Блестящая домра

Такое вот незамысловатое и вместе с тем броское название получил третий концерт абонемента «Душа России» оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской областной филармонии. Многие обходят подобные концерты стороной, несправедливо отводя народному искусству второстепенную роль и упорно продолжая посещать только концерты симфонической музыки и оперные спектакли. У некоторых даже мысль не промелькнет, что шедевры мировой классики могут звучать и в исполнении народного оркестра. В том, что они не просто звучат, а поются с присущей «народному» тембру ноткой задушевности и залихватской удалью, мы убедились сами в минувшее воскресенье (14 декабря 2008 г.).

«Душа России» развернулась в первом же номере. Яркий национальный колорит Увертюры из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» артисты оркестра передали со свойственным им задором, молодецким темпераментом и свежим звучанием красок народных инструментов. Такое впечатление, словно русский Глинка писал русскую увертюру для русского народного оркестра. То же можно сказать и о прозвучавшем следом «Русском танце» П. Чайковского.

Но чтобы народный оркестр исполнял Гершвина… Первое впечатление от концертной фантазии И. Фролова на темы «Порги и Бесс»: мы на джазовом фестивале. Под свингующие ритмы ударных, словно в калейдоскопе, озорные мелодии сменяли томно льющиеся, пленительные мотивы. Оркестру удалось, при всех сложностях, сопряженных с часто меняющимся темпоритмом, сохранить цельность произведения. Оркестранты настолько прониклись музыкой Гершвина, что чувствовали себя как в родной стихии. Несомненно, это одно из любимых произведений артистов «Дона».

Для почитателя классической музыки это был не единственный сюрприз. Ария из оперы Дж. Пуччини «Джанни Скикки» и Куплеты Адели из «Летучей мыши» Р. Штрауса (в исполнении Киры Илонской) – некий компромисс академического вокала и «народного» сопровождения. Довольно необычно, но звучит здорово.

После экспрессивных, щемяще проникновенных «Цыганских напевов» П. Сарасате оркестр запел en fransais. Интродукция и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса прозвучали по-французски утонченно, прозрачно, интимно. Божественное пианиссимо главной героини этого вечера Анастасии Орловой (домра) стало откровением. Кто бы мог подумать, что на народном инструменте можно играть так аристократично?

Вы, наверное, уже догадались, уважаемый читатель, что Анастасия Орлова – солистка оркестра, лауреат всероссийского и международных конкурсов, Заслуженный деятель ВМО, – и есть та самая «Блестящая домра». Виртуозная техника, безукоризненное чувство стиля и природная музыкальность гармонично сочетаются в ее блестящей игре. Достаточно вспомнить исполнение Анастасией Финала концерта для домры И. Тамарина и Чардаша А. Цыганкова – «Паганини» домры. По словам солистки, «программа достаточно сложная, многие произведения были разучены специально для этого концерта». Наверное, во многом успех концерта был обеспечен и тем, что репертуар составлен из любимых произведений Орловой.

Достоин восхищения и сам коллектив «Дон» во главе с художественным руководителем, главным дирижером оркестра, Заслуженным деятелем искусств России, К. Д. Хурдаяном. Высокая организованность, единство звучания, широкий эмоциональный диапазон, тончайшая нюансировка, рельефность образов – такие качества оркестра Крикор Дзеронович выработал за недолгие пять лет существования коллектива. Неслучайно оркестр достойно представил Донскую музыкальную культуру на самых престижных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах от Волгограда и Москвы до Чехии и Германии. Несмотря на свой высокий статус, «Дон» не знает «звездной» болезни, а ведет широкую просветительскую деятельность, гастролируя по родной области.

Но сколько бы мы ни «рекламировали» донской самородок, ограненный К. Хурдаяном, лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать!

Татьяна Тимошенко, Александра Шадинова