«Играть или не играть?» – вот в чем вопрос

Вы встречали хирурга, который, ставя диагноз, не может провести операцию потому, что забыл, как обращаться с медицинскими инструментами? Правильно! – Не встречали. А вот педагог-музыкант, обучающий студентов, но не играющий – это вещь довольно часто встречающаяся. Да, да, слышу бурную волну возражений: «Мы играли в свое время, да еще какие вещи! Чтоб поддерживать форму, нужно регулярно уделять этому внимание и, самое главное, время! А ведь еще столько дел дома – семья, дети» и т. д. и т. п. Впрочем, причина всегда найдется, уж в этом согласитесь. Но наш разговор будет не о них, а как раз о тех, кто, несмотря ни на что, находит минуты и даже часы, чтоб сохранить все то, что называется навыками исполнительства.

Конечно, опыт, накопленный начиная от музыкальной школы и заканчивая консерваторией или аспирантурой, позволяет заниматься педагогической деятельностью с большой уверенностью. Но не все педагоги-музыканты сохраняют свой «игровой аппарат» в форме так же, как сохраняют и развивают знания, скажем, теоретические. А ведь урок по фортепиано (или любой другой музыкальной специальности) это урок не теоретических знаний – это, прежде всего, занятие, направленное на слуховую активизацию ученика. А теперь я вас спрошу: «Как может бедолага-студент сразу извлечь из инструмента звук требуемого качества, когда ему только объясняют на словах, каким он должен быть?»

Снова слышу возражения: «Неправда! Педагог показывает, исполняет на инструменте, если есть большая необходимость, как должен быть озвучен тот или иной музыкальный материал». Да, но в таком случае, когда педагог не поддерживает систематически навыки игры на инструменте, как правило, теория расходится с практикой; в лучшем случае – учитель сможет показать пару строк в виде чтения нот с листа. Если бы Генрих Густавович Нейгауз только словами обучал своих студентов высокому искусству игры на фортепиано, то, вероятно, коэффициент полезного действия был бы ниже известного. Рихтеру и Гилельсу, может, было бы и достаточно только пары слов талантливого педагога, но для большинства, думаю, остается важным не только «словесный портрет» желаемого результата, но и его непосредственное живое воспроизведение. Если вы были студентом, скажем, по классу фортепиано, в училище или консерватории, то наверняка помните хотя бы один случай, когда учащиеся невзначай хвастаются, что их учитель «до сих пор играет».

Судить о педагоге только по этому критерию – «играющий» он или нет – тоже неверно. Крайностей быть не должно. Но если ученик на уроке наглядно слышит музыкальный пример, да еще и в хорошей интерпретации – это если не половина успеха, то значительная его доля. (Конечно, при условии, что обучающийся не глупец). Таким образом, педагог-музыкант, который продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство, словно сохраняет свои знания не в «законсервированном», а «живом» виде; он в любой момент может продемонстрировать то, что требует от ученика, подкрепит свои суждения на практике. Соответственно, студент, обучающийся в классе такого педагога, получает знания в «трехмерном изображении».

Так какого хирурга вы предпочитаете?

Екатерина Ерёменко