Историческая отрасль отечественной музыкальной науки представлена в Ростовской консерватории (Ростовском музыкально-педагогическом институте) с момента открытия. Основателями кафедры, заложившими фундамент для профессиональной подготовки музыковедов-историков на Дону, стали авторитетнейшие специалисты в области музыкознания – профессора Н. Ф. Орлов (1900–1976), занимавший должность заведующего в 1967–1974 годах (а в 1973 назначенный проректором по научной работе), и Л. Я. Хинчин (1914–1988), заведовавшая кафедрой с 1974 по 1984 годы. Именно Л. Я. Хинчин принадлежит заслуга воспитания целого ряда перспективных специалистов, принадлежащих ныне к старшему поколению педагогического состава кафедры, во многом определяющих ее сегодняшний облик и пути дальнейшего развития.
Помимо решения главной задачи – обеспечения высокого уровня преподавания музыкально-исторических дисциплин, – первые педагоги кафедры стремились наметить перспективы будущего развития вузовской музыкальной науки. Уже в разгар первого учебного года (1967/1968) РГМПИ активно заявляет о себе как научно-образовательном центре: силами педагогов и студентов проводится первая научная конференция, посвященная 50-летию советского музыкального искусства. В течение 1967–1977 годов состоялись девять научных студенческих конференций, давших мощный импульс развитию исследовательского потенциала кафедры и во многом предопределивших будущий размах крупномасштабных научных форумов в Ростовской консерватории. Об интересе, проявленном коллегами-музыковедами к этим мероприятиям, свидетельствуют разнообразная тематика докладов, количество вузов-участников (от 7 до 12) и широчайшая география – ведущие учебные заведения Москвы и Ленинграда, Уральская, Горьковская, Казанская и Новосибирская консерватории, музыкальные вузы и институты искусств Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана.
Если первую половину 1970-х годов можно назвать периодом становления региональной музыковедческой мысли, то вторая половина 1970-х и начало 1980-х годов характеризуются экстенсивным ростом коллектива кафедры. К уже работающим в вузе двум ее воспитанникам – А. М. Цукеру (с 1968) и Е. Г. Шевлякову (с 1971) – в течение нескольких лет присоединяются другие выпускники: А. Я. Селицкий и Т. С. Рудиченко (с 1974), И. К. Дёмина (с 1978), Н. В. Бекетова (с 1980), Н. А. Мещерякова (с 1981), а также выпускница Горьковской консерватории Л. Д. Шевлякова (с 1976) и выпускница ГМПИ им. Гнесиных Г. Е. Калошина (с 1986).
В следующем десятилетии набирает темпы интенсивный рост научного потенциала кафедры истории музыки РГМПИ–РГК. С 1987 по 1995 годы в специализированных советах ведущих вузов и НИИ страны проходят защиты диссертаций на соискание степени кандидата искусствоведения – Г. Е. Калошиной (1987), Н. А. Мещеряковой (1988), Н. В. Бекетовой (1991), И. К. Дёминой (1994), Л. Д. Шевляковой (1994), Т. С. Рудиченко (1995).
В течение 1990–2000-х годов все более актуализируется проблема утверждения ведущих позиций кафедры посредством завершения и защиты докторских диссертационных исследований: соответствующая степень была присуждена А. М. Цукеру (1991), затем – Е. Г. Шевлякову (1993), А. Я. Селицкому (1997) и Т. С. Рудиченко (2005).
Наметившаяся тенденция к возрастанию числа «остепененных» педагогов кафедры и вуза в целом позволила открыть на базе РГК специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (1995), позднее наделенный правом защиты докторских диссертаций (2007).
Первое десятилетие XXI века характеризуется постепенным обновлением консерваторских музыковедческих кадров за счет приглашения молодых кандидатов искусствоведения – выпускников кафедры начала 2000-х годов Е. В. Кисеевой, Е. Э. Лобзаковой (с 2016 – заведующая кафедрой), Н. В. Самоходкиной, В. Н. Дёминой, Е. В. Ницевич.
По мере профессионального роста музыковедческих кадров не только расширяются тематические границы и хронологические рамки традиционного научного направления «Исторические и теоретические проблемы академической отечественной и зарубежной музыки», но и формируется корпус инновационных изысканий. Сферы приложения сил педагогов кафедры, обозначенные как в кандидатских и докторских диссертационных исследованиях, так и в целом ряде монографий и научных статей, впечатляют многомерностью и неуклонным расширением ареала исторических, географических и жанрово-стилевых интересов. Широчайший спектр проблем истории отечественной и зарубежной музыки, фольклористики, источниковедения и текстологии, музыкальной эстетики, социологии и методологии, критики и журналистики, музыкального воспитания и образования становится приоритетным в деятельности кафедры.
Говоря о старшем поколении ее педагогов, можно констатировать, что практически каждый из них по-своему определил перспективы развития научной мысли: в области жанрово-стилевого взаимодействия академической и массовой музыки – А. М. Цукер, анализа музыкально-художественных явлений ХХ века – А. М. Цукер, А. Я. Селицкий, Е. Г. Шевляков, проблематики отечественной музыкальной культуры доклассического периода, а также фольклористики и источниковедения – Т. С. Рудиченко, проблем старинной музыки – Л. Д. Шевлякова, русского и зарубежного оперного театра XIX–XX веков – Н. В. Бекетова, Г. Е. Калошина, И. К. Дёмина, синтеза искусств и теоретических проблем симфонизма – Г. Е. Калошина, оперной драматургии – А. Я. Селицкий, И. К. Демина, философского осмысления искусства музыки – Н. В. Бекетова, донского краеведения – Н. А. Мещерякова, музыкальной критики и журналистики – А. Я. Селицкий, Н. А. Мещерякова.
Членами кафедры осуществляется целенаправленная деятельность по трансляции собственных музыковедческих достижений. Ведущие представители кафедры являются авторами многочисленных монографий и статей в научных сборниках и журналах. А. М. Цукер, Е. Г. Шевляков, А. Я. Селицкий, Г. Е. Калошина, Т. С. Рудиченко участвовали в создании учебников для высших и средних профессиональных учебных заведений, выпущенных крупнейшими издательствами Москвы, Санкт-Петербурга, а также Ростова-на-Дону. Педагоги кафедры регулярно выступают редакторами-составителями научных сборников, принимают участие во всероссийских и международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде, Воронеже, Киеве, Донецке, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Тамбове, Харькове, Челябинске, Екатеринбурге, Саратове, Салехарде, Казани, Майкопе.
Они являются членами диссертационных советов в Ростове и других городах, оппонентами на защитах кандидатских и докторских диссертаций, приглашаются в образовательные учреждения в качестве председателей государственных аттестационных комиссий, в состав жюри музыковедческих и других конкурсов. Значительное внимание уделяется также просветительской деятельности: публикациям в периодических изданиях, выступлениям в качестве ведущих на радио и телевидении, вступительным комментариям к филармоническим, консерваторским и другим концертам.
Педагоги кафедры истории музыки ведут многогранную и активную организационную работу. А. М. Цукер, умело сочетая педагогическую и административную деятельность (30 лет в должности заведующего кафедрой – 1986–2016 годы, 16 лет совокупно в должности проректора по научной и творческой работе – 1991–1999 и 2002–2010 годы, с 2010 – в должности председателя Ростовской организации Союза композиторов России), инициировал и организовал многие знаковые для российской и вузовской музыкальной науки фестивали и конференции: «Моцарт –Прокофьев», «Рахманиновские дни в Ростове», «Рахманинов в художественной культуре его времени», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма», «Искусство на рубежах веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве», «Моцарт и моцартианство», «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», «Композиторы “второго ряда” в историко-культурном процессе» и другие.
Значимым и долговременным (с 1977 по 2012 годы) просветительским проектом А. М. Цукера стал Ростовский музыкальный клуб «Рондо», в заседаниях которого участвовали видные отечественные композиторы и исполнители: Микаэл Таривердиев, Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Дмитрий Башкиров, Сергей Яковенко, Алексей Скавронский, Алексей Любимов, Наум Штаркман, Игорь Ойстрах, Игорь Бриль, Дмитрий Покровский, Дмитрий Журавлёв, Яков Смоленский и др. Научное исследование музыкально-философской методологии Лосева, ее внедрение в образовательную практику, масштабная проектно-организаторская деятельность осуществляются Н. В. Бекетовой (прежде всего в рамках созданного ею творческого центра «Рахманинов – Лосев»). В лаборатории народной музыки РГК усилиями Т. С. Рудиченко и ее учеников реализуются многочисленные проекты по грантам Российской академии наук, Министерства культуры РФ и различных гуманитарных фондов. А. Я. Селицкий, будучи куратором блока дисциплин музыкально-критической направленности, постоянно инициирует публикации молодых музыковедов в СМИ и на сайте Ростовской консерватории, а также творческие встречи с известными современными музыкальными критиками.
Кафедра истории музыки, в сравнении с аналогичными кафедрами российских музыкальных вузов, демонстрирует весьма впечатляющие профессиональные показатели. Здесь преподают 6 докторов и 5 кандидатов искусствоведения, 4 профессора и 7 доцентов, 1 действительный член Академии гуманитарных наук, 2 действительных члена Российской академии естествознания, 1 заслуженный деятель искусств РФ, 5 членов Союза композиторов РФ.
Большинство воспитанников кафедры сегодня работают в высших и средних профессиональных учебных музыкальных заведениях, филармониях, в СМИ, музыкальных издательствах, занимают руководящие должности в учреждениях культуры и искусства различных регионов России, Украины, стран дальнего зарубежья. В числе выпускников: 3 академика, 4 профессора, 22 доцента и кандидата наук, 7 членов Союза композиторов, 2 заслуженных деятеля искусств России и субъектов Российской Федерации, 2 заслуженных артиста России. Студенты, аспиранты и выпускники кафедры отмечены званиями лауреатов и дипломантов всероссийских конкурсов научных работ, газеты «Музыкальное обозрение». На кафедре подготовлены и защищены более 50 кандидатских и докторских диссертаций.
Историческое музыкознание Дона, существуя в конкретной, географически очерченной среде, далеко выходит за ее границы своей устремленностью к развитию тематического, проблемного потенциала. Будучи региональным «по адресу», оно не является таковым с точки зрения содержательного охвата музыкальных явлений, методологических основ исследовательского процесса. Это качество, наряду с динамикой, открытостью новым идеям и продуцированию новых подходов, всегда будет являться важной особенностью коллективного «научного портрета» кафедры истории музыки Ростовской консерватории.
Зав. кафедрой, 01.04.2016
Почетное звание:
Лучший работник культуры РО , 2018
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ДКН № 046875 17.05.2007
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 047415 02.11.2012
Занимаемая должность:
Доцент, 11.01.2010
Секретарь Ученого совета
Секретарь Диссертационного совета
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверение ЮФУ о повышении квалификации 612407485279 от 14.05.2019 «Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования» , 72 часа; удостоверение ДГТУ о повышении квалификации: 612400007521 от 13.10.2018 г., «Подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности», 24 ч удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646813 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830360 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830065 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи», 36 часов; 612408829890 от 15.04.2019 г.«Теория, история музыки» 72 ч.;
Стаж:
общий – 22, педагогический – 22, вузовский – 13
Преподаваемые дисциплины:
Научный и творческий руководитель кафедры, 31.03.2016
Почетное звание:
Заслуженный деятель искусств РФ, 1992
Кавалер ордена Дружбы
Лауреат премии СК России им. Д. Д. Шостаковича
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДТ № 011939 10.01.1992
Ученое звание:
Профессор, ПР № 000924 23.07.1992
Занимаемая должность:
Профессор, 29.03.1989
Председатель диссертационного совета РГК
Академик Российской академии естествознания, 2004
Председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России
Тел.: 8 (863) 240 70 03
E-mail: amzucker@rambler.ru
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1968
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646917 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830468 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830165 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи» 36 часов; 612408829898 от 15.04.2019 г. «Теория, история музыки» 72 ч.
Стаж:
общий – 59, педагогический – 53, вузовский – 52
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДНД № 004378 22.06.2017
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 042464 01.12.2011
Занимаемая должность:
Профессор, 01.12.2017
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646781 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830327 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830033 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи», 36 часов; 612408829894 от 15.04.2019 г.«Теория, история музыки» 72 ч;
Стаж:
общий – 17, педагогический – 17, вузовский – 14
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДДН № 000178 16.06.2006
Ученое звание:
Профессор, ПР № 000641 20.12.2008
Занимаемая должность:
Профессор, 01.09.2005
Зав. лабораторией народной музыки
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1974
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Аспирантура при ГМПИ, 1981; Удостоверение ЮФУ о повышении квалификации 612407485290 от 14.05.2019 «Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования» , 72 часа; Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646867 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830415 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830116 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи» 36 часов; 612408829895 от 15.04.2019 г.«Теория, история музыки» 72 ч.; 612404926166 от 29.06.2017 г., «Наукометрические и информационные технологии в современной исследовательской практике», 16 часов
Стаж:
общий – 48, педагогический – 47, вузовский – 47
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДК № 009155 19.09.1997
Ученое звание:
Профессор, ПР № 003834 21.10.1998
Занимаемая должность:
Профессор, 01.07.1997
Академик Российской академии естествознания
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1973
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646877 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 12408830427 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830128 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи» 36 часов; 612408829897 от 15.04.2019 г. «Теория, история музыки» 72 ч
Стаж:
общий – 51, педагогический – 49, вузовский – 47
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДР № 006606 18.02.1994
Ученое звание:
Профессор, ПР № 003537 21.07.1994
Занимаемая должность:
Профессор, 01.07.1997
Академик Российской академии гуманитарных наук, 1999
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1971
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646924 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830475 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830172 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи» 36 часов; 612408829899 от 15.04.2019 г. «Теория, история музыки» 72 ч.
Стаж:
общий – 50, педагогический – 50, вузовский – 50
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ИС № 002242 06.06.1991
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 003625 23.11.1993
Занимаемая должность:
Доцент, 01.09.2001
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1977
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: от 31.05.2019 г. «Охрана труда», 36 ч.; от 31.05.2019 г. «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий», 72 ч.; от 24.05.2019 г. «Оказание первой медицинской помощи», 36 ч.; от 15.04.2019 г. «Теория, история музыки», 72 ч.
Стаж:
общий – 44, педагогический – 42, вузовский – 39
Преподаваемые дисциплины:
Почетное звание:
Дипломант международных и всероссийских конкурсов
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДОК № 000166 26.10.2018
Ученое звание:
Доцент, ДОЦ № 002277 от 18.02.2020
Занимаемая должность:
Доцент, 01.07.2016
Зав. магистратурой
руководитель СНТО РГК им. С. В. Рахманинова
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2005
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Обучение в докторантуре РГК 2013-2016; Удостоверение ЮФУ о повышении квалификации 612407485265 от 14.05.2019 г. «Организационно-управленческие основы инклюзивного профессионального образования», 72 ч.; удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646758 от 31.05.2019 г. «Охрана труда», 36 ч.; 612408830302 от 31.05.2019 г. «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий», 72 ч.; 612408830009 от 24.05.2019 г. «Оказание первой медицинской помощи», 36 ч.; 612404926171 от 29.06.2017 г., «Наукометрические и информационные технологии в современной исследовательской практике», 16 ч.
Стаж:
общий – 20, педагогический – 15, вузовский – 15
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ИС № 001564 26.11.1987
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 003497 17.09.1992
Занимаемая должность:
Доцент, 04.07.1989
Образование:
Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1969
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Аспирантура при РГК, 1980; удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646774 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830320 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830026 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи», 36 часов; 612408829893 от 15.04.2019 «Теория, история музыки» 72 ч;
Стаж:
общий – 47, педагогический – 40, вузовский – 39
Преподаваемые дисциплины:
Самоходкина Наталья Вячеславовна
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ДКН № 008903 12.04.2006
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 053656 21.10.2013
Занимаемая должность:
Доцент, 11.01.2010
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002
Квалификация, специальность:
музыковедение
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612409646873 от 31.05.2019 «Охрана труда», 36 часов; 612408830423 от 31.05.2019 «Музыкальное искусство и образование в контексте информационно-коммуникационных технологий» 72 часа; 612408830124 от 24.05.2019 «Оказание первой медицинской помощи» 36 часов; 612408829896 от 15.04.2019 г. «Теория, история музыки» 72 ч
Стаж:
общий – 19, педагогический – 13, вузовский – 13
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения
Занимаемая должность:
Преподаватель, 01.09.2020
Образование:
Квалификация, специальность:
Музыковедение, музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Стаж:
общий – 1, педагогический – 1, вузовский – 1
Преподаваемые дисциплины:
Всего на кафедре подготовлено 26 лауреатов и дипломантов международных и всероссийских конкурсов.
20–25.03.2021, 6–9.04.2021
Олимпиада вошла в перечень конкурсов и мероприятий, призеры которых могут претендовать на получение премии Президента РФ в случае поступления в высшее учебное заведение в текущем и следующем году (приказ Минпросвещения России № 715 от 11.12.2020 г.).
Важные даты XХII Всероссийской олимпиады по музыкальной литературе среди студентов музыкальных колледжей и колледжей искусств