РГК - Фуксман М. А.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Фуксман Михаил Адольфович


Видео


Концерты
















Кандидат искусствоведения

Доцент

Композитор, член Ростовской организации Союза композиторов России



Биография

Фуксман Михаил Адольфович – кандидат искусствоведения (2002), доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (2009). Композитор, инструментовщик, педагог, музыковед-теоретик, исполнитель (фортепиано, клавишные, скрипка), литератор.

Михаил Адольфович Фуксман родился в 1964 году. Окончил в 1981 году сектор педпрактики при Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте по специальности «Композиция», педагог по специальности – доцент В. С. Ходош, педагог по музыкально-теоретическим дисциплинам – старший преподаватель М. В. Ожигова. В 1986 получил диплом Ростовского государственного музыкально-педагогического института по специальности «Композиция», педагог по специальности – доцент В. С. Ходош. В 1996 окончил ассистентуру-стажировку при Ростовской государственной консерватории по специальности «Композиция», творческий руководитель – профессор В. С. Ходош, а в 1998 Году – аспирантуру при Ростовской государственной консерватории по специальности «Музыкальное искусство», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т. В. Франтова. По итогам обучения в 2002 году защитил в диссертационном совете Ростовской консерватории диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения на тему «Тематическое родство в музыкальной форме».

М. А. Фуксман работает на кафедре теории музыки и композиции РГК им. С. В. Рахманинова с 2002 года. В разные годы преподавал сочинение, инструментовку, инструметоведение, полифонию, теорию современной композиции, современную нотацию, методику преподавания композиции, электронную и компьютерную музыку. Разработал авторские курсы: «Полифония», «Методика преподавания композиции», «Электронная и компьютерная музыка».

Проводит мастер-классы, посвящённые современным музыкальным технологиям, современным техникам композиции, инструментовке, методике преподавания композиции.

Ведущие тематические сферы: музыкальная композиция, инструментовка и инструментоведение, современные музыкальные технологии, методика преподавания композиции, композиторская жизнь г. Ростова-на-Дону.

М. А. Фуксман – автор проекта, член оргкомитета «Конкурс молодых исполнителей на лучшее исполнение сочинений ростовских композиторов» (первоначальное название – «Конкурс студентов и ассистентов-стажёров РГК им. С. В. Рахманинова на лучшее исполнение сочинений ростовских композиторов») в 2014 – 2021 годах. Член правления Ростовской региональной общественной организации «Союз композиторов России». Участник (переводчик) мастер-классов зарубежных музыкантов в РГК им. С. В. Рахманинова.

В качестве скрипача, пианиста, клавишника, дирижёра, режиссёра выступает на концертах и фестивалях с исполнением собственных сочинений в различных городах России (Астрахань, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Шахты) и за рубежом (Глазго, Лойк).

Творческая деятельность

Проводит курсы повышения квалификации по авторским программам «Применение синтезатора в учебной и творческой практике детских музыкальных школ» и «Инновационные технологии в ансамблевом музицировании в детских музыкальных школах».

Сочинения
    Сочинения для музыкального театра
  • «Цифровая история» – интерактивная детская опера-балет (2017)
  • «Янбийкеш» – балет (электронная фонограмма, 2021)

  • Музыка для оркестра, в том числе с участием солистов
  • «Колыбельная в слезах» для сопрано и симфонического оркестра (2003)
  • «Вхождения в реку» для рок-группы, смешанного хора и симфонического оркестра (2004)
  • «Фрейлехс» для струнного оркестра (2006)
  • «Птичьи истории» концертино для альта и струнного оркестра (2006)
  • Концерт для фортепиано и оркестра русских народных инструментов (2005)
  • Концерт для скрипки с оркестром (вторая версия – 2014)
  • «Рахманинов-рапсодия в красном, чёрном и голубом» для фортепиано и симфонического оркестра (2014)
  • «Русские картинки» для народного женского голоса, баса, народного хора и оркестра русских народных инструментов (2014)
  • «Интертанционал» для скрипки и оркестра русских народных инструментов (2014)
  • «Триплум» для камерного оркестра (2015)
  • «tRanSlucency» для фортепиано и симфонического оркестра (2022)

  • Камерная музыка
  • «Последнее прости» для скрипки и фортепиано (2001)
  • «Ноктюрны» для флейты, вибрафона, скрипки, виолончели и фортепиано (2001 – 2003)
  • «Развилки» струнный квартет с комментариями ad libitum для двух скрипок, альта, виолончели с возможным сопровождением флейты, кларнета, трубы, валторны, тарелки, маримбы, арфы, фортепиано (2006)
  • «Round about M» ассоната для фортепиано соло (2006)
  • «Con sordino» версии для голоса (виолончели) и фортепиано (2006)
  • Социальные структуры: eNsкизы слова А. Конан-Дойля, С. Лема, Б. Филановского, Д. Хармса, К. Швиттерса, «Голландца» Шульца, У. Эко для сопрано, экстремального баритона, дирижера-чтеца и камерного ансамбля (2008)
  • «Вагнериана»: 1. «Байки о происхождении валькирий». 2. «Любовь и смерть» для двух фортепиано (2013)
  • «Sea frenzy» для баяна соло (2013)
  • «Времена Прокофьева» для виолончели и фортепиано (2016)
  • «Птицы» для баяна соло (2016)
  • «Огненная сырба» для пяти баянов (2021)
  • Соната в этюдах-аллюзиях «Рахманинов и его время» для фортепиано (2022)
  • «Вокализы» для различных голосов и фортепиано (2022)

  • Электронные и электроакустические композиции
  • «Шептал камень плачущий: о, Ветер…» для синтезатора, флейты, вибрафона, скрипки, виолончели и фортепиано и фонограммы (2005)
  • «Shalimar» для клавишных, компьютера, контрабаса и ударных (2007)
  • «Музыкальный Ёкра» малый проект для двух чтецов и виртуального вокального ансамбля (2011)
  • «Операции над нечёткими множествами» для скрипки и фонограммы (2011)
  • «Утешищася: явление ангела 317885 доктору 119104» электронная композиция (tape music) (2015)

  • Перформансы, шоу, интерактивные акции
  • to re tu rN ? two rec ll... S. Восприятие и память. Мнемоническая акция-эссе. Для рассказчика, флейты, вибрафона, скрипки, виолончели, фортепиано, исполнителей на произвольных инструментах (2006)
  • Заклятье смехом. Сл. В. Хлебникова. Интерактивное шоу (2011)
  • Штудели поперед зазвучихи (о живописном и музыкальном авангарде). Интерактивная акция (2012)
  • Лекция без слов «Как писать музыку». Пантомима для пианиста (2013)
  • Ритмические игры с композитором Михаилом Фуксманом. Для рассказчика, скрипки, фортепиано, сопрано, тенора, балалайки, аккордеона, вокальной перкуссии (1, 2, 3). (2013)
  • «Колокол». Перформанс для автора-комментатора, многоголосного хора и фортепиано в восемь рук (2014)

  • Исполненные сочинения
  • «Бэмби». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол. (Ф. Зальтен / В. Былков / В. Карнаухов) (1995)
  • «38 попугаев». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол (Г. Остер / В. Былков / В. Карнаухов) (1995)
  • «Карлик Нос». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол (В. Гауф / В. Былков /И. Литус) (2000)
  • «Золушка». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол им. В. С. Былкова (Ш. Перро / А. Былков-Крат / И. Литус) (2009)
  • «Звёздный мальчик». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол им. В. С. Былкова (О. Уайльд / А. Былков-Крат / И. Литус) (2011)
  • «Приключения Буратино». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол им. В. С. Былкова (2016)
  • «Снежная Королева». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол им. В. С. Былкова (2017)
  • «Маугли». Музыка к спектаклю Ростовского государственного театра кукол им. В. С. Былкова (2018)

  • Инструментовки и аранжировки для солистов в сопровождении симфонического оркестра
  • Рахманинов С. «Монна Ванна» (неоконченный клавир) Либретто М. Слонова (2007)
  • Птичкин Е. «Бабий бунт» Оперетта (2011)
  • Кусяков А. «Соната для балалайки и фортепиано» (2021)

  • Инструментовки и аранжировки для флейты, вибрафона, скрипки, виолончели, фортепиано
  • Дебюсси К. «Шесть античных эпиграфов»
  • Стравинский И. «История солдата»
  • Прокофьев С. «Петя и волк» (с добавлением клавишного инструмента)
  • Мийо Д. «Скарамуш»
  • Кусяков А. «Уголки сердца». Вокальный цикл на слова А. Ахматовой

  • Исполнения и постановки
  • «Кошкин Дом» (С. Маршак / Н. Шавва) Попурри на мелодии из опер и оперетт к спектаклю Ростовского областного театра кукол (2001)
  • «Щелкунчик» (Э. Т. А. Гофман / Н. Шавва / А. Крат) Попурри на музыку П.Чайковского к спектаклю Ростовского областного театра кукол (2002)
  • «Огниво» (Г. Х. Андерсен/А. Крат) Попурри на музыку В. А. Моцарта и М. Фуксмана к спектаклю Ростовского областного театра кукол (2003)
  • Кюи Ц. «Кот в сапогах». Музыкальный спектакль Ростовского музыкального театра (2003)
  • Чайковский П. «Черевички». Музыкальный спектакль Ростовского музыкального театра на музыке оперы (2004)
  • Максимов В. «Морозко» Музыкальный спектакль Ростовского музыкального театра на музыке оперы (2015)
  • Якушенко И. «Зайка-почтальон» Музыкальный спектакль Ростовского музыкального театра на музыке оперы (2018)
Публикации
  • Agnus Dei // Произведения для женского хора без сопровождения / сост. Ходош Э. Я. Ростов-на-Дону: «МП Книга», 1999. С. 15–18.
  • Ты меня оставил, Джеми. Сл. Р. Бёрнса // Произведения для женского хора без сопровождения / сост. Ходош Э. Я. Ростов-на-Дону: «МП Книга», 1999. С. 18–22.
  • Детские пьесы для фортепиано // В гостях у сказки. Фортепианные пьесы для детей. Ред.-сост. Толстенко Г. Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. С. 19–25.
  • Опыт исследования нравов. Версия для сопрано, тенора и смешанного хора // Хоры без сопровождения. – Сост. В. Ходош. – М.: Издательство «Композитор», 2011. С. 106–119.
  • Мнимоза Дом (хоровой концерт) // Имени Виталия Ходоша. Произведения для смешанного и женского хоров без сопровождения. Вып. 2. Тетрадь 2 /сост. А. М. Цукер, ред. Э. Я. Ходош/. Ростов-на-Дону: издательство Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2021. С. 55–84.

  • Научные и методические работы
  • Интертекстуальность и вопросы тематической организации в музыке XX века (на примере «Силуэтов» Э. Денисова) // Искусство на рубежах веков: Материалы международной научной конференции. Ростов-н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова: «Гефест», 1999. С. 387–389.
  • Об анализе музыкально-тематических процессов в поэтическом тексте: проблемы теории (на примере «Крысолова» М. Цветаевой) // Филологический вестник Ростовского государственного университета № 1. Ростов-н/Д, 2000. С. 60–69.
  • Работа над преобразованиями одноголосного музыкального тематизма на факультативе по композиции в ДМШ и музыкальном училище. Методическая разработка. Ростов н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002. – 60 с.
  • Тематическое родство в музыкальной форме: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2002. – 150 с.
  • Соотношение систем тематических элементов в музыкальных текстах как проявление культурного диалога. («Лорелеи» Ф. Листа и Э. Денисова) // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской научной конференции. Астрахань: Издательство Астраханской консерватории, 1999. С. 15–17.
  • Теоретическое и практическое освоение преобразований музыкального тематизма на факультативных курсах композиции в музыкальных вузах // Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия: Материалы II Международного научного конгресса, г. Волгоград, 6-8 апреля 2000 г.: т. 1. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2000. С. 391–393.
  • Новая академическая музыка в Ростове-на-Дону // Трибуна современной музыки. – 2006. – № 3 [6]. М.: «Маркетинг Саппорт Сервисиз», 2006. С. 34–39.
  • Молодые композиторы Ростова-на-Дону // Композиторы Ростова-на-Дону. Сборник статей. М., «Композитор», 2007. С. 251–285.
  • Учение как любовь и борьба (к 70-летию М. В. Ожиговой) // Южно-Российский музыкальный альманах 2008. – Ростов н/Д.: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2009. С. 188–193.
  • Электронная и электроакустическая музыка XX – начала XXI века: хрестоматия: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовской гос. консерватории, 2012. – 47 с.
  • Игра и служение (К 20-летию ансамбля «Каприччио») // Ростовская консерватория: события, лица: приложение к Южно-Российскому музыкальному альманаху. Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 55–67.
  • Как я писал оперу «Сны Каштанки» // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: сб. статей. – Ростов-на-Дону: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. С. 234–249.
  • Какие свойства музыкального произведения выражаются его формулой? (на примере реализации сочинения автора "to re tu rN? two rec II... S") // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конферинции /ред.-сост. Н. А. Петрусева/. Пермь: ПГИИК, 2010. C. 46–53.
  • Нотная графика Finale в исполнительской деятельности современного композитора // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. – Ростов-на-Дону: Изд. РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 139–149.
  • Возможности выполнения crescendo и diminuendo средствами MIDI и сэмплирования // Проблемы музыкальной науки, 2011, № 2 (9). Уфа, 2011. С. 27–32.
  • Метр и ритм: число и энергия. Статья 1 // Южно-Российский музыкальный альманах 2011`1 (8). – Ростов н/Д.: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 47–54.
  • Метр и ритм: число и энергия. Статья 2. Интерпретация свинга // Южно-Российский музыкальный альманах 2011`2 (9). – Ростов н/Д.: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2011. С. 53–66.
  • Инструментовка для струнных смычковых инструментов. Часть 1. Некоторые вопросы теории. – Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2022. – 149 с.
Литература
  • Козлыкина С. Round about Михаил Фуксман, или Homo ludens // Композиторы Ростова-на-Дону. М., 2007.