Поступающий должен исполнить:
Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.
Примерные программы:
1-й вариант
2-й вариант
3-й вариант
ПИСЬМЕННО:
1. Записать 2-голосный диктант (объем 8-12 тактов) с отклонениями. Время выполнения — в пределах 25 минут.
2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в тональность первой степени родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 20 минут.
3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении, мелодию классического стиля в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.
УСТНО:
1. Сольфеджировать с листа одноголосную мелодию (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающую мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.
2. Спеть интонационные упражнения в тональности и от заданного звука:
3. Сыграть на фортепиано 4-голосную гармоническую последовательность по цифровке (8-10 аккордов), содержащей классические гармонические обороты, аккорды DD в каденциях, отклонения в тональности I степени родства.
4. Выполнить анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по нотному тексту (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, определение известных гармонических оборотов, приемы развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и характеристика средств ее воплощения, жанровые черты пьесы.
5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.
Собеседование выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов. Также собеседование включает в себя проверку навыков игры на фортепиано и проверку навыков дирижирования.