РГК - Данилов А. С.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Данилов Александр Степанович

Видео


Концерты
































Лауреат международного, всесоюзного и всероссийского конкурсов

Народный артист РФ

Профессор

Советник ректора

И. о. проректора по концертной и творческой работе



Ректор Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова (1988–2012), профессор, Народный артист России Данилов Александр Степанович, работает в консерватории с 1971 года, сразу после окончания Российской Академии музыки имени Гнесиных в Москве и исполнительской аспирантуры по классу балалайки.

В течение 1972-73 годов, уже будучи педагогом Ростовской консерватории и солистом Ростовской филармонии, Александр Данилов принимает участие последовательно в трех самых престижных в тот период исполнительских конкурсах и становится лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на русских народных инструментах и народной песни в Москве (III премия), аналогичного Всесоюзного конкурса (I премия) и международного в Берлине (I премия). Министерство культуры России предоставляет А. Данилову право на сольный концерт в 2-х отделениях и с этого периода начинается его гастрольная концертно-исполнительская деятельность в России и за рубежом, продолжавшаяся более 30 лет.

За этот период сольные концерты музыканта состоялись в более чем ста городах России и СНГ, во многих из них - многократно, и в 36 странах мира. В 70-е, 80-е, 90-е годы Александр Данилов — один из наиболее известных исполнителей на народных струнных инструментах (балалаечников, гитаристов, домристов), гастролирующих в России и в мире. Его фондовые записи на Радио в Москве, осуществленные в эти десятилетия, постоянно звучат в эфире по всем программам радиовещания, он неоднократно выступает в качестве солиста на Центральном телевидении и телестудиях российских и зарубежных городов, где пролегают маршруты плановых гастролей. Живя и работая не в столице, Александр Данилов, тем не менее, востребованная в России в эти десятилетия творческая личность. По приглашению фирмы «Мелодия» музыкант осуществляет записи дисков с сочинениями отечественных и зарубежных композиторов, выступает на пленумах Союза композиторов в Москве, исполняет новые, самые значительные сочинения, создаваемые для балалайки. Издательства «Музыка», «Композитор выпускают сборники концертных пьес «Играет Александр Данилов» (сочинения для балалайки соло, этюды); он играет в крупных концертных залах: имени Чайковского в Москве, имени Лысенко в Киеве, капеллы имени Глинки в Санкт-Петербурге, в филармониях Минска, Алма-Аты, Вильнюса и практически во всех филармонических залах страны.

Наряду с известными российскими музыкантами — В. Третьяковым, И. Богачёвой, М. Плетневым, Б. Штоколовым, Л. Зыкиной, А. Пугачевой, солистами Большого и Мариинского театров, Московской филармонии — Александра Данилова привлекают в качестве солиста для участия в Днях культуры России в Швеции, Италии, Финляндии, Франции, Греции, Малайзии, Югославии, Германии, Индии. Вот один из откликов немецкой газеты «Ди Глокхе» после его сольного концерта во время Дней русской культуры в г. Гютерслоо в 1999 году: «Это было нечто большее, чем обычный камерный концерт — это событие стало настоящим музыкальным феноменом: Александр Данилов стал звездой вечера. То, что его называют «Паганини балалайки», — не преувеличение, настолько поражает его грандиозная игра... Исполнение отличалось технической гениальностью, однако при этом А. Данилов сумел передать все бесконечное богатство музыкальных образов различных композиторов с высочайшим пониманием и проникновением в их стиль. Подкупала также способность артиста к перевоплощению. Его инструмент звучал то жестко, где-то чопорно, где-то вызывающе, то вдруг сразу же нежно и меланхолично, с тем неповторимым обаянием красок, которые превращают балалайку в олицетворение русской души... Если первое отделение вызвало бури восторга слушателей, то второе создало еще больший накал... Маэстро была представлена возможность ещё раз показать многогранность исполнительского искусства, способность к высокому искусству интерпретации, которое достигло вершины в концертной фантазии на темы из оперы «Кармен». В заключение, как высшее достижение, прозвучало чарующее Бурре И. С. Баха». Во время Дней культуры России в Швеции, газета «Сёффле Тиднинг» писала: «Александр Данилов — один из самых признанных виртуозов мира на балалайке. У него был наибольший успех у публики, после чего последовали номера сверх программы... Это выступление, судя по реакции зала, стало «гвоздем» программы...».

В Германии десятки газет называют Александра Данилова «Паганини балалайки», оценивая, тем самым, не только виртуозность и художественную выразительность игры, но и качество исполняемого академического репертуара, нетрадиционного для балалаечников: «...наряду с мастерством артиста, поражает его способность придать трехструнному инструменту удивительное многообразие звучания, от нежных звуков «пиано» до почти сокрушительного «форте», как, например, в «Петрушке» Стравинского...»; «наверное, сам Ф. Крейслер не смог бы сыграть «Радость любви» с таким ощущением типичной венской интонации...»; «...необычными были вещи, исполненные «на бис»: гавот и ария И. С. Баха. Тихое звучание завершило бурный вечер редкого мастера».

Являясь одним из самых известных лидеров в исполнительстве на балалайке в России, А. Данилов популяризирует в своем творчестве, прежде всего, оригинальную музыку, написанную специально для этого инструмента. Он единственный из крупных российских балалаечников является инициатором создания сочинений сонатного жанра, редактором и первым исполнителем сонат для балалайки и фортепиано З. Черной (две трехчастные сонаты), трех сонат А. Кусякова, являющихся вершинными достижениями в этом жанре. А. Данилов — редактор и первый исполнитель, восстановивший и издавший в России замечательную 3-частную Сонату для балалайки и фортепиано видного русского композитора А.Гречанинова, написанную им в конце жизни в Нью-Йорке в 1952 году. Он — единственный балалаечник, записавший на диски все наиболее значительные оригинальные сочинения для балалайки и фортепиано композиторов С. Василенко, А. Репникова, А. Кусякова, Ю. Шишакова, П. Куликова.

В 80-е, 90-е и последующие годы А. Данилов вносит весомый вклад в создание разнообразного высокохудожественного концертного и учебного репертуара из собственных транскрипций, переложений, обработок-фантазий на народные темы, а также этюдов. Это произведения Стравинского, Мусоргского, Гершвина, Мийо, Чайковского, Баха, Вивальди, Паганини, изданные и исполняемые во всех консерваториях, музыкальных училищах страны, на всероссийских и международных конкурсах. Творческие усилия исполнителя способствовали включению в репертуар высокохудожественных сочинений, что значительно расширило его границы, повышению уровня исполнительства. За эти успехи А. Данилов был принят в Союз композиторов России.

Являясь «одним из лучших исполнителей на балалайке» (цитата из учебника «История исполнительства на русских народных инструментах» доктора искусствоведения М. Имханицкого), Александр Данилов создал известную в России исполнительскую школу. Почти 40 лет он обучает искусству игры на трех инструментах: балалайке, домре и гитаре. Уникальность педагогических результатов А. Данилова заключается в том, что по каждой специальности его воспитанники становились лауреатами на самых престижных в этом виде исполнительства трехтуровых международных или всероссийских конкурсах. Среди учеников Александра Данилова — балалаечников, гитаристов и домристов — Заслуженные артисты России, десятки лауреатов Международных и Всероссийских конкурсов, преподавателей вузов, музыкальных колледжей, солистов концертных организаций.

Общественное признание и авторитет А. Данилова как музыканта, выражаются и в постоянных приглашениях его в составы жюри различных конкурсов: он возглавляет жюри международных конкурсов им. Андреева в Санкт-Петербурге, международного конкурса «Надежда» в Красноярске, постоянный председатель конкурсов мастеров-изготовителей «Созвездие мастеров» в Москве, член жюри Всероссийского конкурса дирижеров оркестров русских народных инструментов в Москве, постоянный член жюри международных конкурсов «Кубок Севера», член жюри международного конкурса скрипачей и пианистов в г. Волос (Греция), международных и всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах в Нижнем Новгороде, Минске, Владимире, Екатеринбурге, Белгороде, Калуге.

Исполнительское творчество А.Данилова нашло отражение в учебниках и учебных пособиях по истории исполнительства, диссертациях, в более чем 300 рецензиях о его концертной деятельности. Народный артист России, завкафедрой Российской Академии музыки, профессор Ф. Р. Липс в статье, посвященной 50-летию факультета народных инструментов, отмечает: «Гордостью не только факультета и вуза, но и отечественной музыкальной культуры стали имена дирижёров В. Федосеева, А. Лазарева, Н. Некрасова, баянистов Ю. Казакова, В. А. Склярова, В. А. Семенова, балалаечников П. Нечепоренко, М. Рожкова, В. Зажигина, А. Данилова».

В 1977 году Александру Данилову присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», в 2007 году — «Народный артист Российской Федерации».

Последний тридцатилетний этап развития Ростовской консерватории связан непосредственно с административной деятельностью Александра Данилова. Вначале, в течение восьми лет он работал проректором по учебной работе, а с 1988 года возглавляет Ростовскую консерваторию. С тех пор коллектив избирал его ректором пять раз. Именно в эти годы в консерватории произошли все те структурные и качественные изменения, которые позволили ей завоевать авторитет одной из ведущих консерваторий России. По инициативе А. С. Данилова в Ростовской консерватории созданы: ССМШ (Колледж) для одаренных детей, Южно-Российский центр дополнительного образования, аспирантура, совет по защите вначале кандидатских, а затем и докторских диссертаций (впервые в региональном отраслевом вузе), открыто обучение новым специальностям звукорежиссуры, музыкального менеджмента, джазового и народного пения, оперно-симфонического дирижирования, создано пять новых кафедр. В течение последних 20 лет Ростовская консерватория стала одним из главных российских центров проведения ежегодных международных научных конференций и музыкальных фестивалей, масштабной издательской деятельности. Поставив перед собой и коллективом в 1988 году цель укрепления кадрового состава консерватории, А. С. Данилов добился самых высоких показателей качества профессорско-преподавательского состава среди всех региональных консерваторий: с 19% в 1988 г. до 90% профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук, Народных, Заслуженных артистов и Заслуженных деятелей искусств России в 2009 г. Десятки воспитанников Ростовской консерватории ежегодно побеждают на международных и российских музыкальных конкурсах по всем исполнительским специальностям, что является одним из главных показателей деятельности РГК, как и любого художественного вуза.

Сегодня Александр Степанович Данилова — один из самых опытных ректоров музыкальных вузов России. В составе Президиума учебно-методического объединения при Министерстве культуры РФ по высшему музыкальному образованию, в печати и средствах массовой информации Александр Степанович ведет активную деятельность по сохранению сложившейся в России системы непрерывного музыкального профессионального образования, признанного за рубежом лучшим в мире.

Издания А. С. Данилова

Литература

Публикации