РГК - Диденко Н. М.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Диденко Надежда Михайловна

Кандидат искусствоведения

Доцент



Биография

Диденко Надежда Михайловна (20 июля 1944, г. Краснодар) — музыковед-теоретик, педагог. Кандидат искусствоведения, диссертация «Формирование инструментальной фактуры в органной музыке Германии XV-XVIII веков» (РГК, 1995). Доцент (1996).

Окончила Краснодарское музыкальное училище (1964). Обучалась в Ленинградской государственной консерватории (1965-1970) по специальностям «музыковедение» (класс профессора Е. А. Ручьевской) и «орган» (класс Н. И. Оксентян). Окончила РГМПИ (1974) по специальности «музыковедение» (класс профессора Г. Р. Тараевой), аспирантуру МГК (1980, научный руководитель профессор В. В. Медушевский).

Преподает на кафедре теории музыки и композиции РГК с 1974. Ведет курсы сольфеджио, анализ музыкальных произведений, музыкально-теоретические системы, класс по специальности (более 40 студентов), научное руководство диссертациями, спецкурс транскрипции и интерпретации у музыковедов и исполнителей.

Научная деятельность

Круг научных интересов связан с проблемами исторически ориентированной исполнительской интерпретации музыкального текста, интонационного мышления и музыкальной речи как феноменов культуры. Выступает с докладами, проводит мастер-классы на научных конференциях: «Музыкально-речевой этикет раннеклассической эпохи в контексте развития интонационного мышления современного музыканта-исполнителя (на примере Трио-сонаты “Диалог Сангвиника с Меланхоликом” Ф. Э. Баха)», «Нотный текст – источник вдохновения» (на VIII Всероссийской науч.-практ. конф. «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития», Волгоградский гос. институт искусств и культуры, г. Волгоград, 23–25 октября 2014); «Камерно-инструментальное творчество И. С. Баха: Музыкально-речевой этикет Высокого барокко (на примере Шести трио-сонат BWV 525–530)» (на Межрегиональной науч.-практ. конф. «Классическое наследие И. С. Баха в отечественных традициях педагогики искусства», Костромской гос. университет им. Н. А. Некрасова, ДМШ № 1 им. М. М. Ипполитова-Иванова, г. Кострома, 25 февраля 2015), «Творческая деятельность юного В. А. Моцарта и музыкально-речевой этикет второй половины XVIII столетия» (на Всероссийском симпозиуме «Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный ракурс)» VI сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования, Пермский гос. гуманит.-пед. университет, г. Пермь, 18–21 апреля 2017), и др.

Публикации
  • О сходстве композиционных принципов литературной и музыкальной формы // Эстетические проблемы музыкознания. Горький, 1980
  • Формирование инструментальной фактуры и техника диминуций в органной музыке XV–XVII столетий // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.): сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65. М., 1983
  • Някои принципи за реконструкция на текстовете на Баховата клавирна музика в светлината на теоретичната мисъл от неговото време // Музикални хоризонти (София). 1985. № 3
  • Музыкально-речевой этикет барокко в европейской клавирной традиции XVII–XVIII веков // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Вып. 1. Ростов н/Д, 1990
  • Пути музыкального образования: от «интонационной глухоты» – к слуховой культуре музыканта // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Вып. 2. Ростов н/Д, 1991
  • Звукотворческая воля [В. А.] Моцарта как выражение его мистического миросозерцания // Моцарт – Прокофьев. Ростов н/Д, 1992
  • Культура непонимания: о природе интонационного невежества // Проблемы современной музыкальной культуры. Ростов н/Д, 1992
  • Мастерская клавирного слуха // Музыкальная педагогика в идеях и лицах: сб. ст. Ростов н/Д, 1992
  • Музыка – речь духовная // Музыкальное искусство и религия. М., 1994
  • Музыкально-речевой этикет приватного музицирования в западноевропейской традиции XVII–XVIII веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: сб. ст. Ростов н/Д, 1996
  • Искусство Cantabile Art im spielen в развитии мелодической линии солирующих голосов барочной трио-сонаты для духовых инструментов // История, теория и практика исполнительства на духовых инструментах. Ростов н/Д, 1997
  • Интерпретация «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха Ф. Гульдой // Музыкальное произведение: вопросы анализа и исполнительской интерпретации. Тамбов, 2002
  • Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио: учеб. пособие (гриф УМО, 2014; изд. 2-е, испр. и доп., 2015)
  • Музыкально-речевой этикет рубежа XVIII – первой половины XIX веков: пути слухового постижения: учеб. пособие. Ч. I. Ростов н/Д, 2014
  • Музыкально-речевой этикет раннеклассической эпохи в контексте развития интонационного мышления современного музыканта-исполнителя // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 4
  • Творческая деятельность юного В. А. Моцарта и музыкально-речевой этикет второй половины XVIII столетия // Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный ракурс). Пермь, 2017
  • С. В. Рахманинов в диалоге с барочной эпохой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 1
  • У истоков европейской клавирной Традиции: Формирование инструментальной фактуры в органной музыке Германии XV–XVIII веков: монография. Ростов н/Д, 2018
  • и др.