РГК - Дирижирование оперно-симфоническим оркестром
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.04.04 Дирижирование: Дирижирование оперно-симфоническим оркестром

Требования к вступительным испытаниям 2023
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Расписание консультаций
Расписание вступительных испытаний 2023
Творческое испытание – дирижирование и коллоквиум

Поступающий должен продирижировать в сопровождении двух фортепиано циклическим произведением крупной формы для симфонического оркестра (симфония, сюита и т. п.)

Коллоквиум включает:

  • исполнение 1–2-х произведений на фортепиано;
  • вопросы по произведениям, исполненным на экзамене по дирижированию (творческая биография авторов, музыкально-теоретический анализ сочинений);
  • проверка слуховых данных абитуриента;
  • выявление общей художественной и музыкальной эрудиции;
  • вопросы по истории оркестровых стилей;
  • вопросы по симфонической и оперной литературе разных эпох;
  • вопросы по инструментовке;
  • прочесть на фортепиано несложный отрывок симфонической или оперной партитуры.
Произведения, знание которых обязательно для коллоквиума:

Зарубежная музыка

  • Гайдн. Симфонии № 7, № 44, № 45, № 88, № 92, двенадцать «Лондонских» симфоний
  • Моцарт. Симфонии № 35, 38, 39, 40, 41; увертюры к операм «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»
  • Бетховен. Все симфонии; увертюры «Эгмонт», «Леонора № 3», «Кориолан», «Прометей»; все концерты для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром
  • Вебер. Увертюры «Оберон», «Волшебный стрелок», «Эврианта»
  • Шуберт. Симфонии № 4, № 5, № 8
  • Мендельсон. Симфонии № 3, № 4, Концерт для скрипки с оркестром, увертюра «Фингалова пещера», «Сон в летнюю ночь»
  • Шуман. Симфонии № 3, № 4; Концерт для фортепиано с оркестром, увертюра «Манфред»
  • Шопен. Концерты № 1 и № 2 для фортепиано с оркестром
  • Россини. Увертюры к операм «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Золушка»
  • Берлиоз. «Фантастическая симфония», «Римский карнавал»
  • Лист. «Прелюды», Концерты № 1 и № 2 для фортепиано с оркестром
  • Вагнер. Увертюры к операм «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», вступления к операм «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда»
  • Брамс. Все симфонии; Концерты № 1 и № 2 для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром; «Вариации на тему Гайдна»; увертюры: «Трагическая», «Академическая»
  • Верди. Увертюры и вступления к операм «Сила судьбы», «Аида», «Травиата»
  • Бизе. Сюиты «Арлезианка», «Кармен»
  • Гуно. «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
  • Франк. Симфония; «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром
  • Брукнер. Симфонии № 4, № 7, № 8
  • Сметана. «Влтава», увертюра к опере «Проданная невеста»
  • Штраус Рихард. «Тиль Уленшпигель»
  • Малер. Симфонии № 1, № 5, № 6, № 7
  • Григ. Две сюиты «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром
  • Дворжак. Симфонии № 8, № 9 («Из Нового Света»)
  • Сибелиус. Симфонии № 1, № 2, № 5, № 7; Концерт для скрипки с оркестром
  • Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море»
  • Равель. «Болеро», «Вальс», II сюита «Дафнис и Хлоя», «Испанская рапсодия», Концерты № 1 и № 2 для фортепиано с оркестром
  • Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
  • Барток. Концерт для оркестра; Музыка для струнных, ударных и челесты
  • Онеггер. Симфонии № 3, № 5
  • Хиндемит. Симфония «Художник Матис»
  • Шенберг. «Просветленная ночь», Концерт для фортепиано с оркестром
  • Берг. Концерт для скрипки с оркестром
  • Бриттен. Вариации и фуга на тему Перселла

Русская музыка

  • Глинка. «Камаринская», испанские увертюры: «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», увертюра к операм «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»
  • Балакирев. Симфонии № 1 и № 2, Увертюра на три русские темы
  • Бородин. Симфонии № 1 и № 2, «В Средней Азии», Увертюра и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
  • Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» (инструментовки Равеля и Горчакова), «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», Сцена под Кромами из оперы «Борис Годунов»
  • Римский-Корсаков. «Шехеразада», «Испанское каприччио», сюиты из опер: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», увертюра к опере «Царская невеста»
  • Рубинштейн. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
  • Чайковский. Все симфонии; «Манфред», «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», «Гамлет», «1812 год», Сюиты № 3 и № 4, Серенада для струнного оркестра; Концерты № 1 и № 2 для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром
  • Калинников. Симфония
  • Аренский. Фантазия на тему Рябинина для фортепиано с оркестром
  • Танеев. Симфония c-moll, симфонические фрагменты из оперы «Орестея»
  • Глазунов. Симфонии № 4, № 5, № 6, № 8, Концерт для скрипки с оркестром
  • Лядов. «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга»
  • Скрябин. Симфонии № 2, № 3; «Поэма экстаза»; Концерт для фортепиано с оркестром
  • Рахманинов. Симфонии № 2, № 3; «Симфонические танцы», «Остров мертвых»; четыре концерта для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини
  • Стравинский. «Петрушка», «Жар-птица», Симфония в трех движениях
  • Глиэр. Концерт для голоса с оркестром
  • Прокофьев. Симфонии № 1, № 3, № 5, № 6, № 7; Концерты № 1, № 2, № 3, № 5 для фортепиано с оркестром, Концерты № 1 и № 2 для скрипки с оркестром, Симфония-концерт для виолончели с оркестром; «Скифская сюита»
  • Мясковский. Симфонии № 6, № 21, № 27
  • Шостакович. Симфонии № 1, № 5 — № 10, № 15; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Концерт № 1 для скрипки с оркестром, Концерт № 1 для виолончели с оркестром
  • Хачатурян. Симфония № 2, сюиты из балетов «Спартак», «Гаянэ», Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром
Примерный список литературы для подготовки к коллоквиуму:
  1. Григорьев Л., Платек Я. Современные дирижеры. М., 1969.
  2. Мусин И. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967.
  3. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1972.
  4. Сидельников Л. Симфоническое исполнительство. М., 1991.