РГК - Концертные народные инструменты
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.05.01 Искусство концертного исполнительства: Концертные народные инструменты

Расписание консультаций
Расписание вступительных испытаний

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
исполнение сольной программы

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы.

Баян, аккордеон, национальная гармоника

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл;
  • виртуозное произведение или обработку народной мелодии.

Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.

Примерные программы:

1-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга d-moll (ХТК II т.)
  • В. А. Моцарт. Соната № 13 B-dur
  • В. Семенов. Сказ о Тихом Доне

2-й вариант

  • Д. Шостакович. Прелюдия и фуга C-dur
  • В. Золотарев. Соната № 2
  • А. Наюнкин. «Как у бабушки козел»

3-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга G-dur (ХТК II т.)
  • А. Белошицкий. Испанская сюита
  • А. Репников. Токката

Струнные щипковые инструменты

Поступающий должен исполнить:

  • Произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение, переложение и виртуозную пьесу.

ДОМРА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Р. Глиэр. Романс
  • Б. Кравченко. Концерт
  • А. Цыганков. «Перевоз Дуня держала»

2-й вариант

  • П. Сарасате. Цапатеадо
  • И. Тамарин. Концерт для домры
  • А. Цыганков. Каприс № 3 для домры соло

3-й вариант

  • Н. Паганини. Венецианский карнавал
  • Ю. Шишаков. Русская рапсодия
  • С. Рахманинов. Вокализ

БАЛАЛАЙКА

Примерные программы:

1-й вариант

  • Ж. Бизе – П. Сарасате. Антракт и Хабанера
  • С. Василенко. Концерт для балалайки с оркестром
  • А. Шалов. «Эх, сыпь Семен»

2-й вариант

  • Ф. Тартини – Ф. Крейслер. Вариации на тему Корелли
  • А. Кусяков. Соната № 1
  • Е. Бызов. «Ша штил»

3-й вариант

  • Д. Скарлатти. Соната ре мажор
  • А. Гречанинов. Соната для балалайки и фортепиано
  • Ю. Шишаков. Концертная пьеса на тему русской народной песни «Барыня»

ГИТАРА

Поступающий должен исполнить:

  • Полифоническое произведение композиторов XVI–XVIII веков;
  • Произведение, написанное в циклической форме: концерт, соната (I часть или II–III части), сюита (не менее трех контрастных частей); классические вариации, рапсодия, концертная фантазия; часть цикла в форме сонатного allegro;
  • Обработка народной мелодии или пьеса по выбору.

Программа должна содержать оригинальное произведение и виртуозную пьесу.

Примерные программы:

1-й вариант

  • Д. Фрескобальди. Ария с вариациями
  • М. Кастельнуово-Тедеско. Концерт для гитары с оркестром ре мажор
  • С. Орехов. Вариации на тему «Дремлют плакучие ивы»

2-й вариант

  • И. С. Бах. Прелюдия из сюиты для лютни № 1
  • М. Джулиани. Соната до мажор
  • Ш. Рак. Искушение ренессансом

3-й вариант

  • И. С. Бах. Фуга из сонаты для скрипки соло
  • А. Хосе. Соната, I, II ч.
  • Н. Кошкин. Ашер-вальс
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, слуховой анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 30 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода протяженностью в 8–10 тактов с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии с возможными отклонениями в тональности первой степени родства. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Выпуск II. М., 1973, № 27.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
Собеседование

Собеседование предполагает выявление уровня профессиональной подготовки абитуриента:

  1. Проверка слуха: определение на слух интервалов, аккордов и их обращений (объём знаний, соответствующий курсам сольфеджио и гармонии в музыкальном колледже).
  2. Краткий исполнительский анализ одного из произведений, сыгранного на экзамене, выявляющий:
    a) принадлежность композитора к определенному музыкально-историческому, стилистическому направлению;
    б) художественное содержание сочинения, эмоционально-образную сферу;
    в) жанр, форму произведения.
  3. Основные требования в области знаний о своём специальном инструменте, которые включают в себя:
    a) сведения из истории развития и усовершенствования специального инструмента;
    б) знание репертуара (фамилии композиторов, написавших оригинальную музыку для специального инструмента, при этом имея определённое представление об исторической перспективе);
    в) осведомленность о развитии таких жанров как Соната, Концерт, Сюита для специального инструмента;
    г) ориентацию в основных вопросах методики обучения на своём инструменте;
    д) наличие представлений об известных исполнителях, как в области исполнительства на народных инструментах, так и представителях других специальностей, в том числе дирижеров.
  4. Знание основных сведений о композиторах и их творчестве в объёме программы музыкального училища.
  5. Вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области смежных искусств (литература, живопись) в рамках программы средней школы.
  6. Поступающий должен исполнить на фортепиано одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора.
Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:

Баян и аккордеон

  1. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.
  2. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018.
  3. Имханицкий М. И. Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона. Учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004.

Струнные щипковые инструменты

  1. Анатолий Кусяков: времена жизни: сборник статей и материалов / ред.-сост. Е. В. Показанник. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2008.
  2. Буряков А. Г. Вступительная статья // Шишаков Ю. Н. Воронежские акварели: Сюита для балалайки и фортепиано / ред. А. Г. Бурякова. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2021.
  3. Буряков А. Г. Выразительные особенности музыки и исполнительская интерпретация Концерта для балалайки, фортепиано, струнных и ударных Анатолия Кусякова // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Вып. 4. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  4. Гареева И. В. Евгений Блинов. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2015.
  5. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018.
  6. Калантарова О. В. Николай Калинин. М.: Благотв. Фонд им. Матренина, 2019.
  7. Лаптева О. Н. «Русские картинки» М. Фуксмана – «экспериментальный» опус для оркестра русских народных инструментов (исполнительский аспект) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. № 2.
  8. Лаптева О. Н. Методический комментарий // Концертные пьесы в переложении для альтовой домры и фортепиано. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2019.
  9. П. И. Нечепоренко: Исполнитель, педагог, дирижер. М.: Сов. композитор, 1986.
  10. Пересада А. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: Международная энциклопедия. М.: Всероссийское музыкальное общество, 2004.
  11. Семаков С. В., Семакова И. Б. Александр Цыганков: исполнитель, композитор, педагог. Петрозаводск: ПГК им. А. К. Глазунова, 2018.