РГК - Композиция
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.05.06 Композиция

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
показ собственных произведений

Абитуриенты должны представить свои сочинения, свидетельствующие о наличии перспективных творческих данных для дальнейшего обучения в вузе, композиторских навыков в формировании тематического материала и его развития. Желательным является показ разноплановых, разножанровых сольных или ансамблевых произведений, преимущественно академической направленности — как инструментальных, так и вокальных: отдельных пьес малой формы, романсов, песен, хоров, сюит, а также хотя бы одного более развёрнутого сочинения в вариационной, рондальной, сонатной форме. Все сочинения должны быть представлены в виде аккуратно, грамотно выполненных партитур или клавиров (canto с цифровкой комиссией во внимание не принимаются).

Предложенные абитуриентом сочинения должны быть озвучены либо самим автором (на фортепиано или ином инструменте, в соответствующем ансамбле), либо в качественной магнитофонной или CD записи (хронометраж звучания — от 15 до 25 минут).

Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, игру модуляции, слуховой и гармонический анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двухголосный диктант в форме периода (8–10 тактов) с отклонениями в тональности первой степени родства. Время выполнения – 25 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме периода. Предполагается использование типичных гармонических оборотов, отклонения и модуляции в тональность первой степени родства. Время выполнения – 60 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосного примера, включающего отклонения и модуляцию в тональности первой степени родства. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Выпуск II, М., 1973, № 28.
  2. Игра на фортепиано модуляции в тональность первой степени родства по заданному тональному плану в форме периода в традиционной четырехголосной фактуре.
  3. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  4. Структурно-гармонический анализ фрагмента музыкального произведения, преимущественно в форме периода, простых форм: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль гармонических последовательностей, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы. Примерная сложность: Ф. Шопен, Прелюдия № 6 (h-moll).
Собеседование

Собеседование выявляет уровень общекультурной подготовки, осведомленность в области смежных видов искусства и общехудожественных процессов, знание важнейших научных и критических трудов о музыке (углубленное знание трудов по истории музыки, теории музыки, музыкальной педагогике проверяется в зависимости от интересов абитуриента). Необходимо также проявить умение ориентироваться в современном искусстве, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности, культуры.

На фортепиано абитуриент должен исполнить программу из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение, например: несложная прелюдия и фуга И. С. Баха, Д. Шостаковича, фуга П. Хиндемита;
  • I или II–III части сонаты венских классиков, романтиков, композиторов XX в.;
  • одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора ( например: прелюдии Ф. Шопена, А. Скрябина (ор. 11), К. Дебюсси, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, «Времена года» П.Чайковского, «Мимолётности» С. Прокофьева ).