«Кармен» – восставшая из пепла

Серый, пасмурный вечер, на душе такая же «достоевская» погода... На улицу (бр-р-ррр!..) выходить ну совсем не хочется. А театр уж полон. На новую премьеру «Кармен» Ж. Бизе (ею открылся первый сезон нашего музыкального театра), как на теплый огонёк, съехались сотни людей. Как птица Феникс, легендарная опера Бизе возродилась из пепла спустя девять лет после первой постановки и засияла новыми огненными красками. И, нужно сказать, виновники сего торжества костер разожгли на славу! Режиссер Юрий Лаптев дров не наломал, но сложил их вполне традиционно. Поддерживал огонь теплыми красками костюмов Юрий Купер, защищая его от ветра массивными декорациями. А оркестр под управлением Валерия Воронина играл, что называется, «от души» и просто «зажёг» весь зал.

Зрители, по закону сохранения энергии (положительной в нашем случае), не скупясь, возвращали ее артистам. Досталось, увы, и бедняге-лошади, на которой торжественно въехал на сцену Эскамильо (Петр Макаров): оная никак не ожидала такого горячего приема, и, смущаясь, прятала свою мордочку, повернувшись, пардон, задом к партеру. Артист, как истинный джентльмен, не покинул ее в трудную минуту и продолжал, уже вполголоса, допевать свою арию. Верхом, конечно, и, понятно, не лицом к зрителям. Но поклонники оперы обожают зрелища и все прощают своим любимцам.

А зрелищ было предостаточно. Чего стоила одна сцена драки работниц фабрики! Казалось, вот-вот – и над сценой полетят клоки выдранных волос, а на милых лицах хористок будут красоваться синяки. Хор продемонстрировал высокое актерское мастерство, полную самоотдачу (под стать оркестру), легкость в исполнении немыслимых французских скороговорок при постоянном передвижении по сцене – следует отдать должное его руководителю Елене Клиничевой. Глаз было не отвести и от танца любви на музыку антракта к III действию, любви хрупкой (не случайно использование жанра классического балета), хрустальной, неземной, как мечта Хозе, что подчеркивалось фосфорическим голубым освещением пары танцующих.

Языки пламени страстного огня коснулись и символа спектакля – веера. Запечатленный на занавесе, он то горел красным огнем, то полыхал синим пламенем. Совсем как необузданная страсть Кармен и как холод ее сердца. Любовь и смерть – еще одна неразлучная пара противоположностей – скрыта в веере. Он выступает атрибутом обольщения наряду со взглядом жгучих очей Кармен, ее длинными ресницами, и в душе Хозе вспыхивает любовь. А в собранном виде он не что иное, как кинжал, веера-убийца, под ударом которого гаснет жизнь красавицы.

Двойственность натуры Кармен прекрасно передала Надежда Кривуша. Вернее, двойственность «в квадрате»: чрезмерная раскрепощенность актрисы странным образом сочеталась с ровным, чистым драматическим меццо. Не хватало того самого огонька, харизмы – тайны привлекательности Кармен. Однако Кривуша отлично справилась с ролью в драматической арии в сцене гадания.

Напротив, бывшая возлюбленная Хозе – Микаэла (Елена Разгуляева) тронула сердца слушателей своей неподдельной искренностью и завораживающим нежнейшим сопрано. Не оставил равнодушными присутствующих в зале и Александр Лейченков. Он был достаточно убедителен и как нельзя лучше передал страдания и терзания своего героя Хозе.

Воистину, нет маленьких ролей – есть маленькие артисты. Юрий Алехин (Цунига) – артист далеко не маленький во всех смыслах этого слова. Великолепное чувство сцены, непередаваемая актерская игра и раскатистый исконно «русский» бас – что еще нужно, чтобы покорить сердце публики?

В общем, слушатель ушел домой довольный, мурлыча себе под нос «пташки крылья» и притоптывая в такт ботинком по лужам. Непогода в сердце покорно уступила место теплому свету еще тлеющих угольков полученного удовольствия.

Александра Шадинова