Звёзды зажигают

На ярком небосклоне музыкальной жизни нашего города совсем недавно прошел своеобразный парад планет. Ростовская государственная консерватория, начиная с ректора и заканчивая буфетчицей, три вечера подряд перемещалась из своего храма искусств в Большой зал филармонии. Такая не ежегодная миграция была связана с проведением аттестации вуза. По этому поводу в течение четырех дней специально созданная комиссия проверяла деятельность всех кафедр на предмет ее соответствия государственным образовательным стандартам. В качестве своего рода отчета об уровне подготовки музыкантов прошла трилогия концертов, где, естественно, были задействованы лучшие силы.

17 ноября 2008 года, в понедельник, мини-фестиваль «Ростовская консерватория представляет» достойно открыл симфонический оркестр, главное светило которого – наш уважаемый профессор, народный артист России Семен Аркадьевич Коган сумел раскрыть великолепные возможности студенческого коллектива. На следующий день был настоящий звездопад – большой гала-концерт солистов и камерных составов. Только наши звезды не падали, а взлетали на волнах восторга и оваций слушателей. В завершение, 19 декабря, уже слегка утомленная от насыщенности событий, но все равно жаждущая публика могла наблюдать хоровое затмение – девять хоровых коллективов затмили все закулисное пространство, фойе и сцену, на которой и продемонстрировали свою мощь и красоту.

Пиком звездной активности был отмечен второй день мини-фестиваля. Не нужен был и телескоп, чтоб рассмотреть скопление консерваторских звезд на филармонической сцене. Свет их талантов, казалось, освещал небо над филармонией ярче, чем над всем городом. Афиша буквально пестрила многочисленными званиями и регалиями исполнителей. Представлены были почти все отделения и специальности. Как верно отметил ведущий концерта – музыковед, профессор консерватории Александр Яковлевич Селицкий, «нам есть что предъявить».

С первых же аккордов импульсивной Шестой сонаты Прокофьева студент 2 курса Петр Горобец уверенно «предъявил» высокий уровень профессионализма кафедры специального фортепиано. Да и не может быть этот уровень иным, если на кафедре работают выпускники Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, ученики В. Софроницкого и Л. Оборина, Я. Зака и Б. Давидович – носители лучших и разных традиций советской фортепианной школы!

Программа концерта отличалась большим разнообразием. В ней была представлена музыка Рахманинова, Шопена, Прокофьева, Шнитке, Элгара, Вила-Лобоса, Верди. Значилось в афише и имя ростовского композитора Виталия Ходоша. Из его «Сентиментальной сюиты» для скрипки и фортепиано прозвучали Романс и Бурлеска в исполнении учащегося ССМШ (коллледжа) при консерватории Нестора Никитина, лауреата Гран-при Международного конкурса в Болгарии. Молодому дарованию были присущи почти зрелый артистизм и мастерское владение звуковыми градациями. Забегая вперед, следует отметить, что многие из выступивших, в том числе и вышеупомянутые исполнители, начинали свое обучение в колледже-одиннадцатилетке. Наличие полного цикла образования – начиная от школы и заканчивая аспирантурой – одно из больших преимуществ нашего вуза.

Талантливого учащегося колледжа сменили талантливые студенты консерватории. Квартет № 3 А. Шнитке в исполнении Мариетты Абрамянц, Марии Смирновой, Мирославы Нимиря и Елены Нестеровой прозвучал в таком ансамбле, что появилось ощущение, будто это не квартет на сцене, а один многострунный и многотембровый инструмент. Динамические волны и агогические приемы столь мастерски и естественно были выполнены согласно авторскому тексту, что хотелось сказать: «О, струнные! Только вам дана власть длить звук столько, сколько угодно». Молодых исполнительниц вызывали на поклон под крики «браво» не раз, собственно, как и всех участников концерта.

Словно в чудесной карусели следовали друг за другом дарования: темпераментно и энергично прозвучала Соната для домры и фортепиано Цыганкова в исполнении аспирантки, лауреата всероссийских конкурсов Алены Савченко. Господа, не преуменьшайте возможности этого инструмента! На домре можно озвучить и широкую мелодию в духе Рахманинова, и создать эффект звучания колоколов, и вообще многое из того, что под силу королю инструментов – роялю.

Все атрибуты профессионального владения голосом продемонстрировали вокалисты – Александра Корецкая, дипломант международного конкурса в Италии, и Евгения Долгополова, которая, будучи студенткой 5 курса, уже является солисткой Ростовского музыкального театра.

Нельзя не отметить внеплановое выступление представителей еще совсем юной специальности – звукорежиссеров. Да не рассердятся на меня последние, но их пребывание на сцене при установке микрофонов было иногда столь длительным, что этот вклад в общее дело трудно не оценить.

Кафедра духовых инструментов нисколько не уступала остальным. Исполнение Василием Бронниковым (труба) Вариаций Арбана на тему «Венецианский карнавал» вызвало бурю восторга. Правда, техника исполнения не всегда отличалось безупречностью. Но что значат эти несколько фальшивых нот при таком темпе и характере? Хотелось бы добавить, что помимо звания лауреата международных и всероссийских конкурсов, В. Бронников является еще и стипендиатом Президента РФ, а также стипендиатом Фонда М. Ростроповича, чего удостаиваются совсем немногие.

Думается, высокое мнение комиссии о том, как в Ростовской консерватории учат играть и петь, было гарантировано. Но после выступления Артура Казаряна, а также Натальи и Олега Безугловых комиссия и все присутствующие в зале были в еще большем восторге. Осмелюсь сказать: они лучшие из лучших.

В исполнении А. Казаряна (баян) публика услышала известную Токкату Хачатуряна, в оригинале написанную для фортепиано. К сожалению, популярность Токкаты не всегда играет положительную роль. Это одно из тех произведений, которое иногда вызывает оскомину на зубах уже при объявлении его ведущим. Но это не вина Арама Хачатуряна. Ответственность за такую реакцию полностью лежит на исполнителях, зачастую не очень хороших. Увы, до сих пор бытует ошибочное мнение, что, исполнив такой вот своего рода «шлягер», артист обязательно будет награжден успехом. Успех, конечно, будет, если интерпретатор сумеет понять следующее: недостаточно просто исполнить Токкату, нужно во всей полноте воплотить те образы и характеры, которые заложены в ней. И эту задачу А. Казарян выполнил на «пять с плюсом». С первых нот и до конца он словно приковал к себе внимание слушателей. Весь спектр эмоций, говоря современным языком, был выражен «по полной программе». Словом, на сцене был состоявшийся музыкант-профессионал, что публика достойно оценила.

Аналогичное впечатление оставили после себя супруги Безугловы. В их исполнении прозвучала Соната для скрипки и фортепиано Арно Бабаджаняна (скрипка – Олег Безуглов, фортепиано – Наталья Безуглова). Уже будучи аспирантами, они стали лауреатами первых премий Международных конкурсов им. Шостаковича и им. Юдиной.

Между тем, концерт подходил к концу. Согласно замыслу организаторов, открывал и закрывал вечер рояль, словно напоминая о своем негласном первенстве.

«Все те, кого мы услышали сегодня, – это наша надежда на будущее, на дальнейшее развитие и процветание консерватории», – с гордостью отозвался о концерте профессор Владимир Феодосьевич Красноскулов, композитор, заведующий кафедрой теории музыки и композиции.

Возвращаясь к космическим мотивам, закончим хрестоматийным: «Если звезды зажигают – значит – это кому – нибудь нужно…»

Екатерина Ерёменко