Брамс по-бетховенски или все по-американски?

«А что правда нашим оркестром сегодня дирижирует какой-то американец?» - спросил нас интеллигентный мужчина средних лет в фойе филармонии.

Действительно, сегодня Ростовским филармоническим симфоническим оркестром дирижирует Хобарт Эрл. Из программки стало понятно, что родился он в Венесуэле, в семье американцев, окончил музыкальный факультет Пристонского университета, занимался в Венской музыкальной академии. Ныне, в течение семнадцати лет является художественным руководителем и главным дирижером Национального Одесского филармонического оркестра. Довольно-таки интригующе, да и программа, заявленная в концерте, представляет немалый интерес: Бетховен, с его героизмом, патетикой и мягкий, утонченный Брамс. Все с нетерпением ожидали выхода дирижера на сцену. Зал был полон, как никогда, неужели правда, посещение иностранцем нашего города до сих пор это такое событие и вызывает такой ажиотаж??? Интрига усиливалась тем, что появление дирижера на сцене все затягивалось и затягивалось. Публика ожидала, что вот-вот, как всегда, выйдет Мария Шорникова, начнет интересное повествование об исполнителях, произведениях. Но вместо этого скрипачка из оркестра скромно объявила: Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4, дирижирует Хобарт Эрл, солистка – Софья Бугаян.

На сцене появился мужчина средних лет, с очень интересной внешностью, притягивающей внимание, до удивления схожий с молодым Брамсом, и, как позже уже выяснилось, импульсивным поведением напоминавший Бетховена.

Очень удивил своим звучанием Концерт Бетховена. Слишком уж мягко, как-то скромно была предподнесена оркестровая экспозиция. Это, скорее, был Гайдн. Лишь в заключении, кое-где прорвались драматическая патетика композитора. Да и оркестр огорчил какой-то несобранностью, постоянными расхождениями с солисткой. Что уж говорить о группе духовых... Поначалу создалось впечатление, что оркестр и дирижер действительно «разговаривают на разных языках». Порадовала своей игрой солистка – Софья Бугаян, блистательно отточенные пассажи и превосходная техника подсластили.

Мы с нетерпением стали ожидать исполнение Симфонии № 3 Брамса, что же услышим здесь?

Все прозвучало довольно-таки мило, только создалось впечатление, что вся страсть из Концерта перешла сюда, в симфонию. Временами проскальзывал то героико-патетический, импульсивный Бетховен, то утонченный, глубоко сосредоточенный на своем внутреннем лирическом мире Брамс.

Кульминацией всего концерта была, несомненно, третья часть симфонии, с ее чистой лирической красотой, где можно было уловить тончайшие оттенки человеческой души. Казалось, что мы слышим те слова… «как ты прекрасна…», которые композитор, посвящая своей возлюбленной, записывал в свои дневники.

Во время ее исполнения зал как-то затих, казалось, что время немного приостановилось. До глубины души поразило то, что сидящая рядом женщина слушала ее, затаив дыхание, прикрыв глаза, и по ее щекам медленно скатывались слезы…

Лишь финал нарушил эту идиллическую красоту, внеся снова борьбу, страсть и экспрессию, кажущуюся здесь немного излишней.

Ростовская публика очень тепло приняла этого украинского американца. После мастерски выдержанной им паузы «по Станиславскому» зал взорвался аплодисментами и криками браво, которые не смолкали еще минут десять. Можно сказать, что музыка никогда не наскучит этому дирижеру с отличной памятью (всю программу он дирижировал наизусть!) и невероятной экспрессией!

Марина Головина, Олеся Скрынникова