Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:
Примерный список произведений для дирижирования
а) для хора a cappella:
б) для хора с сопровождением:
ПИСЬМЕННО:
1. Записать двух- трехголосный диктант в форме периода (объем 8–12 тактов) с отклонениями в первую степень родства, с использованием хроматизмов и альтераций.
2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в первую степень родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 25 минут.
3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении мелодию классического стиля, в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.
УСТНО:
1. Сольфеджировать с листа:
а) одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.
б) двухголосный пример из полифонической литературы (И. С. Бах. Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.
2. Спеть вертикаль в четырехголосной модулирующей последовательности по предложенной цифровке.
3. Сыграть на фортепиано модулирующую последовательность в тональности первой степени родства по выписанному гармоническому плану (в виде цифровки) или по заданному тональному плану (начальная и конечная тональности) — по выбору абитуриента.
4. Выполнить гармонический анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по клавиру или хоровой партитуре (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.
5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.
В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:
Кроме того, поступающий должен проанализировать одно из произведений, исполненных на экзамене, с точки зрения содержания, стиля, и исполнительских средств.
Список литературы по хороведению, знание которой необходимо для коллоквиума по специальности:
В собеседование включается проверка навыков игры на фортепиано.
Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений: