Встречи на джазовых перекрестках

Апрель: дети и мэтры

В джазовой концертной жизни Ростова период, охвативший конец зимы и начало весны, оказался необычайно тихим. Зато апрель радует самыми разноплановыми событиями: большим концертом, в котором участвовали только юные джазмены, очередным выступлением мэтра ростовского джаза Адама Терацуяна. В этом месяце Ростов посетят Игорь Бутман и Лариса Долина с совместной джазовой программой, состоится «матч гигантов» (как объявлено в многочисленных афишах) Георгия Гараняна и Дениса Мацуева… Причем последние два концерта, к большому сожалению, пройдут в разных залах в один и тот же день!

Джазовый концерт, в котором участвовали детские ансамбли и биг-бэнды, состоялся 11 апреля в Большом зале Ростовской филармонии, на следующий день после отчетного концерта детской джазовой школы им. К. А. Назаретова. Несмотря на то, что возраст исполнителей не превышал 14-15 лет, внимание слушателей им удалось удерживать на протяжении всего выступления – а он длился более трех часов! К тому же коллектив, вышедший на сцену в первом отделении, это детский биг-бэнд из Германии под руководством талантливого и очень опытного педагога Александра Гебеля. Второе отделение было посвящено биг-бэнду школы им. К. А. Назаретова под управлением Андрея Мачнева. Подобный «тандем» детских коллективов не случаен. Концертная деятельность Андрея Мачнева, который в настоящее время является одним из ведущих преподавателей джазовой музыки в Ростове-на-Дону, начиналась в Кривом Роге, в прославленном оркестре, который возглавлял в то время именно Александр Гебель.

Концерт произвел просто неизгладимое впечатление благодаря своей динамичности: подобно карнавальному действу, сменяли друг друга биг-бэнды, большие и малые составы. Казалось, на сцене больше исполнителей, чем их было на самом деле. Звучали как аранжировки как по-детски игровые (но от этого отнюдь не «облегченные»), так и очень сложные в техническом и смысловом плане, достойные лучших взрослых биг-бэндов.

В определенных кругах всегда существовало и продолжает существовать мнение, что ребенок не может по-настоящему исполнять джазовую музыку. Впрочем, подобное относится и к классической музыке. Но дети выступают и должны выступать, чтобы доказывать свое мастерство не только педагогу в классе, или на экзамене. Школьные концерты, как правило, проводятся исключительно «для родителей», очень редко за пределами самой школы и с целью помочь ребенку сделать первые шаги на сцене. Только малая часть этих школьников через многие годы обучения в училище и консерватории созревают музыкально, начинают осознавать свою исполнительскую индивидуальность.

Однако, от одного подобного концерта к другому мнение о важности воспитания истинного музыканта – джазмена в частности – с самого раннего детства только набирает новых сторонников. Жаль, что пока еще подобная система не работает у нас в большинстве городов.

Опыт участия в больших концертах и, конечно, джазовых фестивалях в самых разных уголках страны и за ее пределами у этих маленьких музыкантов уже очень большой. Далеко не все взрослые чувствуют себя на сцене настолько раскованно, как эти дети, ведь выходить на сцену, играть джаз, импровизировать – это для них любимое, и, в хорошем смысле слова, привычное дело.

Любопытно было сравнить встретившиеся в одном концерте различные музыкальные менталитеты: все-таки русское «от души» и «чтобы сердце защемило», как ни крути, в корне отличается от немецкой аккуратности, педантичности, даже вышколенности… Возможно, поэтому русские слушатели и приняли более тепло ростовчан – сама музыка в принципе была ярче, самобытнее. Это совсем не означает, что немецкие школьники-джазмены были в какой-то мере «хуже», вовсе нет. Дело, скорее, в характере самой исполняемой музыки и даже поведении на сцене. Из биг-бэнда ростовской джазовой школы необходимо отметить потрясающего барабанщика Самвела Саркисяна, который «держит» весь этот «организм», обеспечивая бесперебойное биение его сердца, и маленькую, но уже опытную вокалистку Соню Стативко, участие которой в концерте всегда гарантирует овации.

После программы слушателям был предложен совместный jam-session обоих оркестров. И это лишь подчеркнуло мастерство юных исполнителей, ведь, как известно, подобные сейшны и показывают уровень мастерства джазовых музыкантов. И молодые виртуозы с этой задачей прекрасно справились.

Абонементные концерты в цикле «Джазовые перекрестки» проходят в Ростове обычно раз в сезон. Инициатором концерта, состоявшегося 13 апреля в малом зале Ростовской филармонии и названного «Джазовые маршруты», как обычно, выступил один из ведущих джазовых музыкантов города Адам Терацуян, сочетающий яркий педагогический талант и богатую концертную практику (что встречается в настоящее время не так часто). Идея была воплощена ведущим ростовским музыковедом Галиной Калошиной, которая по совместительству является организатором и ведущей абонемента.

В концерте приняли участие несколько ансамблей, различных по творческим пристрастиям и уровню профессионализма. Открывал концерт сам Адам Мартынович со своим трио в составе К. Крит (фортепиано) и А. Бердников (гитара). Оригинальные аранжировки, сделанные участниками ансамбля, и, возможно, отсутствие в этом ансамбле ударной установки создали теплую, уютную атмосферу в зале. Публики собралось не слишком много, но все, кто был в зале, – настоящие ценители творчества заявленных в афишах музыкантов и, в частности, Адама Терацуяна, вырастившего от музыкальной школы и до аспирантуры немало высокопрофессиональных джазменов.

Из композиций, исполненных ансамблем, особенно удалась проникновенная армянская народная песня, аранжированная Адамом Мартыновичем для этого состава.

Позднее к трио присоединился известный в Ростове скрипач Сергей Нестеров, виртуозно играющий и классику, и джаз. Музыканты уже не раз выступали совместно, и всегда успешно. Их профессионализм позволяет им тонко балансировать, представляя джазовые темы в классической подаче и классику в джазовых интерпретациях.

В составе ансамбля Валерии Шишиной – ученицы А. Терацуяна, кстати сказать, единственной джазовой контрабасистки в Ростове-на-Дону – А. Мудраков (ударные), В. Окунев (гитара), Р. Турецких (перкуссия), А. Ракша (фортепиано). Это ансамбль со своим стилем. Его состав варьируется для каждого отдельного концерта. В этот раз в число участников влился Виталий Хетушка – совсем молодой аккордеонист, который в настоящее время очень увлечен джазом и уже достаточно профессионально импровизирующий.

Таганрожец П. Семенчук (бас-гитара, контрабас) – еще один молодой и очень инициативный музыкант с большим творческим потенциалом и достаточным профессионализмом для его воплощения – играл в трио с Е. Педан (фортепиано) и А. Мудраковым (ударные).

Завершил концерт, конечно же, самый яркий ансамбль, в составе которого также ученики Адама Терацуяна – Павел Филиппов (контрабас), который в прошлом году окончил аспирантуру у Адама Мартыновича, Илья Филиппов (фортепиано), совсем недавно вернувшийся из плодотворной творческой поездки в США, и Алексей Мудраков (ударные). Музыканты, имея превосходную профессиональную подготовку, но отнюдь не остановившиеся в своих творческих поисках, постоянно экспериментируют с игрой в самых разножанровых составах, поэтому их синтетический подход к трактовке каждой, пусть даже и давно «заигранной» теме, отличается свежестью и новизной.

Концерт завершился предложенным Адамом Терацуяном сейшном, в котором приняли участие все музыканты, занятые в программе. Вполне логичное завершение…

Марина Мухаметова