этом каждая исполнительница – мастер игры на своём инструменте. У Шениз отточенная техника, очень цепкое, глубокое, аккуратное прикосновение кончиков пальцев к клавишам рояля, что делает динамические оттенки и штрихи более точными и чёткими. Сема становится единым целым со своей скрипкой и до такой степени «уходит» в музыку, что никто не замечает даже, как она переворачивает нотные страницы. Джулия не только эмоционально «озвучивает» свою партию, но и сама очень искренне переживает всё произведение внутри себя; её лицо – это весь спектр настроений, которые заложены в сочинении.

И при всей этой непохожести манер и темпераментов, каждое произведение звучало, как будто издаваемое одним инструментом.

Наверно, не случайно бриз с Эгейского моря прислал нам этот музыкальный подарок, и было бы очень полезно многим нашим ансамблям поучиться у трио «Aegean» их великолепному гармоничному единству.

Светлана Шейченко