РГК - Дабаева И. П.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Дабаева Ирина Прокопьевна

Доктор искусствоведения, 2017

Профессор

Заведующий кафедрой теории музыки и композиции

Заместитель председателя Диссертационного совета



Биография

Дабаева Ирина Прокопьевна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, заместитель председателя диссертационного совета РГК, главный научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований и Лаборатории по изучению культовой музыки при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, руководитель секции «Актуальные проблемы музыкальной науки» Международного студенческого научного форума Российской академии естествознания (Москва), музыковед-теоретик, педагог, музыкально-общественный деятель.

В 1974 году окончила теоретическое отделение Ростовского училища искусств, в 1979 – теоретическое отделение Ростовского государственного музыкально-педагогического института (класс проф. Тараевой Г. Р.), в 1985 – аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доц. И. В. Лаврентьевой и проф. Е. В. Назайкинского), в 2005 – докторантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс проф. Е. В. Назайкинского).

В 1986 году в диссертационном совете Московской консерватории И. П. Дабаева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения», в 2017 в диссертационном совете Ростовской консерватории – докторскую диссертацию на тему «Русский духовный концерт в отечественной культуре XIX – начала XX века».

С 1977 И. П. Дабаева работает на кафедре теории музыки и композиции РГМПИ (РГК им. С. В. Рахманинова). В период обучения в аспирантуре, в 1980 – 1983 гг. преподавала на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории. С 2000 работает по совместительству в ССМШ (колледже) при РГК. В разные годы преподавала гармонию, современную гармонию, теорию современной композиции, полифонию, анализ музыкальных произведений, введение в основы поэтики, сольфеджио, методику преподавания гармонии. Разработала авторские курсы: «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Основы древнерусской музыки», «Древнерусское певческое искусство», «Менеджмент концертно-гастрольной и фестивальной деятельности». Руководит специальным классом. Под научным руководством защищено 34 дипломные работы, 6 кандидатских диссертаций. Среди учеников: доктора искусствоведения С. И. Хватова, Л. В. Малацай, кандидаты искусствоведения Н. Г. Романова, Т. В. Манько, Н. П. Иванчей, Л. А. Мнацаканян, У. В. Сорокина.

В 1998 – 2010 И. П. Дабаева руководила СНТО РГК. С 2000 года является членом диссертационного совета РГК, в период с 2002 по 2018 годы была ученым секретарем диссертационного совета, а с 2018 по настоящее время – заместитель председателя диссертационного совета РГК. С 2016 года занимает должность заведующей кафедрой теории музыки и композиции. В 1999 году награждена премией Главы Администрации Ростовской области за вклад в научный потенциал Дона, в 2012 году – почетной грамотой Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры.

Ирина Прокопьевна Дабаева – автор свыше 120 научных статей, 5 учебно-методических пособий. Ею изданы 3 монографии: «Духовные концерты в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века (2016), «Духовные концерты как форма музыкальной жизни России в XIX – XX веках» (2016); «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции» (2022, в соавторстве; проект РФФИ). В центре научных интересов – русская духовная музыка, отечественная церковно-певческая культура. Многие ученики продолжили исследование данного проблемного поля, что послужило основой для формирования научного направления, разрабатываемого под ее руководством. В работах И. П. Дабаевой большое место занимают проблемы современной музыки, вопросы гармонии.

И. П. Дабаева – участница более 50 международных конференций и симпозиумов; она является организатором научных конференций и симпозиумов, среди которых – «Музыкальная культура православного мира» (1999), «Музыкальная культура христианского мира» (2000), Сочинский научно-просветительский форум «Отечественная культура на рубеже тысячелетий» (Сочи, 2000), «Русская мысль» (Сочи, 2001), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (2014), «Духовные концерты в отечественной культуре: традиции, опыт, современное состояние» (2015), «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (2018, 2022), а также регентских курсов в РГК (с 2007).

Дабаева И. П. является инициатором и редактором-составителем сборников научных статей: «Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Педагоги вузов – педагогам училищ» (Ростов н/Д, 1997), «Музыкальная культура христианского мира» (Ростов н/Д, 2001), «Историческая тематика в музыкальном искусстве» (Ростов н/Д, 2005), «Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика» (Ростов н/Д, 2006); «Вопросы хорового исполнительства» (Майкоп, 2006), «Путь в большую науку: к 10-летию Диссертационного совета» (Ростов н/Д, 2007), «Памяти Евгения Владимировича Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания»: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 70 (М., 2011), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (Ростов н/Д, 2014), «Научные идеи Евгения Владимировича Назайкинского. Анализ и развитие» (Lap Lambert. Academic publishing Pu. Germany, 2017); «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (Ростов н/Д, 2019, 2022), «Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории» (Ростов н/Д, 2020).

Научная и творческая деятельность

Автор более 100 статей, двух монографий, учебно-методических пособий. В центре научной деятельности – русская духовная музыка и отечественная церковно-певческая культура. Многие ученики продолжили исследование данного проблемного поля, что послужило основой для формирования научного направления, разрабатываемого под руководством И. П. Дабаевой.

Участница около 50 международных конференций и симпозиумов (в т. ч. «Человек. Язык. Искусство», МГПУ, 2000; «Династия Романовых в истории культуры России», Екатеринбург, 2000; Международные Рождественские чтения, Москва, 2001; Научно-богословские чтения в Московской Духовной академии, 2002; «С. Рахманинов на переломе столетий», Харьков, 2004; «Бражниковские чтения», Санкт-Петербург, 2005, 2016-2018; «Чтения памяти С.В. Смоленского. Хоровое искусство в XIX-XXI вв.: тенденции и перспективы», Казань, КГК, 2012; «Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы», Москва, 2012-2015; «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия», Москва, 2013; «В пространстве смыслов: текст и интертекст», Петрозаводск, 2015; «Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире», Майкоп 2017-2018; «Императорское русское музыкальное общество: на переломах истории». Екатеринбург, 2018; научные форумы РГК с 1978.

Организатор научных конференций и симпозиумов: «Музыкальная культура православного мира» в рамках Международного научно-просветительского форума «Христианство и мировая музыкальная культура» (1999), «Музыкальная культура христианского мира» (2000), Сочинский научно-просветительский форум «Отечественная культура на рубеже тысячелетий» (2000), «Русская мысль» (Сочи, 2001), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (2014), «Духовные концерты в отечественной культуре: традиции, опыт, современное состояние» (2015), «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (2018), регентских курсов в РГК (с 2007).

Инициатор и редактор-составитель сборников научных статей: Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Педагоги вузов – педагогам училищ (Ростов-на-Дону, 1997), Музыкальная культура христианского мира (Ростов-на-Дону, 2001), Историческая тематика в музыкальном искусстве (Ростов-на-Дону, 2005), Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика (Ростов-на-Дону, 2006); Вопросы хорового исполнительства (Майкоп, 2006), Путь в большую науку: к 10-летию Диссертационного совета (Ростов-на-Дону, 2007), Памяти Е. В. Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания: Научные труды МГК. Сб. 70 (М., 2011), Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы (Ростов-на-Дону, 2014), Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (Ростов-на-Дону2019).

Выступает в России и за рубежом в качестве лектора-музыковеда с хоровыми коллективами заслуженного артиста РФ, профессора Тараканова С. А., РАСО и солистами Ростовской области филармонии (свыше 500 концертов, в том числе, в рамках фестивалей в Германии «Форум русской культуры», Гютерсло, «Дни старинной музыки», Оснабрюк).

Организатор концертов и гастролей русских хоровых коллективов в России и за рубежом. С 2008 организатор мастер-классов и концертов ведущих европейских музыкантов в РГК. С 2010 ежегодно организует стажировки отечественных молодых музыкантов в Италии. В 2012 организатор Всероссийского конкурса вокалистов на лучшее исполнение сочинения Дж. Верди, к 200-летию со дня рождения композитора (Ростов-на-Дону).

В 2000 совместно с С. А. Таракановым организовала Международный фестиваль детско-юношеского хорового искусства «Певчие третьего тысячелетия». Автор проекта «Возрождение традиции проведения духовных концертов в России», получившего в 2015 грант всероссийского фонда «Православная инициатива».

Просветительская деятельность

И. П. Дабаева постоянно выступает в России и за рубежом в качестве лектора-музыковеда с хоровыми коллективами заслуженного артиста РФ, проф. С. А. Тараканова, Ростовским симфоническим оркестром и солистами Ростовской областной филармонии; ею проведено свыше 500 концертов, в том числе в рамках фестивалей в Германии «Форум русской культуры» (Гютерсло), «Дни старинной музыки» (Оснабрюк). И. П. Дабаева является организатором концертов и гастролей русских хоровых коллективов в России и за рубежом.

С 2008 года она регулярно организует мастер-классы и концерты ведущих европейских музыкантов в Ростове-на-Дону. В 2012 году под руководством И. П. Дабаевой в Ростовской консерватории прошел Всероссийский конкурс вокалистов на лучшее исполнение сочинений Дж. Верди, посвященный 200-летию со дня рождения композитора. С 2010 по 2019 гг. – ежегодно организовывала стажировки отечественных молодых музыкантов в Италии. С 2000 года совместно с С.А.Таракановым И. П. Дабаева проводит в Ростове-на-Дону Международный фестиваль детско-юношеского искусства «Певчие третьего тысячелетия».

И. П. Дабаева является автором проекта «Возрождение традиции проведения духовных концертов в России», который в 2015 году получил грант Всероссийского фонда «Православная инициатива».

Публикации
  • Теоретическая концепция Дерика Кука // Современные зарубежные музыкально-теоретические системы : Сб. науч. трудов ГМПИ. Вып. 105. М., 1989.
  • О взаимодействии языковых элементов различных художественных систем в камерно-вокальной музыке советских композиторов // Музыкальный язык в контексте культуры : Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М., 1989.
  • Ладовые структуры в современном курсе гармонии // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте : Сб. научных трудов ГМПИ. Вып. 120. М., 1991.
  • Творческие упражнения по гармонии на фортепианном факультете вуза // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе : Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. М., 1993.
  • Духовные сочинения А. Листопадова // Памяти А.М.Листопадова. Ростов н/Д, 1997.
  • О двух принципах претворения обиходных напевов в русской духовной музыке конца XIX– начала XX века (московская школа) : Сб. науч. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 150. М., 1998.
  • Рубежи веков в истории русской духовной музыки // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д, 1999.
  • Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. М.: МГК, 2001.
  • Традиции Русской Православной Церкви в творчестве С.В.Рахманинова // С. В. Рахманинов: на переломе столетий. Харьков, 2004.
  • «Я помолюсь за Русь…»: творческий портрет Юрия Машина // Композиторы Ростова-на-Дону. М., 2007.
  • Павел Чесноков. Штрихи к портрету // Жизнь религии в музыке. СПб., 2007.
  • Принцип единовременного контраста в русском духовном концерте XIX – начала XX века // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1.
  • Об одной терминологической проблеме в анализе вокальных произведений // Ирэне Владимировне Лаврентьевой – коллеги, друзья, ученики. Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 72. М., 2012.
  • Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 1.
  • «Основы русской церковно-певческой культуры»: задачи и перспективы курса для вокалистов // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 5. М., 2013.
  • О формировании моделей духовных концертов в русской культуре XIX – начала XX века // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014, № 2.
  • Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России // Мир Культуры, Образования, Науки. 2014, вып. 4.
  • Роль духовных концертов в развитии церковно-певческой культуры России // Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы. Ростов н/Д, 2014.
  • Концерт духовный // Православная энциклопедия. Т. XXXVII. М., 2015.
  • Русский духовный концерт: вопросы истории и теории жанра // Тридцать три этюда о музыке. Екатеринбург, 2015.
  • Формы диалогических отношений в русской духовной музыке // Текст и интертекст: в поисках смысла. Петрозаводск, 2016.
  • Жанровые модели русского духовного концерта на рубеже XIX – XX веков // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016, № 2.
  • Евгений Владимирович Назайкинский // Музыковедение (2016, №12); Духовные концерты в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века : Монография. Ростов н/Д, 2016.
  • Духовные концерты как форма музыкальной жизни России в XIX – XX веках: Монография. Ростов н/Д, 2016.
  • Научные идеи Евгения Владимировича Назайкинского. Lap Lambert. Academic publishing Ru, 2017.
  • Церковно-певческая традиция в контексте концертной деятельности русских хоров // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Майкоп, 2017.
  • Русская духовная музыка в репертуаре вокалистов // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. М., 2017.
  • Духовное наследие С. В. Рахманинова в отечественной культуре XX–XXI столетий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017, № 4.
  • Диссертационный совет Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова // Ростовской консерватории 50 лет. Страницы истории. Ростов н/Д, 2018.
  • Нравственно-воспитательное значение концертов духовной музыки в русской культуре // Церковь и искусство, XIV международные научно-образовательные Знаменские чтения «Христианская нравственность как условие выживания человеческой цивилизации». Курск: Курский университет, 2018.
  • Русская церковно-певческая культура и духовная музыка в теоретических и исторических курсах вуза: опыт, проблемы, перспективы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3. Майкоп, 2018.
  • Role of Imperial Russian Music Society in the Development of the Choral Culture of the Turn of the 19-th and 20-th Centuries // Проблемы музыкальной науки. 2018, № 4.
  • Роль ИРМО в развитии профессиональной хоровой культуры в России // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. 2019, вып. 17.
  • Современный курс гармонии в музыкальном колледже: каким ему быть? // Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Ростов н/Д, 2019.
  • Богослужебные тексты в русской духовной музыке: традиции претворения и новаторство // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре. Том 2. Ростов н/Д, 2019.
  • Жанр причастного стиха в литургическом творчестве Н. А. Римского-Корсакова и исполнительской практике // Римский-Корсаков – 174. Год за годом. СПб., 2019.
  • Жанр причастного стиха в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019, № 4.
  • Жизнь современного хорового произведения: путь от композитора к хормейстеру // Проблемы современного композиторского творчества. Ростов н/Д, 2019.
  • Роль священнослужителей в сохранении и развитии церковно-певческой культуры // Древнерусское пенопение. Пути во времени. Вып. 7. СПб., 2019.
  • Русский духовный концерт: история жанра : Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2019.
  • Русский духовный концерт в свете современной теории жанра : Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2019.
  • Влияние исполнительского стиля хоровых коллективов на духовное творчество русских композиторов (на примере Придворной Певческой капеллы) // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Краснодар, 2020.
  • Русский духовный концерт в свете теории единовременного контраста // Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории. Ростов н/Д, 2020.
  • Жанровые метаморфозы песен о войне // Музыковедение в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Ростов н/Д, 2020.
  • Пути во времени древнерусского певческого искусства: Бражниковским чтениям 45 лет // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020, № 2.
  • Песни о войне в современной отечественной культуре: формы трансляции жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020, № 4.
  • Становление профессии дирижера хора в России: от регента к хормейстеру // Диалоги искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том VIII. Саратов, 2020.
  • Хоровой концерт Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци в музыковедческом осмыслении и исполнительской интерпретации // Музыкальные миры Альфреда Шнитке. В честь 85-летия со дня рождения. М., 2020.
  • Музыкально-теоретическое образование в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца // Общество: социология, психология, педагогика. 2020, № 12.
  • Менеджмент гастрольной и фестивальной деятельности : Учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2020.
  • Этих дней не смолкнет слава: песни о войне в современной культуре // Диалоги искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том XV. Саратов, 2021.
  • 50 лет фестивалю русской музыки в Новгороде: история и современность // Древнерусское песнопение: пути во времени. Вып. 8. Средневековая литургическая традиция и музыкальная культура Новгорода Великого. СПб., 2021.
  • Русский духовный концерт: вопросы истории и теории жанра // Диалоги искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том XVII. Саратов, 2021.
  • Современный курс «Менеджмент фестивальной деятельности» в системе профессиональных компетенций музыкантов // Управление арт-проектами в современной кльтуре. Ростов н/Д, 2021.
  • «Опыт размыкания границ»: к 95-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тамбов, 2021.
  • Духовный концерт в музыкальной культуре дореволюционной России: опыт нравственно-эстетического воспитания // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Тамбов, 2021.
  • Комплексный подход в подготовке специалистов в области современной музыки: из опыта Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца // Общество: социология, психология, педагогика. 2021, № 12.
  • Тенденции развития музыкального образования в современной Франции : Монография. Ростов н/Д, 2022 (в соавторстве; проект РФФИ).