О приятных и неприятных неожиданностях на концерте Сергея Маркарова

На первый взгляд, все было предопределено – программа концерта, имя исполнителя. Но, в итоге, художественное событие оказалось более чем непредсказуемым.

Субботним вечером, в день празднования 259-летия со дня основания города Ростова-на-Дону, в Большом зале филармонии состоялся сольный концерт пианиста, народного артиста Республики Осетия, артиста мира ЮНЕСКО, профессора Парижской консерватории Сергея Маркарова. Музыкальное образование артист получил в России, в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в классе профессора Павла Серебрякова. Далее обучался в аспирантуре Московской консерватории им. П.И. Чайковского у профессора Сергея Доренского. В 1988 году был приглашен во Францию.

Концерт открыло произведение И. С. Баха – «Хроматическая фантазия и фуга» d-moll. «Погружению» в гениальную величественную музыку мешали визуальные отвлечения артиста от интерпретации – в силу неизвестных простому слушателю причин, он периодически почесывал то левое, то правое ухо в момент пауз. Заметим, что это не попытка быстро смахнуть пот с лица на последних аккордах!

После совершенной полифонии Баха, в духе программ академконцертов и экзаменов, прозвучала Соната C-dur № 58 Й. Гайдна. Вот только о том, что это музыка эпохи классицизма, говорило лишь имя композитора. Господина Гайдна, вероятно, очень огорчил бы тот факт, что его сочинения исполняются в quasi романтическом стиле. Большое количество неуместных ritenuto и accelerando придавали музыке настолько взволнованный характер, что поневоле вспоминались незабвенные Шуман и Шопен. Качество звука, конечно, соответствовало требованиям большой сцены, но уважаемый исполнитель порой слишком злоупотреблял очень мягким, даже бархатным туше. Кроме того, агогические колебания были столь велики, что восьмые паузы очень часто превращались в четвертные…

Следующим номером программы должна была прозвучать Соната As-dur №12 Л. В. Бетховена. Вместо этого публика услышала Балладу h-moll Ф. Листа в исполнении не Сергея Маркарова, а Натальи Кадыровой – студентки Парижской консерватории. Причиной выхода на сцену новой исполнительницы явилась традиция, которой С. Маркаров следует уже несколько лет: так как он гастролирует по многим странам мира, на каждый следующий свой концерт профессор приглашает с собой одного представителя талантливой музыкальной молодежи того города, в котором концерт уже завершился. А поскольку гастрольный тур стартовал в нашем городе, Наталье Кадыровой, которая является студенткой солиста, представилась возможность участвовать в одном концерте вместе со своим педагогом. Если проанализировать манеру исполнения юной артистки, можно сказать, что она была «точной копией» манеры своего учителя. После продолжительных аплодисментов, наконец-то прозвучала соната Бетховена уже в исполнении профессора (к сожалению, в той же манере, что и соната Гайдна), а следом за ней Фантазия op. 116 Й. Брамса – два каприччио и одно интермеццо. И в тот момент даже непрофессиональному слушателю было понятно, насколько комфортнее и привычнее исполнителю данный стилевой пласт, – романтизм. «Брамсовские глубины» маэстро «освоил до дна».

Согласно представленной в афише программе, продолжить концерт должны были две пьесы («Масленица» и «Святки») из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, Прелюдия cis-moll и «Итальянская полька» С.В. Рахманинова. Но, к сожалению, прозвучала только «Итальянская полька». Ведущая концерта (Маргарита Рогачева), опять же, к удивлению собравшихся в зале слушателей, объявила, что исполнитель желает сам сказать несколько слов. Незамысловатая речь в первой части была обращена к спонсорам и организаторам концерта с целью выражения благодарности. Вторая часть явилась поистине кульминационной точкой всего концерта. Даже те нерадивые слушатели, которые разговаривали во весь голос по сотовому телефону во время исполнения, даже те, кто по какой-то причине периодически то заходил, то выходил из зала, оповещая всех об этом стуком каблуков, даже тот, кто, видимо, был голоден и в начале каждого исполняемого произведения шуршал оберточной бумагой конфет – все, абсолютно все в полной тишине внимали словам говорящего.

С. Маркаров рассказывал о том произведении, которому предстояло завершить концерт. В августе нынешнего года все мы были свидетелями больших политических перипетий, а именно военной агрессии Грузии против Северной Осетии. Главным объектом нападения стал осетинский город Цхинвал, тысячи мирных жителей которого трагически погибли. Так вот, именно в память о жертвах этого города было исполнено по еще рукописным нотам произведение осетинского композитора Цамаса Макоева «Grave Цхинвал». Музыка настолько ярко передала то ощущение трагедии, страданий и ужаса, которое испытали выжившие, в том числе автор, что после того как музыка перестала звучать, приблизительно минуту еще никто не в силах был аплодировать. Да и сам исполнитель не встал сразу же и не ушел.

Возможно, читатель решит, что концерт был завершен на печальной ноте. Не совсем так. Последний аккорд пьесы Ц. Макоева все-таки был мажорным!

Екатерина Ерёменко