РГК - Чаленко Н. В.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Чаленко Наталья Викторовна

Старший преподаватель



Биография

Чаленко Наталья Викторовна (14 июля 1959, г. Красный Луч Луганской обл.) – музыковед-теоретик, педагог. Начальник научно-информационного и рекламного отделов (1997-2008). Старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции (2008). Руководитель СНТО (1998-2008).

Окончила РГК в 1984 (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Г. Р. Тараева). Совершенствовалась в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор И. В. Нестьев, 1985-1989), была прикреплена к кафедре теории музыки МГК в качестве соискателя ученой степени кандидата наук (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Т. Н. Дубравская, 2007).

С 1984 преподает на кафедре теории музыки и композиции: гармонию, сольфеджио, анализ музыкальной формы, полифонию; руководит курсовыми и дипломными работами.

Научно-методическая и творческая деятельность

На Всероссийском конкурсе научных студенческих работ (2002) выполненное под руководством Чаленко исследование студентки О. Цымбал было удостоено II премии и рекомендовано к публикации (Особенности звуковысотной структуры в оратории Жолта Дурко «Надгробная речь» // Материалы Всероссийского конкурса научных работ студентов в области музыковедения. М., 2004).

Значительная часть научных работ, выступлений на международных и всероссийских конференциях посвящена творчеству венгерских композиторов XIX-XX веков. Статья «Меценатство и филантропия Ф. Листа как эталон для современной благотворительной деятельности (к проблеме выживания музыкальной культуры)» на Международном конкурсе «Современное искусство и образование» (Москва, 2006) отмечена дипломом и специальным призом «За актуальность темы исследования».

Член коллегии редакторов, составителей и авторов вступительной статьи сборника «Музыкальная культура христианского мира» (материалы международной конференции, Ростов-н/Д., 2001, в соавторстве с Т. Н. Дубравской, И. П. Дабаевой). Член оргкомитетов разнообразных вузовских акций: конкурсов на лучшую студенческую работу в области музыковедения, студенческих межвузовских конференций, фестивалей, научных чтений, концертных абонементов. С 1989 – член жюри научно-практической конференции-конкурса ДАН ЮИ (Ростовское отделение Общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего»). Член кураторской группы при методическом совете музыкальной студии ДТДиМ Ростов-на-Дону. Председатель жюри ежегодного Открытого городского детского конкурса «Музыка и Я».

Публикации
  • Жанр кантаты в творчестве современных венгерских композиторов // Музыкальные жанры: история и современность. Горький, 1989
  • Традиции венгерской хоровой музыки и её воздействие на массовую молодёжную аудиторию (из опыта зарубежных стран) // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Ростов-н/Д., 1990
  • О претворении традиций духовной музыки в вокально-симфонических сочинениях современных композиторов // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов-н/Д., 1990
  • Вокально-симфонические произведения современных композиторов Венгрии 60-80-х годов // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. В.2. Ростов-н/Д., 1991
  • Композиционные принципы современной венгерской вокально-симфонической музыки (на примере оратории «Надгробная речь» Ж. Дурко) // Проблемы современной музыкальной культуры. Ростов-н/Д., 1992
  • Хоровое пение в Венгрии как феномен современной массовой культуры // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Ростов-н/Д., 1995
  • Хоровое пение в Венгрии как феномен современной массовой культуры // Музыка быта в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д., 1996
  • Духовые инструменты в истории музыкальной культуры Венгрии // История, теория и практика исполнительства на духовых инструментах. Ростов-н/Д., 1997
  • Некоторые вопросы методологии анализа вокально-симфонических жанров второй половины XX века (на примере творчества И. Ланга и Ж. Дурко) // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики. Краснодар, 1997
  • О романтических тенденциях в вокально-симфонической музыке Венгрии (от Ф. Листа в XX век) // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-н/Д., 1998
  • Связи Шуберта с венгерской культурой // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-н/Д., 1998
  • Музыкальная культура Венгрии на рубежах веков и тысячелетий // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999
  • Проблема интерпретации сакрального текста в оратории венгерского композитора Жолта Дурко «Надгробная речь» // Историко-теоретические проблемы музыкознания. Вып. 156. М., 1999
  • О взаимодействии искусств в современной вокально-симфонической музыке Венгрии // 30 лет консерваторской науки. Ростов-н/Д., 2000
  • Древневенгерский литературный памятник в творчестве композитора второй половины XX в. Жолта Дурко (опыт художественной реконструкции) // История языкознания, литературоведения и журналистики как основа современного филологического знания. В. 4. Ростов-н/Д., 2003
  • Меценатство и филантропия Ф. Листа как эталон для современной благотворительной деятельности (к проблеме выживания музыкальной культуры) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве. Ростов-н/Д., 2005
  • Музыкально-теоретическое образование исполнителя: история и современность // Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика. Ростов-н/Д., 2006
  • Об авторе // Клиничев Л. П. Песни и обработки для народного хора. Ростов-н/Д., 2006 (соавтор Е. М. Клиничева)
  • Донская казачья песня в творчестве Леонида Клиничева (на примере хоровых обработок) // ЮРМА. 2013 (соавтор Е. М. Клиничева)
  • О фортепианном переложении квартетов ростовских композиторов. // Квартеты ростовских композиторов. Фортепианные переложения». Ростов-н/Д., 2013