РГК - Музыковедение
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.05.05 Музыковедение

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
музыкальная литература

Экзамен проводится в письменной и устной форме:

  1. Викторина (письменно) требует определения в аудиозаписи 10–12 отрывков из музыкальных произведений, входящих в программу колледжа по музыкальной литературе. Необходимо назвать автора, акт (часть) и тему, при необходимости указать, к какому разделу она относится (экспозиция, разработка, финал, акт и пр.).
  2. Устный ответ предполагает знание основных этапов развития и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, выдающихся музыкальных произведений, а также умение ориентироваться в учебной, научной и критической литературе по рассматриваемым вопросам, наличие представлений о наиболее крупных событиях и процессах музыкальной жизни. Экзаменационный билет включает в себя два вопроса: один — по отечественной, другой — по зарубежной музыке. Примерное время ответа на оба вопроса — 20–25 мин.
Список произведений для анализа:
  1. Отечественная музыка
    • М. Глинка. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»; Симфоническое творчество («Камаринская», «Вальс-фантазия»)
    • А. Даргомыжский. Опера «Русалка»; камерно-вокальное творчество
    • А. Бородин. Опера «Князь Игорь»; Симфония № 2
    • М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»; камерно-вокальное творчество
    • Н. Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», Симфоническая сюита «Шехеразада»
    • П. Чайковский. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; Симфонии №№ 4, 6
    • А. Скрябин. Симфония № 3
    • С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
    • С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», Симфония № 7
    • Д. Шостакович. Симфонии №№ 5, 7 (11)
    • Г. Свиридов. «Поэма памяти С. Есенина»
  2. Западноевропейская музыка
    • И. Бах. «Хорошо темперированный клавир»
    • К. Глюк. Опера «Орфей»
    • Й. Гайдн. Симфонии №№ 103, 104, Сонаты
    • В. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», Симфонии №№ 40, 41, Сонаты
    • Л. Бетховен. Симфонии №№ 3, 5; Сонаты: лирико-драматические (№№ 14, 17), героико-драматические (№№ 8, 23)
    • Ф. Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»; Симфония си минор
    • Р. Шуман. Фортепианный цикл «Карнавал»; Вокальный цикл «Любовь поэта»
    • Ф Шопен Произведения малой формы (вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы, этюды, прелюдии – на выбор); произведения крупной формы (баллады, сонаты – на выбор)
    • Г. Берлиоз. «Фантастическая» симфония
    • Й. Брамс. Симфония № 4
    • Дж. Верди. Оперы «Риголетто», «Травиата», «Аида»
    • Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин»
    • Ж. Бизе. Опера «Кармен»
    • К. Дебюсси. Фортепианное творчество (произведения – на выбор)
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант, гармонизацию мелодии) и устный ответ (пение с листа, игру модуляции, гармонический анализ).

ПИСЬМЕННО:

  1. Двух-трехголосный диктант в форме периода (8–12 тактов) с отклонениями и модуляцией. Время выполнения – 25 минут.
  2. Гармонизация мелодии в форме расширенного периода. Мелодическая линия может содержать неаккордовые звуки. Предполагается использование типичных гармонических оборотов, отклонения и модуляции в тональности диатонического, хроматического и мажоро-минорного родства. Время выполнения – 120 минут.

УСТНО:

  1. Сольфеджирование с листа:
    а) Одноголосный пример, включающий отклонения и модуляцию, разнообразные ритмические фигуры. Примерная сложность: А. Рубец. Одноголосное сольфеджио. М., 1981, №№ 112, 120.
    б) Двухголосный пример из полифонической литературы. Примерная сложность: И. С. Бах, Двухголосные инвенции.
  2. Игра на фортепиано модуляции в тональность любой степени родства по заданному тональному плану в форме периода или более развернутой структуры в традиционной четырехголосной фактуре.
  3. Структурно-гармонический анализ фрагмента музыкального произведения, преимущественно в форме периода, простых форм: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль гармонических последовательностей, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы. Примерная сложность: Ф. Шопен, Прелюдия № 9 (E-dur), С. В. Рахманинов «Островок».
Собеседование

Собеседование выявляет уровень общекультурной подготовки, осведомленность в области смежных видов искусства и общехудожественных процессов, знание важнейших научных и критических трудов о музыке (углубленное знание трудов по истории музыки, теории музыки, музыкальной педагогике проверяется в зависимости от интересов абитуриента). Необходимо также проявить умение ориентироваться в современном искусстве, самостоятельно мыслить и оценивать явления действительности, культуры.

На фортепиано абитуриент должен исполнить программу из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение, например: несложная прелюдия и фуга И. С. Баха, Д. Шостаковича, фуга П. Хиндемита;
  • I или II–III части сонаты венских классиков, романтиков, композиторов XX в.
  • одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора (например: прелюдии Ф. Шопена, А. Скрябина (ор. 11), К. Дебюсси, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, «Времена года» П. Чайковского, «Мимолётности» С. Прокофьева).