РГК - Художественное руководство академическим хором
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором: Художественное руководство академическим хором

Расписание консультаций
Расписание вступительных испытаний

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
дирижирование

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

  • продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и характеру (одно — для хора a cappella, другое — с сопровождением);
  • пропеть наизусть с тактированием один из голосов хоровой партитуры a capella по горизонтали и последовательность аккордов по вертикали;
  • исполнить наизусть партитуру хора a cappella на фортепиано.

Примерный список произведений для дирижирования

а) для хора a cappella:

  • Брамс И. «В ночной тиши»
  • Глинка М. — Балакирев М. «Венецианская ночь»
  • Гречанинов А. «За реченькой яр хмель», «Нас веселит ручей», «На заре»
  • Егоров А. «Песня»
  • Калинников В. «Жаворонок», «Зима», «Солнце встает», «Ой, честь ли то молодцу»
  • Кастальский А. «Ты, рябинушка», «Дожинки» (из цикла «Сельские работы»)
  • Коваль М. «Слезы», «Ой, земля-земелюшка» (из оратории «Емельян Пугачев»), «Буря бы грянула, что ли...»
  • Кодай З. «Ел цыган сыр»
  • Кюи Ц. «Засветилась вдали», «Уснуло все»
  • Ленский А. «Душно», «Сокол» (из цикла «1905 год»)
  • Мендельсон Ф. «Лес»; Три песни на слова Г. Гейне: «Беги со мной», «Как иней ночкой весенней пал», «Над ее могилой»
  • Мурадели В. «Ответ на послание Пушкина», «Шалаш в Разливе»
  • Римский-Корсаков Н. «Подуй, подуй, непогодушка», «Ночевала тучка золотая»
  • Россини Д. Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль»
  • Русские народные песни: «Венули ветры» (обр. Д. Шостаковича), «Горы» (обр. А. Александрова), «Дороженька» (обр. А. Свешникова), «Как пойду я на быструю речку» (обр. А. Свешникова), «Повянь, повянь, бурь-погодушка» (обр. В Соколова), «У ворот, ворот батюшкиных» (обр. М. Мусоргского), «Уж ты, поле мое» (обр. А. Новикова), «Уж я золото хороню» (обр. А. Копосова), «Узник» (обр. А. Давиденко) и др.
  • Салманов В. «Издалека» (из цикла «Шесть поэм на слова Н. Хикмета»)
  • Свиридов Г. «Повстречался сын с отцом», «Вечером синим»
  • Танеев С. «Посмотри, какая мгла», «Серенада», «Сосна»
  • Украинские народные песни: «Дударик», «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича)
  • Чайковский П. «Без поры да без времени» (для женского хора), «Ночевала тучка золотая», «Соловушко»
  • Чесноков П. «За рекой, за быстрой», «Не цветочек в поле вянет», «Дубинушка»
  • Шебалин В. «Береза», «Жаворонок», «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы», «Полынок» (для мужского хора), «Утес»
  • Шостакович Д. «Казненным» (из цикла «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов»)
  • Шуман Р. «Вечерняя звезда», «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Цыгане»
  • Щедрин Р. Четыре хора на слова А. Твардовского
  • Эрнесакс Г. «Моя страна»

б) для хора с сопровождением:

  • Бородин А. I-й хор «Слава» (из оперы «Князь Игорь»)
  • Гендель Г. «Сражен Самсон» (из оратории «Самсон»)
  • Глинка М. «Ах ты, свет Людмила» (из оперы «Руслан и Людмила»), Свадебный хор (из оперы «Иван Сусанин»)
  • Давиденко А. «На десятой версте»
  • Даргомыжский А. Свадебный хор (из оперы «Русалка»)
  • Кабалевский Д. Песня сборщиц винограда (из оперы «Кола Брюньон»)
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Коваль М. «Долина — долинушка»
  • Мусоргский М. «То не сокол летит» (из оперы «Борис Годунов»), «Поздно вечером сидела», «Возле речки, на лужочке» (из оперы «Хованщина»)
  • Прокофьев С. «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»), «Пушкари» (из оратории «Иван Грозный»)
  • Свиридов Г. «Здесь будет город — сад!» (из «Патетической оратории»), «Поет зима», «Небо — как колокол» (из «Поэмы памяти Сергея Есенина»)
  • Рахманинов С. «Как вольность, весел наш ночлег», «Огни погашены» (из оперы «Алеко»)
  • Римский-Корсаков Н. Хор торговых гостей (из оперы «Садко»), Хор слепцов-гусляров, «Ай, во поле липенька» (из оперы «Снегурочка»), «Что так рано солнце красно» (из оперы «Сказка о царе Салтане»), «Солнышку красному слава» (из оперы «Майская ночь»), «Из дебрей глубоких» (из оперы «Млада»)
  • Рубинштейн А. «Ноченька» (из оперы «Демон»)
  • Чайковский П. Хор певчих (из оперы «Пиковая дама»), Проводы Масленицы и хор цветов (из музыки к пьесе А. Островского «Снегурочка»), «На море утушка» (из оперы «Опричник»), «Нету, нету тут мосточка» (из оперы «Мазепа»)
  • Шуман Р. «Цыгане»
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, игра модуляции, слуховой и гармонический анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода (8–10 тактов). Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода протяженностью в 8–12 тактов с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии с отклонениями в родственные тональности. Примерная сложность: А. Рубец. Одноголосное сольфеджио, №№ 3, 95.
  2. Игра модуляции в тональность первой степени родства.
  3. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  4. Гармонический анализ небольшого произведения или завершенного фрагмента с определением структуры, тонального плана, каденций, гармонических функций, приемов развития. Примерная сложность: Ф. Мендельсон. Песни без слов, ор. 19 № 4; Ф. Шопен. Ноктюрн c-moll, ор. 48 № 1 (24 т.).
Собеседование

В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов собеседования направлено на выявление знаний:

  • литературы по своей специальности, в том числе по хороведению;
  • основных положений методики преподавания в школе и работы с самодеятельным хором;
  • музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища.

Кроме того, поступающий должен проанализировать одно из произведений, исполненных на экзамене, с точки зрения содержания, стиля, и исполнительских средств.

В собеседование включается проверка навыков игры на фортепиано.

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение (например: Глинка. Фуга; Бах И. С. Двух- или трехголосные инвенции, несложные прелюдии и фуги И. С. Баха; Д. Шостаковича);
  • I или II–III части сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена;
  • произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора (например: Чайковский. «Времена года»; Мендельсон. «Песни без слов»; Шуман. «Листки из альбома»; Скрябин «Прелюдии» ор. 11; Шостакович. «Прелюдии» ор. 34; Барток. «Багатели» ор. 6.).
Примерный список литературы по хороведению для подготовки к собеседованию:
  1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. Элементарный курс. Уч. пособие. – СПб, 2007.
  2. Егоров. А. Теория и практика работы с хором. – Л.-М., 1951.
  3. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М., 2003.
  4. Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка. – М., 1967.
  5. Пигров К. Руководство хором. – М., 1964.
  6. Соколов В. Работа с хором. – М., 1964.
  7. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961.