Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.04 «Искусство народного пения»: Сольное народное пение

Перечень конкурсных экзаменов, каждый из которых оценивается по 100-балльной шкале:

Поступающие должны обладать здоровым голосовым аппаратом, продемонстрировать навыки пения в народной манере, умение выразить художественный образ песни.

Специальность

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища:

  • две народных песни (одну из них — a cappella);
  • одну авторскую песню или народную песню в обработке.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по специальности — 50 баллов, коллоквиуму — 50 баллов.

Коллоквиум

В коллоквиум включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

  • знания в области русского народного музыкального творчества;
  • знания в области народно-певческого исполнительства;
  • исполнение пьесы по выбору на фортепиано.

Примерный список литературы для коллоквиума:

  • Бачинская Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. – М.: Музыка, 1972.
  • Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. – М., 1963.
  • Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: Учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений. – М., 1996. – Ч. 1; 2002. – Ч. 2.
  • Попова Т. В. Основы народной музыки: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1977.
  • Романовский Н. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.
  • Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.
  • Щуров В. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие. Ч. 1, 2. – М.: Музыка, 2007.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по специальности — 50 баллов, коллоквиуму — 50 баллов.

Теория
музыки

ПИСЬМЕННО:

1. Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в форме периода (8–10 тактов). Время выполнения — 25 минут.

2. Построить от заданного звука и в указанной тональности:

  • мажорные и минорные гаммы 3-х видов (натуральную, гармоническую, мелодическую); хроматическую гамму; дважды гармонический мажор и минор; лады народной музыки (фригийский, дорийский, миксолидийский, лидийский, пентатонику).
  • интервалы (простые и составные, включая тритоны), характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум 4), уменьшенные терции (ум.3) и увеличенные сексты (ув.6).
  • трезвучия мажорные и минорные с обращениями (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64); увеличенное и уменьшенное — в основном виде; септаккорды: малый мажорный (МБ7), малый минорный (ММ7), малый с уменьшенной квинтой (МУм7), уменьшенный (Ум.7) с обращениями; определить тональности, в которых они встречаются, и разрешить.

УСТНО:

1. Спеть с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, триоли, пунктирный ритм) в простых и сложных размерах.

2. Петь и определять на слух:

  • мажорные и минорные гаммы трех видов (натуральные, гармонические и мелодические), семиступенные диатонические лады, пентатонику;
  • диатонические интервалы от звука и в тональности, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
  • мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенные и увеличенные трезвучия в основном виде;
  • V7 с обращениями; II7 с обращениями; VII7 в основном виде.
  • Определять на слух аккордовые последовательности типа: Т —S64 — T — D43 — T6 — S — SII65 — K64 — D7 — T.

3. Гармонический анализ музыкального произведения по предложенному нотному тексту из вокальной литературы в простой форме (период или малая форма):

  • определить форму всего произведения;
  • определить тональный план;
  • назвать основные функции и гармонические обороты;
  • определить основные приемы развития.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение испытаний по теории музыки — 40 баллов.

Русский
язык

Форма сдачи экзамена: тестирование

Литература

Форма сдачи экзамена: тестирование

Подготовительное
отделение

Поступающие зачисляются по ходатайству кафедры после прослушивания по специальности.

Требования по исполняемой программе аналогичны требованиям для поступления на 1 курс.

У поступающих проверяются также природные музыкальные данные: слух, ритм, память. Поступающий должен:

  • Повторять голосом отдельные звуки в первой и малой октавах;
  • Спеть поочередно каждый звук аккорда, заданного на фортепиано в тесном расположении;
  • Повторить исполненный на фортепиано фрагмент мелодии;
  • Повторить хлопками заданный ритмический рисунок или ритм сыгранной на фортепиано музыкальной фразы.
Программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА

Порядок явки на экзамен

Результаты вступительных испытаний

Список поступающих, рекомендованных к зачислению

Иностранные граждане

Информация о заявлениях, поданных абитуриентами

Приказы