РГК - Дабаева И. П.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Дабаева Ирина Прокопьевна

Доктор искусствоведения, 2017

Профессор

Заведующий кафедрой теории музыки и композиции

Заместитель председателя Диссертационного совета



Биография

Дабаева Ирина Прокопьевна (6 февраля 1955, г. Москва) – музыковед-теоретик, педагог, музыкально-общественный деятель. Доктор искусствоведения – докторская диссертация: «Русский духовный концерт в отечественной культуре XIX – начала XX века». Доцент (1988), и.о. профессора (2017). Руководитель СНТО РГК (1998-2010). Член диссертационного совета РГК (с 2000), ученый секретарь диссертационного совета (2002-2018), заместитель председателя диссертационного совета (с 2018). Заведующая кафедрой теории музыки и композиции (с 2016). Награждена премией Главы Администрации Ростовской области за вклад в научный потенциал Дона (1999), почетной грамотой Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры (2012). Член редакционного совета научного журнала «Южно-Российский музыкальный альманах» (Ростов н/Д).

Окончила Ростовское училище искусств (1974), РГМПИ (ныне РГК им. С. В. Рахманинова, 1979), аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1985). Кандидатская диссертация: «Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения» (научные руководители – доцент И. В. Лаврентьевой и профессор Е. В. Назайкинский, МГК, 1986). В докторантуре МГК обучалась под руководством Е. В. Назайкинского (2005 ).

С 1977 года начала работать на кафедре теории музыки и композиции РГМПИ (РГК), с 2005 – на кафедре музыкального менеджмента РГК. С 2000 года работает также в ССМШ при РГК. В разные годы преподавала гармонию, современную гармонию, теорию современной композиции, полифонию, анализ музыкальных произведений, введение в основы поэтики, сольфеджио, методику преподавания гармонии, древне-русская певческая культура, менеджмент фестивальной деятельности, менеджмент концертно-гастрольной деятельности. Разработала авторские курсы: «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Основы древнерусской музыки», «Древнерусское певческое искусство», «Менеджмент концертно-гастрольной деятельности», «Менеджмент фестивальной деятельности». Руководит специальным классом. Под научным руководством защищено более 20 дипломных работ, 6 кандидатских диссертаций. Среди учеников: доктор искусствоведения С. И. Хватова, кандидаты искусствоведения: Н. Г. Романова, Т. В. Манько, Н. П. Иванчей, Л. А. Мнацаканян, У. В. Сорокина.

Научная и творческая деятельность

Автор более 100 статей, двух монографий, учебно-методических пособий. В центре научной деятельности – русская духовная музыка и отечественная церковно-певческая культура. Многие ученики продолжили исследование данного проблемного поля, что послужило основой для формирования научного направления, разрабатываемого под руководством И. П. Дабаевой.

Участница около 50 международных конференций и симпозиумов (в т. ч. «Человек. Язык. Искусство», МГПУ, 2000; «Династия Романовых в истории культуры России», Екатеринбург, 2000; Международные Рождественские чтения, Москва, 2001; Научно-богословские чтения в Московской Духовной академии, 2002; «С. Рахманинов на переломе столетий», Харьков, 2004; «Бражниковские чтения», Санкт-Петербург, 2005, 2016-2018; «Чтения памяти С.В. Смоленского. Хоровое искусство в XIX-XXI вв.: тенденции и перспективы», Казань, КГК, 2012; «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы», Москва, 2012-2015; «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия», Москва, 2013; «В пространстве смыслов: текст и интертекст», Петрозаводск, 2015; «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире», Майкоп 2017-2018; «Императорское русское музыкальное общество: на переломах истории». Екатеринбург, 2018; научные форумы РГК с 1978.

Организатор научных конференций и симпозиумов: «Музыкальная культура православного мира» в рамках Международного научно-просветительского форума «Христианство и мировая музыкальная культура» (1999), «Музыкальная культура христианского мира» (2000), Сочинский научно-просветительский форум «Отечественная культура на рубеже тысячелетий» (2000), «Русская мысль» (Сочи, 2001), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (2014), «Духовные концерты в отечественной культуре: традиции, опыт, современное состояние» (2015), «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (2018), регентских курсов в РГК (с 2007).

Инициатор и редактор-составитель сборников научных статей: Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Педагоги вузов – педагогам училищ (Ростов-на-Дону, 1997), Музыкальная культура христианского мира (Ростов-на-Дону, 2001), Историческая тематика в музыкальном искусстве (Ростов-на-Дону, 2005), Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика (Ростов-на-Дону, 2006); Вопросы хорового исполнительства (Майкоп, 2006), Путь в большую науку: к 10-летию Диссертационного совета (Ростов-на-Дону, 2007), Памяти Е. В. Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания: Научные труды МГК. Сб. 70 (М., 2011), Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы (Ростов-на-Дону, 2014), Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (Ростов-на-Дону2019).

Выступает в России и за рубежом в качестве лектора-музыковеда с хоровыми коллективами заслуженного артиста РФ, профессора Тараканова С. А., РАСО и солистами Ростовской области филармонии (свыше 500 концертов, в том числе, в рамках фестивалей в Германии «Форум русской культуры», Гютерсло, «Дни старинной музыки», Оснабрюк).

Организатор концертов и гастролей русских хоровых коллективов в России и за рубежом. С 2008 организатор мастер-классов и концертов ведущих европейских музыкантов в РГК. С 2010 ежегодно организует стажировки отечественных молодых музыкантов в Италии. В 2012 организатор Всероссийского конкурса вокалистов на лучшее исполнение сочинения Дж. Верди, к 200-летию со дня рождения композитора (Ростов-на-Дону).

В 2000 совместно с С. А. Таракановым организовала Международный фестиваль детско-юношеского хорового искусства «Певчие третьего тысячелетия». Автор проекта «Возрождение традиции проведения духовных концертов в России», получившего в 2015 грант всероссийского фонда «Православная инициатива».

Публикации
    Монографии
  • Духовные концерты как форма музыкальной жизни России в XIX-XX веках. – Ростов н/Д, 2016
  • Духовные концерты в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века. – Ростов н/Д, 2016

  • Учебно-методические пособия
  • Песнопения Божественной Литургии. – Ростов н/Д, 2013
  • Русский духовный концерт в свете современной теории жанра. – Ростов н/Д, 2019
  • Русский духовный концерт: история жанра. – Ростов н/Д, 2019
  • Менеджмент гастрольной и фестивальной деятельности. – Ростов н/Д, 2020

  • Статьи
  • Значение композиционного контекста для воплощения поэтического текста в камерных вокальных циклах советских композиторов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки: Сб. науч. тр. Московской консерватории. М., 1985
  • Теоретическая концепция Дерика Кука // Современные зарубежные музыкально-теоретические системы: Сб. науч. тр. ГМПИ. Вып. 105. М., 1989
  • Ладогармонические основы русской духовной музыки конца XIX– начала XXвека (московская школа) // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Ростов-н/Д., 1990
  • Ладовые структуры в современном курсе гармонии // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте: Сб. науч. тр. ГМПИ. Вып. 120. М., 1991
  • Ладогармонические основы русской духовной музыки конца XIX– начала XX века (московская школа) // Из истории духовной музыки. Ростов-н/Д., 1992
  • Творческие упражнения по гармонии на фортепианном факультете вуза // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. М., 1993
  • Духовные произведения С.В. Рахманинова в свете музыкально-эстетических идей нового направления (московская школа) // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов-н/Д., 1994
  • Музыка современного церковного быта // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Ростов-н/Д., 1995
  • Донская духовная семинария в годы учебы А.М. Листопадова // Памяти А.М. Листопадова. Ростов-н/Д., 1997
  • О двух принципах претворения обиходных напевов в русской духовной музыке конца XIX– начала XXвека (московская школа): Сб. науч. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 150. М., 1998
  • Романтические тенденции в русской духовной музыке на рубеже XIX–XX веков // Музыкальный мир романизма. Ростов-н/Д., 1998
  • Рубежи веков в истории русской духовной музыки // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999
  • Политика династии Романовых в области церковно-певческой культуры // Династия Романовых в истории культуры России. Екатеринбург, 2000
  • Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. М., 2001
  • Богослужебно-певческая культура русской православной церкви: традиции и современность // Православие в исторических судьбах юга России. Ростов-н/Д., 2003
  • Традиции Русской Православной Церкви в творчестве С.В. Рахманинова // С.В. Рахманинов: на переломе столетий. Харьков, 2004
  • Русская духовная музыка в теоретических курсах училища и вуза // Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика. Ростов-н/Д., 2006
  • Павел Чесноков. Штрихи к портрету // Жизнь религии в музыке. СПб, 2007
  • Духовный концерт в творчестве русских композиторов второй половины XIX– начала XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008, № 10
  • Песнопения Божественной литургии: Пособие для регентов и церковных хоров. Ростов-н/Д., 2009
  • Опыт организации и проведения фестивалей и конкурсов хоровых коллективов Ростовской консерватории // Проблемы менеджмента в сфере академической музыки. М., 2010
  • Принцип единовременного контраста в русском духовном концерте XIX – начала XX века // ПМН. 2012, № 1
  • Духовный концерт XIX – первой половины XX века в творчестве композиторов «второго ряда» // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 3
  • Функции духовного концерта в культуре России конца XIX – начала XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013, № 4
  • О формировании моделей духовных концертов в русской культуре XIX – начала XX века // Вестник Адыгейского гос. университета. 2014, № 2
  • Русский духовный концерт: вопросы истории и теории жанра // Тридцать три этюда о музыке. Екатеринбург, 2015
  • Формы диалогических отношений в русской духовной музыке // Текст и интертекст: в поисках смысла. Петрозаводск, 2016
  • Жанровые модели русского духовного концерта на рубеже XIX – XX веков // ЮРМА. 2016. № 2
  • Евгений Владимирович Назайкинский (в соавторстве с Шабуновой И.М.) // Музыковедение. 2016. № 12
  • Русская духовная музыка в репертуаре вокалистов // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. – М., 2017
  • Музыкальный мир Евгения Владимировича Назайкинского // Научные идеи Е. В. Назайкинского. Анализ и развитие. – Lap Lambert. Academic publishing RU, 2017 (в соавторстве с И. М. Шабуновой)
  • Русский духовный концерт в свете современной теории жанра // Научные идеи Е. В. Назайкинского. Анализ и развитие. – Lap Lambert. Academic publishing RU, 2017
  • Концертно-певческая традиция в контексте концертной деятельности русских хоров // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. – Майкоп, 2017
  • Духовное наследие С. В. Рахманинова в отечественной культуре XX-XXI столетий // Южно-Российский музыкальный альманах, 2017, вып. 4
  • The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Development of the Choral Culture of the Turn of the 19th and 20th Centuries (Роль Императорского Русского музыкального общества в развитии хоровой культуры рубежа XIX-XX веков) // Проблемы музыкальной науки, 2018, № 4
  • Современный курс гармонии в музыкальном колледже: каким ему быть? // Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. – Ростов н/Д, 2019
  • и др.