РГК - Хоровое народное пение
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.04 Искусство народного пения: Хоровое народное пение

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
дирижирование и исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального колледжа или средней специальной школы:

  • дирижирование произведения для хора с сопровождением,
  • исполнение двух разнохарактерных и разножанровых вокальных произведений – народной песни и авторского сочинения или обработки (одно из них спеть a cappella).

Поступающий должен обладать здоровым голосовым аппаратом, показать наличие устойчивого певческого звука, чистую интонацию, музыкально-выразительное, ритмически точное исполнение произведений, артистизм.

Примерный список произведений для хора с сопровождением:
  • Аренский А. «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»
  • Бородин А. 1-й «Слава» из оперы «Князь Игорь»
  • Гендель Г. «Сражен Самсон» из оратории «Самсон»
  • Глинка М. «Ах ты, свет Людмила» из оперы «Руслан и Людмила»
  • Давиденко А. «На десятой версте»
  • Даргомыжский А. Свадебный хор из оперы «Русалка»
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Мусоргский М. «Возле речки, на лужочке», «Поздно вечером сидела» из оперы «Хованщина»
  • Рахманинов С. «Огни погашены», «Как вольность весел наш ночлег» из оперы «Алеко»
  • Римский-Корсаков Н. «Ай, во поле липенька», «Просо» из оперы «Снегурочка»
  • Свиридов Г. «Поет зима», «Небо как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»
  • Чайковский П. Хор певчих из оперы «Пиковая дама»
  • Шуман Р. «Цыгане»
Сборники произведений для сольного исполнения
  • Аверкин А. Песни. – М., 1985.
  • Аверкин А., Пономаренко Г. Пою тебя, Россия! – М., 1978.
  • Балакирев М. А. Русские народные песни. – М., 1975.
  • Молодцова Е. М. С песней по жизни. – Воронеж, 2000.
  • Народные песни из репертуара Л. А. Руслановой. – М., 1973.
  • Павлова Г. Б. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной / Ред. А. В. Руднева. – М.: Сов. композитор, 1969.
  • Песни Ольги Ковалевой / сост. Г. Б. Павлова, А. В. Руднева. – М.: Сов. композитор, 1971.
  • Произведения советских композиторов для народного голоса без сопровождения / сост. Ю. Зацарный. – М., 1982-1989. – Вып. 1-9.
  • Репертуар народного певца. Для народного голоса без сопровождения и в сопровождении ф-но (баяна) в 2-х вып. – М.: Музыка, 1987.
  • Репертуар народного певца. Для народного голоса без сопровождения и в сопровождении фортепиано / сост. Л. В. Шамина. – Вып. 1-5. – М, 1993-1998.
  • Русские народные песни и частушки, записанные от М. Н. Мордасовой. – М., 1983.
  • Хор им. Пятницкого. Сто русских народных песен. – М.: Музгиз, 1958.
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, слуховой и гармонический анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода (8–10 тактов). Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация диатонической мелодии в форме периода протяженностью 8–10 тактов. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии в простом или сложном размерах с отклонениями. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Выпуск II, М., 1973, №№ 126, 133.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  3. Гармонический анализ небольшого произведения или его завершенного фрагмента с определением формы, тонального плана, основных гармонических оборотов, каденций. Примерная сложность: П. Чайковский. «Детский альбом», «Утренняя молитва», М. Глинка. «Я помню чудное мгновенье».
Собеседование

В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, направлено на проверку знаний:

  • в области русского народного музыкального творчества;
  • в области народно-певческого исполнительства (история, профессиональные народные хоры, фольклорные ансамбли и солисты).

Поступающий должен исполнить на фортепиано одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора.

Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:
  • Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. – М., 1963.
  • Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: Учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений. – М., 1996. – Ч. 1; 2002. – Ч. 2.
  • Попова Т. В. Основы народной музыки: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1977.
  • Романовский Н. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.
  • Шамина Л. В. Школа русского народного пения. – М. : Московский гос. фольклорный ценр «Русская песня», Всероссийское музыкальное общество, 1997.
  • Щуров В. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие. Ч. 1, 2. – М.: Музыка, 2007.