РГК - Оркестровые народные инструменты
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство: Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Требования к вступительным испытаниям 2023
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Расписание консультаций
Расписание вступительных испытаний 2023
Творческое испытание –
исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы.

Баян, аккордеон

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл;
  • виртуозное произведение или обработку народной мелодии.

Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.

Примерные программы:

1-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга d-moll (ХТК II т.)
  • В. А. Моцарт. Соната № 13 B-dur
  • В. Семенов. Сказ о Тихом Доне

2-й вариант

  • Д. Шостакович. Прелюдия и фуга C-dur
  • В. Золотарев. Соната № 2
  • А. Наюнкин. «Как у бабушки козел»

3-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга G-dur (ХТК II т.)
  • А. Белошицкий. Испанская сюита
  • А. Репников. Токката

Струнные щипковые инструменты

Поступающий должен исполнить:

  • Произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части) с обязательным наличием сонатного allegro в одной из частей, сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение, переложение и виртуозную пьесу.

ДОМРА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Г. Венявский. Романс из концерта № 2 для скрипки с оркестром
  • Ю. Зарицкий. Концерт
  • А. Цыганков. «Травушка-муравушка»

2-й вариант

  • А. Баццини. Хоровод гномов
  • Н. Будашкин. Концерт для домры с оркестром
  • С. Рахманинов. Элегия

3-й вариант

  • Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля
  • Ю. Шишаков. Концерт № 1 для домры с оркестром
  • В. Круглов. Уральская плясовая

БАЛАЛАЙКА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Обер. Жига
  • Ю. Шишаков. Концерт для балалайки с оркестром
  • А. Шалов. Валенки

2-й вариант

  • Ф. Тартини – Ф. Крейслер. Вариации на тему Корелли
  • А. Кусяков. Соната № 1 для балалайки и фортепиано
  • Ю. Шишаков. Концертная пьеса на тему русской народной песни «Барыня»

3-й вариант

  • Д. Скарлатти. Соната до мажор
  • А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано
  • П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини

ГИТАРА

Поступающий должен исполнить:

  • Полифоническое произведение композиторов XVI–XVIII веков;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части) с обязательным наличием сонатного allegro в одной из частей, сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение и виртуозную пьесу.

Примерные программы:

1-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 4 для лютни
  • Л. Леньяни. Фантазия
  • С. Руднев. «Липа вековая»

2-й вариант

  • И. С. Бах. Фуга из сонаты № 1 для скрипки соло
  • Ф. Сор. Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
  • Л. Брауэр. Черный Декамерон (одна из частей)

3-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия из сюиты № 3 для лютни
  • Ф. Морено-Торроба. Сюита «Ламанчские напевы»
  • В. Козлов. Медитация
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, слуховой анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Выпуск II. М., 1973, № 27.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
Собеседование

Собеседование предполагает выявление уровня профессиональной подготовки абитуриента:

  1. Проверка слуха: определение на слух интервалов, аккордов и их обращений (объём знаний, соответствующий курсам сольфеджио и гармонии в музыкальном колледже).
  2. Краткий исполнительский анализ одного из произведений, сыгранного на экзамене, выявляющий:
    a) принадлежность композитора к определенному музыкально-историческому, стилистическому направлению;
    б) художественное содержание сочинения, эмоционально-образную сферу;
    в) жанр, форму произведения.
  3. Основные требования в области знаний о своём специальном инструменте, которые включают в себя:
    a) сведения из истории развития и усовершенствования специального инструмента;
    б) знание репертуара (фамилии композиторов, написавших оригинальную музыку для специального инструмента, при этом имея определённое представление об исторической перспективе);
    в) осведомленность о развитии таких жанров как Соната, Концерт, Сюита для специального инструмента;
    г) ориентацию в основных вопросах методики обучения на своём инструменте;
    д) наличие представлений об известных исполнителях, как в области исполнительства на народных инструментах, так и представителях других специальностей, в том числе дирижеров.
  4. Знание основных сведений о композиторах и их творчестве в объёме программы музыкального училища.
  5. Вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области смежных искусств (литература, живопись) в рамках программы средней школы.
  6. Поступающий должен исполнить на фортепиано одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора.
Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:

Баян и аккордеон

Сборники статей преподавателей кафедры баяна и аккордеона:

  1. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. I. Ростов-н/Д.: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 1998.
  2. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып.2. Ростов-н/Д.: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2003.
  3. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып.3. Ростов-н/Д.: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2003.
  4. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей студентов и аспирантов кафедры народных инструментов РГК (академии) им. С.В. Рахманинова. Вып. 4. Ростов-н/Д.: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2006.
  5. Вопросы методики, теории и истории исполнительства на баяне, аккордеоне. Ростов-н/Д.: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2012.
  6. Баян, аккордеон, национальная гармоника в XXI веке: материалы науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2013.
  7. Баян, аккордеон, национальная гармоника в современной отечественной музыкальной культуре: материалы науч.-практ. конф. — Ростов н/Д, 2016.
  8. Баян, аккордеон, национальная гармоника в третьем тысячелетии. Материалы научно-практических конференций, Ростов- н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2020.
  9. Вопросы методики и истории исполнительства на народных инструментах: сборник статей вып. 5: материалы науч.-практ. конф., Ростов- н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2020.
  10. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: сборник статей вып. 6: материалы науч.-практ. конф., Ростов- н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2021.
  11. Варавина Л.В. Преемственность и развитие исполнительских и образовательных традиций в деятельности кафедры народных инструментов РГК: от истоков к современной эпохе // Страницы истории научных и творческих школ Ростовской консерватории: диалог поколений: сб. ст. коллектива авторов. — Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2017. с. 128-158.
  12. Варавина Л.В. Музыка ростовских композиторов для баяна и аккордеона // в сборнике: Проблемы современного композиторского творчества. Сборник трудов. Редакторы-составители А.М. Цукер, В.И. Дёмина, Ростов-н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2019, С. 172-180. Стр. 260.
  13. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018.
  14. Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.
  15. Анатолий Кусяков: времена жизни: сборник статей и материалов / ред.-сост. Е. В. Показанник. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008.

Струнные щипковые инструменты

  1. Анатолий Кусяков: времена жизни: сборник статей и материалов / ред.-сост. Е. В. Показанник. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008.
  2. Буряков А. Г. Вступительная статья // Шишаков Ю. Н. Воронежские акварели: Сюита для балалайки и фортепиано / ред. А. Г. Бурякова. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2021.
  3. Буряков А. Г. Выразительные особенности музыки и исполнительская интерпретация Концерта для балалайки, фортепиано, струнных и ударных Анатолия Кусякова // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. 4. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  4. Гареева И. В. Евгений Блинов. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2015.
  5. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018.
  6. Калантарова О. В. Николай Калинин. М.: Благотв. Фонд им. Матренина, 2019.
  7. Лаптева О. Н. «Русские картинки» М. Фуксмана – «экспериментальный» опус для оркестра русских народных инструментов (исполнительский аспект) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 2.
  8. Лаптева О. Н. Методический комментарий // Концертные пьесы в переложении для альтовой домры и фортепиано. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2019.
  9. П. И. Нечепоренко: Исполнитель, педагог, дирижер. М.: Сов. композитор, 1986.
  10. Пересада А. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: Международная энциклопедия. М.: Всероссийское музыкальное общество, 2004.
  11. Семаков С. В., Семакова И. Б. Александр Цыганков: исполнитель, композитор, педагог. Петрозаводск: ПГК им. А. К. Глазунова, 2018.