РГК - Сольное народное пение
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.03.04 Искусство народного пения: Сольное народное пение

Творческое испытание –
исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища:

  • две народных песни (одну из них — a cappella);
  • одну авторскую песню или народную песню в обработке.
Профессиональное испытание –
теория музыки

Сольфеджио и гармония (письменно/устно)

ПИСЬМЕННО:

1. Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в форме периода (8–10 тактов). Время выполнения — 25 минут.

2. Построить от заданного звука и в указанной тональности:

  • мажорные и минорные гаммы 3-х видов (натуральную, гармоническую, мелодическую); хроматическую гамму; дважды гармонический мажор и минор; лады народной музыки (фригийский, дорийский, миксолидийский, лидийский, пентатонику).
  • интервалы (простые и составные, включая тритоны), характерные интервалы (ув.2, ум.7, ув.5, ум 4), уменьшенные терции (ум.3) и увеличенные сексты (ув.6).
  • трезвучия мажорные и минорные с обращениями (Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64); увеличенное и уменьшенное — в основном виде; септаккорды: малый мажорный (МБ7), малый минорный (ММ7), малый с уменьшенной квинтой (МУм7), уменьшенный (Ум.7) с обращениями; определить тональности, в которых они встречаются, и разрешить.

УСТНО:

1. Спеть с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, триоли, пунктирный ритм) в простых и сложных размерах.

2. Петь и определять на слух:

  • мажорные и минорные гаммы трех видов (натуральные, гармонические и мелодические), семиступенные диатонические лады, пентатонику;
  • диатонические интервалы от звука и в тональности, включая тритоны, характерные интервалы с разрешениями;
  • мажорные и минорные трезвучия и их обращения; уменьшенные и увеличенные трезвучия в основном виде;
  • V7 с обращениями; II7 с обращениями; VII7 в основном виде.
  • Определять на слух аккордовые последовательности типа: Т —S64 — T — D43 — T6 — S — SII65 — K64 — D7 — T.

3. Гармонический анализ музыкального произведения по предложенному нотному тексту из вокальной литературы в простой форме (период или малая форма):

  • определить форму всего произведения;
  • определить тональный план;
  • назвать основные функции и гармонические обороты;
  • определить основные приемы развития.
Собеседование

В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

  • знания в области русского народного музыкального творчества;
  • знания в области народно-певческого исполнительства;
  • исполнение пьесы по выбору на фортепиано.

Примерный список литературы для собеседования:

  • Бачинская Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. – М.: Музыка, 1972.
  • Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. – М., 1963.
  • Мешко Н. К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: Учебное пособие для педагогов и студентов средних и высших учебных заведений. – М., 1996. – Ч. 1; 2002. – Ч. 2.
  • Попова Т. В. Основы народной музыки: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1977.
  • Романовский Н. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.
  • Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.
  • Щуров В. Жанры русского музыкального фольклора: Учебное пособие. Ч. 1, 2. – М.: Музыка, 2007.

Также в собеседование включается проверка навыков игры на фортепиано.

Требования к вступительным испытаниям
СПЕЦИАЛИТЕТ
БАКАЛАВРИАТ
МАГИСТРАТУРА
АСПИРАНТУРА
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА