Доктор искусствоведения
Профессор
Франтова Татьяна Владимировна (9 октября 1944, г. Ростов-на-Дону) – музыковед-теоретик, педагог. Доктор искусствоведения — докторская диссертация: «Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины ХХ века» (2005, М., РАМ им. Гнесиных). Профессор (2006). Член диссертационного совета РГК (1995), член СК России (2005), член Общества теории музыки (2011).
В 1963 окончила Ростовское музыкальное училище по специальности теория музыки (преподаватели – А. А. Соколова, Г. М. Барсегян, Г. Х. Капанаков), в 1968 — МГК по специальности теория музыки (преподаватели – С. С. Григорьев, Н. С. Качалина, Т. Ф. Мюллер, Л. А. Мазель, Ю. А. Фортунатов, Н. С. Николаева, Т. Э. Цытович, И. В. Нестьев, А. И. Кандинский, Г. В. Крауклис, Ю. Н. Холопов, Вл. В. Протопопов, научный руководитель дипломного исследования - В. Н. Холопова). В течение 1981-1983 была соискателем на кафедре теории музыки МГК, научный руководитель В. Н. Холопова, кандидатская диссертация: «Полифония в русской советской музыке 60–70-х годов» (1987, МГК).
В 1968-1971 преподаватель теоретических дисциплин в Таганрогском музыкальном училище, одновременно по совместительству работала в РГМПИ. С 1970 – работает на кафедре теории музыки и композиции, в 1986-1994 заведующая кафедрой теории музыки и композиции. За годы работы вела различные дисциплины: чтение партитур, сольфеджио, анализ муз. произведений, гармонию, полифонию, техники композиции ХХ века. Основные сферы предметной педагогической специализации: преподавание полифонии музыковедам, композиторам, студентам исполнительских факультетов, руководство дипломными работами и диссертационными исследованиями у музыковедов. В классе по специальности подготовлены и защищены 34 дипломных работы и 5 кандидатских диссертаций (М. Фуксман – 2002, О. Кушнир – 2006, С.Козлыкина – 2007, С. Надлер – 2013, Г. Сычева – 2013). Студенты специального класса неоднократно становились победителями Всесоюзных и Всеросийских конкурсов студенческих и аспирантских науч. работ (Л. Андреева – 1984; С. Козлыкина – 2005 и 2007; О. Мутовина – 2005; Г. Сычева (Козева) – 2010 и 2011).
В период заведования кафедрой выступила с инициативой создания педагогами кафедры коллективных методических пособий, в т. ч. «Сборника заданий по музыкальному диктанту (по материалам вступительных экзаменов по сольфеджио в Ростовский государственный музыкально-педагогический институт)» / Соавторы: Т. В. Франтова, Н М. Диденко, В. Г. Коваленко, В. Ф. Красноскулов, Т. Н. Юрасова. (Краснодар, 1991). Разработала и провела экспериментальный комплексный курс для музыковедов «Музыкально-теоретические и музыкально-эстетические воззрения и системы» (1993), а также экспериментальный комплексный курс теоретических дисциплин на композиторском факультете (в сотрудничестве с А. М. Колотиенко и Т. Н. Шишковой, 1986-1988) и курс теории музыки для музыковедов (в сотрудничестве с В. Г Коваленко, Э. А. Стручалиной, Е. Г. Уринсоном, 1988-1991). Ряд методических работ написан в связи с задачами преподавания курса полифонии: «Полифония: Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов» / в соавторстве с А. В. Крыловой. (Ростов-н/Д., 2003); «Полифония / Техники композиции ХХ века. Программа-конспект для музыкальных вузов. Специальность 051200 – композиция». (Ростов-н/Д., 2006) и др.
Инициатор и организатор Всероссийской научной конференции «Отечественная культура XX века и духовная музыка» (1990), международной и всероссийской конференций «Моцарт – Прокофьев» (1991); участница региональных семинаров по вопросам преподавания музыкально-теоретических дисциплин для преподавателей музыкальных училищ Юга России (1989, 1991, 1992, 1993). Выступала с докладами на всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: «Искусство, наука, техника: пути сопряжения» (Уфа, 1990), «Искусство на рубежах веков» (Ростов-на-Дону, 1998), «Старинная музыка сегодня» (Ростов-на-Дону, 2002), «Моцарт и моцартианство» (Ростов-на-Дону, 2006), «Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве» (Ростов-на-Дону, 2007), международных научно-практических семинарах по проблемам преподавания полифонии (Санкт-Петербургская консерватория 2009-2011, 2016), «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (Москва, МГК, 2011), всероссийской конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (Москва, МГК, 2014), «Инновационное пространство музыкальной науки и практика»: к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов МГК и юбилею заведующей кафедрой, профессора В. Н. Холоповой (Москва, МГК, 2016) и др. Участвовала в составлении и редактировании научных сборников: «Отечественная культура ХХ века и духовная музыка» (Ростов-на-Дону, 1990); «Моцарт – Прокофьев» (Ростов-на-Дону, 1992); «Музыкальное искусство и религия» (РАМ им. Гнесиных, М., 1994); «Рахманинов в художественной культуре его времени» (Ростов-на-Дону, 1994).
Основная сфера научной и учебно-педагогической деятельности – теория и история полифонии, музыка ХХ века, музыка ростовских композиторов, музыка в контексте культуры ХХ века. Написано более 100 работ, из них около 80 опубликовано.