Молодые – о молодых, для молодых

«Ромео и Джульетта» на сцене Ростовского музыкального театра

Как ни прискорбно, но вот уже долгие годы любителей оперных спектаклей, мюзиклов и балетов совершенно перестал возмущать тот факт, что артисты на сцене (причём, в особенности, исполняющие главные роли) не соответствуют своим литературным прототипам. Вместо стройной молоденькой девочки-Снегурочки на сцене появляется 60-летняя, довольно «пышная» дива, которая Бобылю и Бобылихе приходится скорее соседкой-ровесницей, чем дочерью. Или, к примеру, кудрявый, юный, симпатичный парнишка Володя Ленский (каковым по описаниям А. С. Пушкина его представляют романтично настроенные школьницы) предстаёт перед слушателями в облике лысого мужичка маленького роста с животом внушительных размеров, что окончательно ломает неокрепшую детскую психику разрушением образа. Не говоря уже о танцорах-тяжеловесах, в интерпретации которых Эсмеральда кажется цыганкой пенсионного возраста с прогрессирующим остеохондрозом, а лебеди в балетных «пачках» похожи на страусов, которые, собственно, и так не умеют летать…

В этом смысле Ростовский музыкальный театр не устаёт радовать зрителей. Первое представление на его сцене в этом сезоне балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева 13 апреля просто превзошло все ожидания.

Декорации, очень точно передавшие стиль, быт, красочные виды Вероны, не могли оставить публику равнодушной. И каждая картина, сопровождающаяся сменой декораций, была встречена восхищёнными возгласами присутствующих в зале.

Костюмы актёров были просто ошеломительны. Мало того, что они необыкновенны по красоте; несмотря на кажущуюся массивность, «тяжеловатость» они не мешают танцорам очень ловко двигаться и свободно чувствовать себя в сценическом пространстве. Ко всему прочему, огромную роль играла символика цвета, так удачно «схваченная» костюмерами: белое лёгкое платье чистой, невинной Джульетты; синий цвет одеяния благородного, романтичного, порывистого Ромео; преобладание жёлтого в одежде полного жизни весельчака Меркуцио; красный костюм вспыльчивого, гордого, пылающего ненавистью Тибальта…

Оркестр под управлением Алексея Шакуро хорошо чувствует хореографию. Благодаря чуткому контакту между музыкантами и танцорами, последние изумительно точно попадали в ритм; каждый удар шпаги совпадал с ударами барабана; а «бездыханные» тела падали четко на кульминационных аккордах.

Но самое потрясающее, наверно, всё-таки в том, что художественный руководитель постановки Вячеслав Кущёв и хореограф-постановщик народный артист России Алексей Фадеечев повторили опыт великого итальянского режиссера Франко Дзеффирелли, который в 1969 году пошёл на риск и снял в своем фильме «Ромео и Джульетта» актёров, максимально близких по возрасту шекспировским героям, – Оливию Хасси, шестнадцатилетнюю англо-аргентинку, и Леонарда Уайтинга, семнадцатилетнего британца, покоривших зрителей своей невероятно искренней и трогательной игрой. Совсем юные танцоры Олег Сальцев (Ромео), Елизавета Мислер (Джульетта), Андрей Рябов (Тибальт), Константин Ушаков (Меркуцио), Иван Арефьев (Парис), Полина Шаханова (Капулетти-мать), и Екатерина Шлыкова (куртизанка) показали «высший класс», не только великолепно исполнив как фуэте, элевацию, плие и тому подобное; они еще и мастерски прожили на сцене всю трагедию своих героев, заставив пришедших поверить в правдивость разыгрывающихся перед ними страстей.

Каждый из артистов был «на своём месте»: хрупкая, изящная, очаровательная Е. Мислер; пылкий, горячий, «невесомый» О. Сальцев; грациозный, педантичный И. Арефьев; резвый, подвижный, бесподобно пластичный и артистичный К. Ушаков; напористый, жёсткий, холодный А. Рябов. В горячем приеме балета публикой немаловажную роль сыграл также мимический ансамбль театра.

Играли настолько выразительно, эмоционально и глубоко психологично, что всё было понятно без слов даже школьникам, в огромном количестве посетившим это представление. А что может быть лучше достоверного воплощения событий «давно минувших дней», так здорово рассказанных талантливой плеядой молодых актёров подрастающему поколению!

Светлана Шейченко