РГК - Бекетова Н. В.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Бекетова Наталья Викторовна

Кандидат искусствоведения

Доцент



Биография

Бекетова Наталья Викторовна — музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, кандидат искусствоведения — дис.: «Трагическое и сатирическое в операх Д. Шостаковича» (г. Москва, ВНИИ искусствознания, 1991, рук. проф. М. Д. Сабинина). Доцент (с 1993), работала в должности профессора кафедры истории музыки (2005–2015).

Выпускница Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (1971). Поступила в Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (1971), окончила Ростовский музыкально-педагогический институт (1977) по специальности «музыковедение» (дипл. работа — «К вопросу о трагическом гротеске в советской опере», руководитель — профессор Л. Я. Хинчин). 1977–1978 гг. — старший библиограф РГМПИ. 1978–1980 гг. — лектор-музыковед Ростовской областной филармонии. С 1976 г. — преподаватель РГМПИ, с 1980 г. — преподаватель кафедры истории музыки. Ведет спецкурсы истории отечественной и зарубежной музыки на музыковедческом и исполнительских факультетах, спецкурсы методологии современного музыкознания для магистров и музыковедов-специалистов, руководит курсовыми, дипломными, магистерскими и аспирантскими работами (45 выпущенных квалификационных работ). С 1995 г. — член-корреспондент Международной академии биоэнерготехнологий по вопросам сознания и мышления, с 1996 г. — вице-президент Южно-Российской Лиги культуры, руководитель творческой лабораторией «Искусство синтеза». 1992–2004 гг. — зав. кафедрой эстетического цикла Классического лицея №1 при РГУ. С 2002 г. — руководитель созданного ею Творческого центра «Рахманинов-Лосев: наследие» при РГК им. С.В.Рахманинова, официальный полномочный представитель на Дону КПО «Лосевские беседы» (г. Москва), Тамбовского Рахманиновского центра и Музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка». Основатель научно-практического направления музыкософии («мудрость от музыки»), которое развивает более 30 лет.

Сфера профессиональных интересов связана с изучением отечественного и мирового культурного наследия, универсальных законов художественного сознания и мышления. Автор более 150 научных публикаций. Редактор-составитель сборников научных статей и монографий, посвященных вопросам культурного наследия и его сохранения. Инициатор и организатор множества научно-практических и образовательно-воспитательных проектов: к 200-летию А. С. Пушкина (1999), к 200-летию М. И. Глинки (2004), к юбилеям А. Ф. Лосева и С. В. Рахманинова (1993, 2003, 2008, 2013, 2018), Д. Д. Шостаковича (2006), «Русский Логос» (1998) и «Русский логос: — национальная память России» — к 10-летию ТЦ «Рахманинов-Лосев: наследие» и 45-летию РГК им. С. В. Рахманинова (2012), «Мир – музыка…» – к 15-летию ТЦ «Рахманинов-Лосев: наследие» и 50-летию РГК им. С. В. Рахманинова (2017), «Рахманиновцы у Рахманинова» — к 145-летию рождения и 75-летию памяти С. В. Рахманинова, 15-летию ТЦ «Рахманинов-Лосев: наследие», 50-летию РГК им. С.В.Рахманинова и 25-летию научной традиции Музея-усадьбы С. В. Рахманинова (2018); постоянно действующих (с 2002 г.) в стенах РГК научно-практических семинаров «Искусство в поисках смысла», «Музыкант в меняющемся мире», «Рахманинов сегодня». Глобальный проект «Национальная память России» с 2008 года реализуется в городах России и зарубежья (Москва, Санкт-Петербург, Харьков, Саратов, Краснодар, Майкоп, Липецк, Ростов-на-Дону, Феодосия и Коктебель) в виде конференций, авторских семинаров и мастер-классов. Ученики работают в разных городах страны и зарубежья, имеют ученые звания и степени, являются лауреатами Всероссийских конкурсов музыковедческих работ.

Основные публикации
  1. Типы обличительных концепций Прокофьева и Шостаковича // Традиционное и новое в отечественном музыкальном искусстве. Сб. ст. М., 1987.
  2. О гротескной специфике трагедий-сатир С.Прокофьева и Д.Шостаковича // Советская музыка: проблемы симфонизма и музыкального театра. Сб. ст. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 96. М., 1988.
  3. «Когда он смеется» (год Прокофьева продолжается) // Советская музыка, 1991, № 5.
  4. О методе контекстного подхода к музыкальному явлению // Музыкальная педагогика в идеях и лицах. Ростов-на-Дону, 1992.
  5. Моцарт и Прокофьев: концепция второго смысла // Моцарт – ХХ век. Ростов-на-Дону, 1993.
  6. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы // Музыкальное искусство и религия. М., 1994.
  7. О пространственно-временной концепции оперы С. Прокофьева «Огненный Ангел» // Памяти учителей: Л. Я. Хинчин – А. Н. Сохор. Ростов-на-Дону, 1995.
  8. «Колокола» С. Рахманинова: концепция предостережения // С. В. Рахманинов. К 130-летию со дня рождения (1873-1993) Материалы науч. конф. МГК им. П.И.Чайковского. М., 1995.
  9. Эстетический цикл в лицее как модель развития личности // Инновационная школа, 1996, № 2.
  10. Смеховой мир опер Д. Шостаковича // Вопросы музыкального содержания. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 136. М., 1996.
  11. Искусство как источник эволюции сознания // Культура – мощный фактор развития. Материалы Южно-Российской научно-практич. конференции. Ростов-на-Дону, 1997.
  12. Гуманитарно-эстетический синтез как метод формирования человека целостного // Человек в пространстве культуры. Материалы международной науч.-практич. конференции. Ростов-на-Дону, 1998.
  13. От рубежей веков – к рубежам тысячелетий: личность как символ культурного цикла // На рубежах веков. Ростов-на-Дону, 1999.
  14. От сатиры и трагедии – к трагедии-сатире // Музыкальный театр XIX –ХХ веков: вопросы эволюции. Ростов-на-Дону, 1999.
  15. О воспитательной концепции «антимира» // Новое мышление и образование. Материалы Круглого стола Южно-российской Лиги Культуры. Ростов-на-Дону, 2000.
  16. Концепция Преображения в русской музыке // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону, 2001.
  17. «Религиозный материализм» А. Ф. Лосева как методология смыслопостижения //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Ш Российского Философского конгресса. Т. 4. Ростов-на-Дону, 2002.
  18. Сергей Рахманинов как духовное явление эпохи // Эпоха Сергея Рахманинова. Материалы Междунар. юбилейной науч. конф. 1998 года. Тамбов-Ивановка, 2003.
  19. Ф. И. Тютчев – М. И. Глинка: диалектика «своего-иного» //Ф. И. Тютчев (1803-1873) и проблемы российского консерватизма. Т. 2. Ростов-на-Дону, 2004.
  20. Мифология «Колоколов» С. В. Рахманинова // С. Рахманинов: на переломе столетий. Харьков, 2004.
  21. Восхождение к Чайковскому: истоки и смысл трагедийного мироощущения // Спадщина П. I. Чайковського на шляху у ХХI столiття. Проблеми взаемодii мистецтва, педагогiки та теорii i практики освiти. Вип. 14. Киiв, 2004.
  22. Праздник русской музыки: «Жизнь за царя» М. И. Глинки как национальный миф // Южно-Российский музыкальный альманах-2004. Ростов-на-Дону, 2005.
  23. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» Презентация Творческого Центра «Рахманинов-Лосев» при Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова // Южно-Российский музыкальный альманах-2004. Ростов-на-Дону, 2005.
  24. Русский музыкальный миф в свете учения А. Ф. Лосева // Философия и будущее цивилизации. Материалы Четвертого Международного философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т. 2. М., 2005.
  25. Сергей Рахманинов: на грани миров (Личность как символ культурного цикла) // Сергей Рахманинов: история и современность. Ростов-на-Дону, 2005.
  26. Концепция национального самосознания в русской музыке: к проблеме методологии // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Сб. ст. по материалам Международной науч. конференции 16-17 ноября 2006 г. Ч.1. Музыкальная семиотика: история и методология науки. Семиотические аспекты музыкального творчества. Астрахань, 2006.
  27. Музыкософия как методология самосознания // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып. 4. Взаимодействие культур в условиях глобализации мира. Харьков, 2007.
  28. Рахманинов – Шостакович: этапы национального самосознания // Шостаковичу посвящается…К 100-летию со дня рождения композитора. М., 2007.
  29. Русский музыкальный миф: методология смыслопостижения // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. Ростов-на-Дону, 2008.
  30. «Из рода рюриковичей»: Пушкин, Рахманинов, Мусоргский // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып.6. Творчество как движущая сила культуры. Харьков, 2009.
  31. Рахманинов и Чайковский: экзистенциальная диалектика // С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып.7. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Харьков, 2010.
  32. Музыкант-исполнитель в поле музыкософии // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011.
  33. Музыкософия: мудрость от музыки // София. Альманах. Вып. III. Евразийство и А. Ф. Лосев: миф и эйдос в русской мысли. Уфа, 2013.
  34. Рахманинов и мировая культура в зеркалах Памяти // Материалы I Научного собрания Памяти С. В. Рахманинова (23-24 мая 2014 г.) Тамбов, 2015.
  35. Социализация молодежи в поле музыкософии // Музыка в пространстве медиакультуры. Сборник статей по материалам Второй международной научно-практической конференции КГИК 13 апреля 2015 г. Краснодар, 2015.
  36. Русская музыка – «великий миф о России»: о необходимости метафизической истории музыки // Свиридовские чтения –2015. Творческое наследие Г. В. Свиридова в контексте русской истории и культуры. Материалы науч.-практич. конференции к 100-летию Г. В. Свиридова 28-29 октября 2015. Курск, 2016.
  37. Профанное и сакральное в системе «своё-иное» русского оперного мифа // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. Майкоп, 2016.
  38. Сергей Рахманинов и проблемы исторической памяти России //С. В. Рахманинов и проблема исторической памяти России. 3-4 декабря 2015. СПб., 2016.
  39. Рубежный феномен Сергея Рахманинова: зеркала Памяти // Вопросы современного музыкознания: теория и практика. Краснодар, 2016.
  40. Г. В. Свиридов – А. Ф. Лосев: в поисках смысла // Время Г. В. Свиридова в культурном континууме. Материалы юбилейного Международного форума к 100-летию Г. В. Свиридова 10-12 декабря 2015 г. в РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2016.
  41. Воспитание Личного духа как со-вестная духовная традиция // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып.2. Майкоп, 2017.
  42. «Я веровал и потому говорил»: к феноменологии соборной личности Сергея Рахманинова // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 2. Майкоп, 2017.
  43. Метафизическая история музыки: наука и образовательная практика (Статья первая) // Южно-Российский музыкальный альманах, 2017, № 3.
  44. М. П. Мусоргский (1839-1881): метаморфозы русского духа // Музыкальная летопись. (АГУ). Вып. 8. Майкоп, 2018.
  45. Наследие А. Ф. Лосева как стратегия современной музыкальной науки и образовательной практики: к 15-летию Творческого центра «Рахманинов-Лосев: наследие» при РГК им. С. В. Рахманинова // Музыкальная летопись. (АГУ). Вып. 8. Майкоп, 2018.
  46. «Князь Игорь» А. П. Бородина: на путях русской истории // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3. Т. 1. Майкоп, 2018.
  47. О воспитательной концепции «антимира»: вчера и сегодня // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3. Т. 2. Майкоп, 2018.
  48. Творчество Рахманинова в свете традиции русской историософии // Южно-российский музыкальный альманах 2019, № 1, Ростов н/Д, 2019. – С. 25–31.
  49. Метафизическая история музыки: методология самосознания // Южно-российский музыкальный альманах 2019, № 3. Ростов н/Д, 2019. – С. 35–41.
  50. «Мы ленивы и нелюбопытны…»: обращаясь к Записной книжке С. В. Рахманинова // Южно-российский музыкальный альманах 2019 № 4, Ростов н/Д, 2019. – С. 18–25.
  51. Пространственно-временная концепция оперы С. Прокофьева «Огненный Ангел» как явление культурного синтеза // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве западноевропейской и отечественной музыкальной культуры. Сб. ст. Всероссийской науч.-практич. конфепенции (11 окт. 2019 г.) Краснодар, 2019. – С. 162–176.
  52. Сергей Рахманинов: в экзистенциальном зеркале русской катастрофы // Музыкальная летопись. Сборник научных статей. Вып. 9. Майкоп, 2019. – С. 12–34.
  53. Русская музыкальная трагедия: к проблеме методологии // Южно-российский музыкальный альманах, 2020/3. Ростов н/Д, 2020. – С. 43–49.
  54. Чайковский и трагедия-сатира ХХ века: метафизика зла // Культурная жизнь юга России, 2020, №3. Краснодар, 2020. – С. 9–14.
  55. Музыка и философия: проблема самосознания нации в русской оперной классике // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2020, № 3. СПб, 2020. – С. 105-120.
  56. Мудрость от музыки: опыт практического музыковедения (к юбилею ТЦ «Рахманинов-Лосев: наследие» при РГК им. С.В.Рахманинова // Музыкальная летопись. Вып. 10. Краснодар, Изд-во КГИК, 2020. – С. 27–47.
  57. «Хованщина» М. П. Мусоргского в свете традиции русской религиозной мистерии // Культурная жизнь юга России, 2021, № 1. Краснодар, 2021. – С. 14–21.
  58. Глинка — Мусоргский: гармония и кризис русского исторического бытия // Южно-российский музыкальный альманах 2021, № 1. Ростов н/Д – С. 55–62.
  59. Учителя и ученики. Мы: вчера, сегодня, завтра // Музыкальная летопись. Вып. 11. Краснодар, 2021. – С. 38-51.
  60. Русская музыка – «великий миф о России»: о необходимости метафизической истории музыки // Проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Вып. 13. Майкоп, 2021. – С. 11–24.
  61. Русский музыкальный миф: история национального самосознания // Культурная жизнь Юга России 2021 № 2, Ростов н/Д, 2021 – С. 16–24.
  62. Русская музыкальная классика: феноменология национального самосознания // Христианство и музыкальное искусство. Коллективная монография. Краснодар, 2021. – С. 46–97.