Историческая отрасль отечественной музыкальной науки представлена в Ростовской консерватории (Ростовском музыкально-педагогическом институте) с момента открытия. Основателями кафедры, заложившими фундамент для профессиональной подготовки музыковедов-историков на Дону, стали авторитетнейшие специалисты в области музыкознания – профессора Н. Ф. Орлов (1900–1976), занимавший должность заведующего в 1967–1974 годах (а в 1973 назначенный проректором по научной работе), и Л. Я. Хинчин (1914–1988), заведовавшая кафедрой с 1974 по 1984 годы. Именно Л. Я. Хинчин принадлежит заслуга воспитания целого ряда перспективных специалистов, принадлежащих ныне к старшему поколению педагогического состава кафедры, во многом определяющих ее сегодняшний облик и пути дальнейшего развития.
Помимо решения главной задачи – обеспечения высокого уровня преподавания музыкально-исторических дисциплин, – первые педагоги кафедры стремились наметить перспективы будущего развития вузовской музыкальной науки. Уже в разгар первого учебного года (1967/1968) РГМПИ активно заявляет о себе как научно-образовательном центре: силами педагогов и студентов проводится первая научная конференция, посвященная 50-летию советского музыкального искусства. В течение 1967–1977 годов состоялись девять научных студенческих конференций, давших мощный импульс развитию исследовательского потенциала кафедры и во многом предопределивших будущий размах крупномасштабных научных форумов в Ростовской консерватории. Об интересе, проявленном коллегами-музыковедами к этим мероприятиям, свидетельствуют разнообразная тематика докладов, количество вузов-участников (от 7 до 12) и широчайшая география – ведущие учебные заведения Москвы и Ленинграда, Уральская, Горьковская, Казанская и Новосибирская консерватории, музыкальные вузы и институты искусств Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Казахстана.
Если первую половину 1970-х годов можно назвать периодом становления региональной музыковедческой мысли, то вторая половина 1970-х и начало 1980-х годов характеризуются экстенсивным ростом коллектива кафедры. К уже работающим в вузе двум ее воспитанникам – А. М. Цукеру (с 1968) и Е. Г. Шевлякову (с 1971) – в течение нескольких лет присоединяются другие выпускники: А. Я. Селицкий и Т. С. Рудиченко (с 1974), И. К. Дёмина (с 1978), Н. В. Бекетова (с 1980), Н. А. Мещерякова (с 1981), а также выпускница Горьковской консерватории Л. Д. Шевлякова (с 1976) и выпускница ГМПИ им. Гнесиных Г. Е. Калошина (с 1986).
В следующем десятилетии набирает темпы интенсивный рост научного потенциала кафедры истории музыки РГМПИ–РГК. С 1987 по 1995 годы в специализированных советах ведущих вузов и НИИ страны проходят защиты диссертаций на соискание степени кандидата искусствоведения – Г. Е. Калошиной (1987), Н. А. Мещеряковой (1988), Н. В. Бекетовой (1991), И. К. Дёминой (1994), Л. Д. Шевляковой (1994), Т. С. Рудиченко (1995).
В течение 1990–2000-х годов все более актуализируется проблема утверждения ведущих позиций кафедры посредством завершения и защиты докторских диссертационных исследований: соответствующая степень была присуждена А. М. Цукеру (1991), затем – Е. Г. Шевлякову (1993), А. Я. Селицкому (1997) и Т. С. Рудиченко (2005).
Наметившаяся тенденция к возрастанию числа «остепененных» педагогов кафедры и вуза в целом позволила открыть на базе РГК специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (1995), позднее наделенный правом защиты докторских диссертаций (2007).
Начало XXI века характеризуется постепенным обновлением консерваторских музыковедческих кадров за счет приглашения молодых кандидатов искусствоведения – выпускников кафедры начала 2000-х годов Е. В. Кисеевой, Е. Э. Лобзаковой (с 2016 – заведующая кафедрой), Н. В. Самоходкиной, В. Н. Дёминой. Спустя десятилетие Е. В. Кисеева и В. Н. Демина пополняют докторский состав кафедры, защитив диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
По мере профессионального роста музыковедческих кадров не только расширяются тематические границы и хронологические рамки традиционного научного направления «Исторические и теоретические проблемы академической отечественной и зарубежной музыки», но и формируется корпус инновационных изысканий. Сферы приложения сил педагогов кафедры, обозначенные как в кандидатских и докторских диссертационных исследованиях, так и в целом ряде монографий и научных статей, впечатляют многомерностью и неуклонным расширением ареала исторических, географических и жанрово-стилевых интересов. Широчайший спектр проблем истории отечественной и зарубежной музыки, фольклористики, источниковедения и текстологии, музыкальной эстетики, социологии и методологии, критики и журналистики, музыкального воспитания и образования становится приоритетным в деятельности кафедры.
Говоря о старшем поколении ее педагогов, можно констатировать, что практически каждый из них по-своему определил перспективы развития научной мысли: в области жанрово-стилевого взаимодействия академической и массовой музыки – А. М. Цукер, анализа музыкально-художественных явлений ХХ века – А. М. Цукер, А. Я. Селицкий, Е. Г. Шевляков, проблематики отечественной музыкальной культуры доклассического периода, а также фольклористики и источниковедения – Т. С. Рудиченко, проблем старинной музыки – Л. Д. Шевлякова, русского и зарубежного оперного театра XIX–XX веков – Н. В. Бекетова, Г. Е. Калошина, И. К. Дёмина, синтеза искусств и теоретических проблем симфонизма – Г. Е. Калошина, оперной драматургии – А. Я. Селицкий, И. К. Демина, философского осмысления искусства музыки – Н. В. Бекетова, донского краеведения – Н. А. Мещерякова, музыкальной критики и журналистики – А. Я. Селицкий, Н. А. Мещерякова.
Членами кафедры осуществляется целенаправленная деятельность по трансляции собственных музыковедческих достижений. Ведущие представители кафедры являются авторами многочисленных монографий и статей в научных сборниках и журналах. А. М. Цукер, Е. Г. Шевляков, А. Я. Селицкий, Г. Е. Калошина, Т. С. Рудиченко участвовали в создании учебников для высших и средних профессиональных учебных заведений, выпущенных крупнейшими издательствами Москвы, Санкт-Петербурга, а также Ростова-на-Дону. Педагоги кафедры регулярно выступают редакторами-составителями научных сборников, принимают участие во всероссийских и международных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде, Воронеже, Киеве, Донецке, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Тамбове, Харькове, Челябинске, Екатеринбурге, Саратове, Салехарде, Казани, Майкопе.
Они являются членами диссертационных советов в Ростове и других городах, оппонентами на защитах кандидатских и докторских диссертаций, приглашаются в образовательные учреждения в качестве председателей государственных аттестационных комиссий, в состав жюри музыковедческих и других конкурсов. Значительное внимание уделяется также просветительской деятельности: публикациям в периодических изданиях, выступлениям в качестве ведущих на радио и телевидении, вступительным комментариям к филармоническим, консерваторским и другим концертам.
Педагоги кафедры истории музыки ведут многогранную и активную организационную работу. А. М. Цукер, умело сочетая педагогическую и административную деятельность (30 лет в должности заведующего кафедрой – 1986–2016 годы, 16 лет совокупно в должности проректора по научной и творческой работе – 1991–1999 и 2002–2010 годы, с 2010 – в должности председателя Ростовской организации Союза композиторов России), инициировал и организовал многие знаковые для российской и вузовской музыкальной науки фестивали и конференции: «Моцарт –Прокофьев», «Рахманиновские дни в Ростове», «Рахманинов в художественной культуре его времени», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма», «Искусство на рубежах веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве», «Моцарт и моцартианство», «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», «Композиторы “второго ряда” в историко-культурном процессе» и другие.
Значимым и долговременным (с 1977 по 2012 годы) просветительским проектом А. М. Цукера стал Ростовский музыкальный клуб «Рондо», в заседаниях которого участвовали видные отечественные композиторы и исполнители: Микаэл Таривердиев, Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Дмитрий Башкиров, Сергей Яковенко, Алексей Скавронский, Алексей Любимов, Наум Штаркман, Игорь Ойстрах, Игорь Бриль, Дмитрий Покровский, Дмитрий Журавлёв, Яков Смоленский и др. Научное исследование музыкально-философской методологии Лосева, ее внедрение в образовательную практику, масштабная проектно-организаторская деятельность осуществляются Н. В. Бекетовой (прежде всего в рамках созданного ею творческого центра «Рахманинов – Лосев»). В лаборатории народной музыки РГК усилиями Т. С. Рудиченко и ее учеников реализуются многочисленные проекты по грантам Российской академии наук, Министерства культуры РФ и различных гуманитарных фондов. А. Я. Селицкий, будучи куратором блока дисциплин музыкально-критической направленности, постоянно инициирует публикации молодых музыковедов в СМИ и на сайте Ростовской консерватории, а также творческие встречи с известными современными музыкальными критиками.
В настоящий момент кафедра истории музыки, в сравнении с аналогичными кафедрами российских музыкальных вузов, демонстрирует весьма впечатляющие профессиональные показатели. Здесь преподают 7 докторов и 5 кандидатов искусствоведения, 4 профессора и 7 доцентов, 1 действительный член Академии гуманитарных наук, 2 действительных члена Российской академии естествознания, 1 заслуженный деятель искусств РФ, 5 членов Союза композиторов РФ.
Преподаватели кафедры с большим интересом осуществляют научное руководство в процессе проведения исследований, написания научных статей, подготовки докладов на конференции. Студенты и аспиранты кафедры ежегодно становятся обладателями званий лауреатов и дипломантов всероссийских конкурсов научных и критико-публицистических работ, участвуют в студенческих секциях масштабных всероссийских и международных исследовательских форумов. Регулярные мастер-классы и творческие встречи, а также разнообразные виды практического обучения призваны продемонстрировать студентам способы интеграции в профессиональное сообщество, развить навыки построения собственной карьеры. Принцип творческой мастерской, предполагающий дискуссионное взаимодействие и максимальную включенность всех участников в процесс обсуждения значительных явлений отечественной культуры, положен в основу семинаров Творческого центра «Рахманинов – Лосев» «Искусство в поисках смысла» (рук. – Н. В. Бекетова); в рамках фольклорно-этнографической практики студенты-музыковеды не только изучают традиционную культуру проживающих на Дону народов, но и приобретают профессиональные навыки по собиранию и каталогизации образцов фольклора (рук. – Т. С. Рудиченко, В. Н. Демина); создание собственных публицистических материалов для СМИ, а также творческие встречи с известными современными музыкальными критиками – обязательная часть освоения дисциплин музыкально-критической направленности (рук. – А. Я. Селицкий); на развитие компетенций по разработке и реализации творческих проектов направлена арт-менеджерская практика (рук. – Г. Е. Калошина и Н. В. Самоходкина), на формирование навыков речевого воздействия на аудиторию, установления контакта с ней – лекторская практика (рук. – А. М. Цукер).
Историческое музыкознание Дона, существуя в конкретной, географически очерченной среде, далеко выходит за ее границы своей устремленностью к развитию тематического, проблемного потенциала. Будучи региональным «по адресу», оно не является таковым с точки зрения содержательного охвата музыкальных явлений, методологических основ исследовательского процесса. Это качество, наряду с динамикой, открытостью новым идеям и продуцированию новых подходов, всегда будет являться важной особенностью коллективного «научного портрета» кафедры истории музыки Ростовской консерватории.
Зав. кафедрой, 01.04.2016
Почетное звание:
Лучший работник культуры РО , 2018
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ДКН № 046875 17.05.2007
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 047415 02.11.2012
Занимаемая должность:
Доцент, 22.02.2023
Секретарь Ученого совета
Секретарь Диссертационного совета
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002
Квалификация, специальность:
музыковедение; музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Удостоверение о ПК ЮФУ 612419713491 от 26/05/2023 «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»,72 ч.; Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077391 от 20.06.2022 г. «История музыки» 72 ч.; 612417077798 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 22, педагогический – 22, вузовский – 13
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДНД № 004378 22.06.2017
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 042464 01.12.2011
Занимаемая должность:
Профессор, 30.11.2022
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077390 от 20.06.2022 г. «История музыки» 72 ч; 612417077784 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 17, педагогический – 17, вузовский – 14
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДК № 009155 19.09.1997
Ученое звание:
Профессор, ПР № 003834 21.10.1998
Занимаемая должность:
Профессор, 28.06.2022
Академик Российской академии естествознания
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1973
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель музыкально-теоретических и исторических дисциплин, лектор
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077393 от 20.06.2022 г. «История музыки» 72 ч., 612417077821 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 51, педагогический – 49, вузовский – 47
Преподаваемые дисциплины:
Почетное звание:
Заслуженный деятель искусств РФ, 1992
Кавалер ордена Дружбы
Лауреат премии СК России им. Д. Д. Шостаковича
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДТ № 011939 10.01.1992
Ученое звание:
Профессор, ПР № 000924 23.07.1992
Занимаемая должность:
Профессор, 30.10.2019
Председатель диссертационного совета РГК
Академик Российской академии естествознания, 2004
Председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России
Тел.: 8 (863) 240 70 03
E-mail: amzucker@rambler.ru
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1968
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и лектор
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077392 от 20.06.2022 г. «История музыки» 72 ч.; 612417077838 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 59, педагогический – 53, вузовский – 52
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДОК № 002266 08.10.2020
Ученое звание:
Доцент, ЗДЦ № 002137 05.06.2015
Занимаемая должность:
Доцент, 04.07.2022
Тел.: +79888900391
E-mail: cats-andru@yandex.ru
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 1999; Профессиональная переподготовка ЮМЦ ДПО при Ростовской государственной консерватории (академии) имё Сё Вё Рахманинова, 2009
Специальность, квалификация:
музыковедение; менеджмент организации
Повышение квалификации:
Диплом о профессиональной переподготовке ПП-I № 276608 с 01.11.2008 г. по 01.07.2009 г. на ведение профессиональной деятельности в сфере «Менеджмент организации: Event менеджмент»; «Продюсерство исполнительских дисциплин», 150 ч., Обучение в докторантуре РГК; Удостоверение ЦДПО РГК о ПК: 612417077387 от 20/06/2022 «История музыки» 72 ч; 612417077756 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 27, педагогический – 26, вузовский – 12
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ИС № 002242 06.06.1991
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 003625 23.11.1993
Занимаемая должность:
Доцент, 18.04.2018
Образование:
Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, 1977
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель, лектор
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077388 от 20.06.2022 «История музыки» 72 ч.; 612417077759 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 44, педагогический – 42, вузовский – 39
Преподаваемые дисциплины:
Почетное звание:
Дипломант международных и всероссийских конкурсов
Ученая степень:
Доктор искусствоведения, ДОК № 000166 26.10.2018
Ученое звание:
Доцент, ДОЦ № 002277 от 18.02.2020
Занимаемая должность:
Доцент, 30.06.2021
Руководитель СНТО РГК им. С. В. Рахманинова
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2005
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Обучение в докторантуре РГК 2013-2016; Удостоверение о ПК ЮФУ: 612419713422 от 26/05/2023 «Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования»,72ч; Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077394от 20.06.2022 «История музыки» 72 часа; 612417077774 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 20, педагогический – 15, вузовский – 15
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ИС № 001564 26.11.1987
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 003497 17.09.1992
Занимаемая должность:
Доцент, 28.11.2018
Образование:
Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1969
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин
Повышение квалификации:
Аспирантура при РГК, 1980; удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077389 от 20.06.2020 «История музыки» 72 ч; 612417077389 от 20/06/2022 «История музыки» 72 ч.; 612417077782 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 47, педагогический – 40, вузовский – 39
Преподаваемые дисциплины:
Самоходкина Наталья Вячеславовна
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ДКН № 008903 12.04.2006
Ученое звание:
Доцент, ДЦ № 053656 22.02.2023
Занимаемая должность:
Доцент, 22.02.2023
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612417077395 от 20.06.2022 г. «История музыки» 72 ч, 612417077910 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 19, педагогический – 13, вузовский – 13
Преподаваемые дисциплины:
Ученая степень:
Кандидат искусствоведения, ДКН № 208776
Занимаемая должность:
Доцент, 01.11.2023
Образование:
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2011
Специальность, квалификация:
музыковедение; музыковед, преподаватель
Повышение квалификации:
Аспирантура РГК; Удостоверение о ПК ЮФУ: 612407477060 от 12/07/2023 «Использование специальных программно-технических средств в процессе обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ», 16 ч.; удостоверения ЦДПО РГК о повышении квалификации: 612412520623 от 26.05.21 г. «История музыки», 16 часов; 612417077827 от 16/06/2023 «Информационные технологии в музыкальном образовании», 72 ч.
Стаж:
общий – 13, педагогический – 11, вузовский – 1
Преподаваемые дисциплины:
Всего на кафедре подготовлено 55 лауреатов и дипломантов международных и всероссийских конкурсов.
С 28 марта по 1 апреля 2022 года в Российской академии музыки имени Гнесиных прошли очередные «Журналистские читки» — семинар-практикум для молодых музыковедов, композиторов, пишущих об академической музыке. По итогам конкурсного отбора из 40 участников приглашения получили 18 начинающих журналистов из разных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Уфы, Ростова-на-Дону, Воронежа, Рязани, Нижнего Новгорода, Омска, Тюмени. Почетно, что вот уже второй год подряд среди тех, кто попал в финальный этап читок, есть студенты Ростовской консерватории. На этот раз — Ермакова Дарья, студентка 4 курса (класс проф. А. Я. Селицкого).
В отличие от прошлогоднего семинара в этом году обозначена определенная тема проекта – «СМИ в условиях форс-мажора». В течение трёх дней проходили лекции от кураторов и ридинг-сессии с разбором текстов участников. Первый день открылся лекцией от главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой, которая рассказала о новых вызовах профессии, обсудила с молодыми критиками главные компоненты рецензии и обратила внимание на особенности публикации статей в журнале. Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио Россия», поделилась своим опытом работы на радио и дала ценные советы начинающим журналистам. Теоретическую информацию и практические навыки создания видеорепортажа участники получили во второй день семинара от Дарьи Ганиевой, корреспондента отдела специальных репортажей телеканала «Россия-24». Актуально и современно была представлена презентация на тему «Как рассказать о музыке в соцсетях?» главного редактора студии коммуникаций «Суть медиа», VK и Telegram «Союза композиторов», фирмы «Мелодия» Эдуарда Карягина.
Незаменим и полученный практический опыт. Концерты и спектакли в Большом театре, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, Московском театре «Геликон-опера», Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац, Московской филармонии, которые посетили участники проекта, стали информационным поводом для создания работ в жанрах рецензии, интервью или репортажа. Последовавший за этим «разбор полетов» от кураторов проекта с рекомендациями и пожеланиями трудно переоценить. Настоящим подарком для начинающих музыкальных журналистов стала встреча с главным пресс-секретарем Большого театра Катериной Новиковой, а приятным доказательством своих достижений – сертификат участника «Журналистских читок – 2022». Несмотря на жёсткие временные рамки выполнения заданий и очень интенсивное расписание, все участники смогли завести новые знакомства, пообщаться с кураторами, профессионально самоопределиться и обрести вдохновение для дальнейшего роста.
20–25.03.2025, 02–04.04.2025
20.03.–20.04.2025