Все понятно без слов…

Как ни странно, но многие люди не понимают, как классическая музыка может приносить удовольствие. Действительно, на восприятие серьезных классических произведений требуется большое внимание и сосредоточенность. Не каждый человек приемлет такой вид отдыха и не всегда идет на концерты такого рода, особенно, если в программе крупные симфонические произведения, содержащие в себе философские идеи, понимание которых недоступно широкому кругу слушателей.

Но, бывают и приятные исключения. Например, концерт, состоявшийся 17 ноября 2008 года в Большом зале филармонии. Весь вечер «на арене» находился симфонический оркестр студентов консерватории под управлением народного артиста России, профессора С. А. Когана, заведующего кафедрой оркестрового и симфонического дирижирования. Маэстро порадовал присутствующих в зале разнообразной программой, сочетающей в себе произведения различных эпох и жанров.

Оркестр проявляет себя как самобытный талантливый коллектив, способный решать самые разные творческие задачи. Кроме выступлений в родном городе, музыканты в последнее время начали совершать гастрольные поездки в города Южного Федерального округа. Концерты симфонического оркестра неоднократно были приурочены также и к серьезным событиям музыкальной жизни Ростова, как, например, Международные фестивали современной музыки «Ростовские премьеры», другим крупным культурным акциям нашего вуза.

Но, вернемся, наконец, к концерту. Как уже было сказано, программа была очень разнообразной, что, по всей видимости, активизировало внимание слушателей и придало концерту особой «красочности» и насыщенности.

Итак, первое отделение было поистине классическим. Музыканты исполнили Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Л. в. Бетховена. За роялем приветствовала слушателей Софья Бугаян – лауреат международных конкурсов (им. А. Хачатуряна – I премия, 2007; «Вальсессия» – Италия, 2001; в Андорре, 2000). Такое классическое вступление заставило слушателей взбодриться в прямом смысле слова. В отличие от хмурой погоды за окном, в концертном зале филармонии светило солнце! Да, действительно, солистка поразила публику своим талантом. Это касается как образности, так и технических возможностей, а самое главное, конечно же, взаимодействия с оркестром. Заметна была и работа дирижера над слаженностью коллектива (это касается, несомненно, исполнения всех произведений), одним словом, выступление музыкантов порадовало своих слушателей и придало еще больший интерес.

Второе отделение открылось произведением современного композитора, профессора кафедры оркестрового дирижирования Г. Толстенко «Медитация для альта и симфонического оркестра», написанное им в 2006 году. Партию солистки исполнила аспирантка Мирослава Нимиря – лауреат международного конкурса «Исполнительское искусство XX века» (2004). О творчестве Толстенко музыковеды говорят, что музыкальный мир композитора ярче самых смелых, самых оригинальных фантазий. На самом деле, соединение в его музыке двух различных традиций, восточной и западной, оказало воздействие на общее восприятие этой музыки. Весь зал охватило что-то особенное, таинственное, заставляющее вспомнить картины Средней Азии с ее пустынными пейзажами, восточными одеяниями и пряными ароматами, веющими со всех сторон. Солистка великолепно передала колорит этой музыки. Оркестр необыкновенно красочно дополнял партию альта, звучавшего по-особенному в руках у девушки, даже как-то по-мужски. Как будто наружу вырвалось мимолетное впечатление, запавшее в душу каждого из музыкантов. Аплодисменты, казалось, не прекратятся никогда, так публика выразила свою благодарность за полученное удовольствие от услышанного.

Юношеская симфония С. Рахманинова – произведение, уже не первый раз исполнявшееся студенческим оркестром консерватории. В исполнении чувствовалась уверенность, а уверенность, как всем известно, – первый шаг к успеху, особенно если музыка сама по себе несет в себе энергию и желание исполнять ее снова и снова. Симфония была исполнена музыкантами на одном дыхании, а самое главное с настроением! Бурные овации последовали сразу же после финального аккорда.

Ну, а дальше – немного романтики и душевных переживаний. Завораживающий тенор – Хачатур Бадалян, лауреат Международного конкурса памяти Лучано Паваротти (I премия, 2008) исполнил арию Рудольфа из оперы Пуччини «Богема» и арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского. Такой репертуар просто не мог оставить музыкантов без внимания слушателей! Талантливый исполнитель обаял своим голосом как самих оркестрантов, так и всех присутствующих в зале! Романтическое настроение царило вокруг и, скорее всего, не покинуло слушателей до конца вечера.

Завершали концерт два антракта из балета «Раймонд» Глазунова, безупречно исполненные оркестром. Что и говорить, такое заключение вечера оставило массу приятных эмоций, как, впрочем, и весь концерт. Замечательное исполнение, эмоциональность, общее настроение – все это позволило слушателю, – не только профессиональному музыканту, но и любителю, – как говорится, с головой окунуться в мир музыки. Оценить, а самое главное, понять и прочувствовать прозвучавшую музыку!

И это несмотря на то, что вечер, вопреки традиции, прошел без ведущего – без музыковедческих комментариев и даже без объявления номеров.

Елена Чепаченко