РГК - Мещерякова Н. А.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Мещерякова Наталья Алексеевна


Концерты












Дипломант и лауреат международных конкурсов

Заслуженный деятель ВМО

Кандидат искусствоведения

Профессор



Биография

Мещерякова Наталья Алексеевна (15 июля 1955, г. Орджоникидзе (Владикавказ), СО АССР) – музыковед, певица, педагог, журналист, лектор, музыкально-общественный деятель, канд. иск. (1988), доц. (1993), и.о. проф. кафедры сольного пения (2016).

После окончания Мурманского муз. училища (1976) поступила на теоретический факультет Петрозаводского филиала ЛОЛГК и продолжила учебу в РГМПИ. Училась у Л. А. Рябковой, Ю. Г. Кона, Л. Я. Хинчин, Б. И. Ситерман, В. А. Юрчук. Завершив учебу в вузе по двум специальностям (музыковедение, 1981; сольное пение, 1992), продолжила работать в РГК (с 1981). Обучалась в очной аспирантуре (1984-1987) на кафедре музыкальной критики ЛОЛГК под науч. рук. Л. Г. Данько. Канд. дисс.: «Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917)» защитила в дис. совете ЛОЛГК (1988).

На протяжении почти трех десятилетий творческой работы сочетает научную, пед., муз.-просветительскую, исполнительскую деятельность. Совмещая работу на двух кафедрах – истории музыки и сольного пения, Н. А. Мещерякова освоила преподавание таких дисциплин, как история музыки, муз. критика, основы муз. теле- и радиожурналистики, творчество донских композиторов, сольное пение, методика обучения вокалу, история исполнительского искусства, пед. практика и др., работает с аспирантами, является руководителем СНТО вокального факультета, осуществляет руководство дипломными работами вокалистов, занимается разработкой уч. курсов и авторских программ.

Направления науч. деятельности Н. Мещеряковой обращены к творчеству современных композиторов, муз. социологии, муз. критике, муз. краеведению и исполнительству, связаны с проблемами муз. театра и муз. образования, направлены на изучение традиций муз. просветительства в прошлом и настоящем. Является исследователем и продолжателем просветительских традиций муз. салона, рассматривая его в исторической динамике и в широком контексте национальной культуры. Автор более 100 научных и уч.-метод. работ. Ее статьи и доклады на междунар. науч. конференциях опубликованы в различных сборниках и разных городах, включая Астрахань, Воронеж, Донецк, Красноярск, Москву, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самару, Санкт-Петербург, Таганрог, Чебоксары. Ведёт концертно-лекционную работу и организаторскую деятельность.

С 1989 занимается муз. журналистикой, выступая в газетной периодике и радио-эфире центральной телерадиокомпании региона «ДОН-ТР» как автор, ведущая и редактор муз. программ и авторских проектов, посвященных различным сферам творчества («Музыкальная жизнь Дона», «Наши фольклорные традиции», «Джазовая панорама», «Музыкальная шкатулка», «Увертюра», «Музыкальная гостиная»). Неоднократно участвовала в телевизионных передачах. На Камерной сцене РГМТ проявила се6я как сценарист, постановщик, исполнитель и ведущая театрализованных представлений в форме музыкально-исторического салона.

Тематика других музыкально-просветительских проектов Н. А. Мещеряковой связана с музыкой разных жанров, стилей и направлений: «Я – композитор: беседы с современниками», «Музыка для детей и взрослых», «Дом, в котором музыка живет», «Играет муниципальный ансамбль “Каприччио”: от барокко до авангарда», «Музыкальные вечера на Газетном» и др. Просветительские абонементы, концертные программы и фестивали с участием Н. Мещеряковой проходят на театральных и филармонических площадках города, а также в библиотеках и музеях Москвы, Ростова, Новочеркасска и Таганрога. Концертные программы, сольные и смешанные, были представлены во Владикавказе, Грозном, Махачкале, Москве, Пятигорске. Сотрудничает с различными творческими организациями: Международным муз. центром «Гармония», ВМО и др. Является членом СК РФ (1993), в разнообразных формах популяризируя творчество ростовских авторов, принята в состав Общественной академии «Голос» (2013), участвует в работе Правления ростовской композиторской организации. На протяжении пятнадцати лет (1995-2010), организовав работу муз.-просветительского абонемента, созданного в содружестве с музыковедом и пианисткой А. А. Соколовой, выступает в качестве певицы и музыковеда.

В творческом сотрудничестве с концертмейстерами Е. Андреевой, А. Гололобо-вым, Т. Игнатовой. Г. Мурадян, Э. Рабинович, В. Юрчук подготовила ряд сольных тематических программ («Беда от нежного сердца», «Восток в музыке», «О Таганроге с нежностью», «Ты сидишь у камина…» и др.) и моноспектакли («Изабелла Юрьева – королева русского романса», «Любовь и жизнь М. Олениной-д/Альгейм»).

Регулярный участник концертов «Школы концертмейстерского мастерства» (Москва) под девизом «Пианист приглашает солиста». В сопровождении муниципального ансамбля «Каприччио» участвовала в представлении камерных опер ростовских композиторов (А. Матевосян «Любовь графини Д. в письмах и стихах» - партия Графини, первое исполнение; В. Ходош «Курочка-ряба» - партии Бабки и Сказительницы). Подготовила партию Стеллы Патрик Кембел в дуо-опере А. Матевосян «Милый лжец». Камерно-концертный репертуар сочетает отдельные произведения и вокальные циклы зарубежных и отечественных композиторов (оперные арии, романсы и песни, дуэты и сцены из спектаклей от Верстовского и Глинки до Свиридова и Гаврилина; «Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Детская» Мусоргского). Современная музыка, пополнившая концертные программы, включает сочинения ростовских авторов: А. Артамонова, Г. Балаева, Л. Израйлевича, Г. Комбаровой, А. Матевосян, М. Фуксмана.

Постоянными концертными площадками для певицы стали Дворец Алфераки, залы Чеховской гимназии и библиотеки им. А. П. Чехова в Таганроге, Библиотека Новочеркасского политехнического института, Зал Института повышения квали-фикации учителей, Муз. салон Ростовского областного музея краеведения на Газетном в Ростове и др. Сотрудничает с волонтерской организацией «Старость в радость», посещает концерты Домов инвалидов и престарелых по Ростовской обл. (Зерноград, Егорлык, Семикаракоры и др.). Запись концертных программ осуществлена в студиях звукозаписи ГТРК «ДОН-ТР» и ТРТИ (два CD-диска записаны совместно с з.а. РФ А. Гололобовым; один из них, посвященный вокальному творчеству С. Шурина, был представлен на концертах в Вене). Лауреат международных вокальных конкурсов, заслуженный деятель ВМО (2002). Журналистская деятельность отмечена дипломом II степени обл. конкурса «За цикл передач по укреплению дружбы народов Северного Кавказа» (2003) и благодарностью оргкомитета радиофестиваля «Голос Кавказа» (2012), науч. и пед. достижения – благодарственными письмами губернатора РО (1995) и министра культуры РФ (2012), успехи в муз.-просветительской работе – дипломом Областной администрации «Человек года 2006».

Разработаны и реализованы на практике мастер-классы по теме «Проблемы сохранения, совершенствования и реабилитации певческого голоса», цикл концертов «Музыкальная гостиная Музея краеведения» (Таганрог, 2019), а также лекции-концерты «Музыкальные следы на Газетном» (Ростов-на-Дону, 2017), просветительские занятия в общеобразовательных школах города Ростова-на-Дону и области.

Постоянный член жюри Южно-Российского открытого смотра-конкурса вокалистов, студентов муз. училищ, колледжей, училищ искусств (Ростов-на-Дону), председатель жюри Международного конкурса исполнительского мастерства «Вдохновение» (С.-Петербург, 2019-2020), «Гвоздики отечества», «Хрустальное сердце» (Ростов-на-Дону) и др., постоянный участник международных научно-практических конференций на базе консерваторий и других гуманитарных институтов в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Саратове, Краснодаре, Таганроге и т.д.

Публикации
  • Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870–1917): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1988.
  • Исторический опыт «Азовского вестника» // Музыкальная критика. Методы анализа и оценки. Сб. научных трудов. Л., 1989.
  • Музыкальная социология как предмет специализации // Традиционное и новаторское в исследовательской деятельности музыкального вуза. Вып. 2. Ростов-н/Д., 1990.
  • Камерный вокально-инструментальный театр Моцарт и Прокофьева // Моцарт и Прокофьев. Ростов-н/Д., 1991.
  • Мастер-Маргарита (М.П. Ожигова) // Музыкальная педагогика в лицах. Ростов-н/Д., 1992.
  • Музыкальная жизнь дореволюционного Таганрога в зеркале местной прессы // Культура Донского края: страницы истории. Ростов-н/Д., 1993.
  • Вокальное творчество Рахманинова сквозь призму симфонизма // Рахманинов в художественной культуре его времени. Ростов-н/Д., 1994.
  • Новое в романтической концепции В.А. Гаврилина // Памяти учителей: сб. ст. Ростов-н/Д., 1995.
  • Музыкальные парадоксы прошлого (из местного опыта) // Культура – мощный фактор развития. Материалы Южно-Российской науч. конф. Ростов-н/Д., 1997.
  • Страницы отечественной Шубертиады: В. Гаврилин // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему. Ростов-н/Д., 1998.
  • О функциональности драматургии оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» // Музыкальный театр ХIХ-ХХ вв. Ростов-н/Д., 1999.
  • Страницы музыкальной культуры Дона // Музыкальное образование. Культура. Ростов-н/Д., 2000.
  • На межнациональных перепутьях культуры (из опыта работы радио «ДОН-ТР») // Этнос, язык, культура: национальное и индивидуальное мировоззрение. Славянск-на-Кубани. 2001.
  • О парадоксах радиодинамики музыкальных жанров (о чем молчат колокола радиоэфира…) // Системно-синергетическая парадигма в культуре и искусстве. Таганрог, ТГРТУ, 2004.
  • Традиции музицирования в Таганроге // ЮРМА. 2004.
  • М. Гнесин и музыкальное образование на Дону // Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку. М., 2006.
  • Музыкальные салоны России (донские традиции) // Памяти М.А. Этингера: сб. науч. статей. Астрахань, 2006.
  • Смежные грани творчества Аракс Матевосян // Композиторы Ростова-на-Дону: сб. ст. М., 2007.
  • «Цыган» Леонида Клиничева или новый триумф романтической оперы // ЮРМА. 2007 (4).
  • Опыт музыкально-исторической реконструкции в условиях современного музыкального салона // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. Ростов-н/Д., 2008.
  • «Я человек заброшенный…»: парадокс Михаила Гнесина (в соавт. с О. Н. Малиновской) // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Ростов-н/Д., 2008.
  • С.В. Рахманинов на Кавказских минеральных водах: на концертной сцене и в музыкальном салоне // ЮРМА. 2010. №1 (6).
  • Сделать школу Домом песни // Модернизация вокально-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. 2010. №1.
  • «Больше, чем певица…»: творческий феномен М.А. Олениной-д’Альгейм // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-н/Д., 2011.
  • Кризис камерно-вокального исполнительства: пути преодоления // Культура. Наука. Интеграция. 2011. №4 (16).
  • Воспитание современного певца с позиций социального оптимизма // Культура. Наука. Интеграция. 2012. №3 (19).
  • Эталон артиста-художника в контексте современного вокального образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013.
  • Истоки и формы образования художественного текста // Текст художественный: грани интеграции. Петрозаводск, 2013.
  • Из истории становления публичного камерно-вокального концерта в России: опыт документального исследования // ПМН. 2014. № 3 (16).
  • Как вырастить певца и просветителя? // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы. Сб. науч. тр. Вып. 6. М., 2014.
  • Музыкально-просветительский след Мариэтты Шагинян // Культура в жизни и творчестве М.С. Шагинян: Материалы I Шагиняновских чтений. Ростов-н/Д., 2014.
  • Принципы составления уч.-концертных программ: из опыта муз.-просветительской деятельности кафедры сольного пения РГК (в соавт. с Т.В. Шорлуян) // Вопросы вокального образования: Метод. рекомендации для преподавателей вузов и средних учебных заведений. М.-СПб. 2014.
  • Интеграция национальных культур и формирование традиций музыкального просветительства на Дону // Культура. Наука. Интеграция. 2014. №4 (28).
  • Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // ЮРМА. 2014. №3.
  • О музыкально-просветительских проектах в радиоэфире «ДОН-ТР»: постижение культуры // Культура как фактор развития общества, государства, личности. Ростов-н/Д., 2014.
  • Воспитание певца-актера: на перекрестье учебных дисциплин // ЮРМА. 2015. №3; Музыкально-просветительские идеи в деятельности и творчестве ростовских композиторов // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. Сб. ст. Ростов-н/Д., 2015.
  • О музыкально-просветительских проектах в радиоэфире «ДОН-ТР»: постижение культуры / Культура как фактор развития общества, государства, личности. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014.
  • Клуб московский – клуб ростовский: на основе духовного братства // Григорий Фрид. Вариации длиною в жизнь. – М.: Композитор, 2015.
  • Музыкально-просветительские идеи в деятельности и творчестве ростовских композиторов // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность Сборник статей. / Ростов-на-Дону: РГК, 2015.
  • Размышления после премьеры // Григорий Фрид. Вариации длиною в жизнь. – М.: Композитор, 2015.
  • Забота о себе как основа художественного созидания // Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965–2009) (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015).
  • Воспитание певца-актера: на перекрестье учебных дисциплин // Южно-Российский музыкальный альманах, № 3(20).
  • Юрий Гуляев: между классикой и эстрадой // Культура. Наука. Интеграция.. 2015 (2016).
  • Ольга Донцова: певица. педагог, просветитель // Южно-Российский музыкальный альманах, № 4 (2), 2016.
  • Из истории ростовской вокальной школы // Вестник КГИК №1(9) 2017.
  • Библиографическая ссылка: vestnikkguki.esrae.ru/10-197. Страницы истории научно-творческих школ ростовской консерватории: диалог поколений. Ростов нД: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2017.
  • Традиции донской вокальной школы: от Таганрога до Парижа // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Таганрог: Таганрогский институт имени А.П. Чехова. Филиал РГЭУ (РИНХ), 2017. URL: http://www.tgpi.ru/science/publications/publikacii-2017-goda
  • Советы начинающим педагогам-вокалистам: учебно-методическое пособие. Ростов нД: изд-во РГК им. С.В. Рахманинова., К проблеме приобщения молодых певцов к современному репертуару // Сборник научных трудов. Вып. 9. М.: Издательство «Литера Скрипта», 2017.
  • Дифирамб просветительской миссии: «Серебряный век» вокальной кафедры // Страницы истории научно-творческих школ ростовской консерватории: диалог поколений. Ростов нД: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова.
  • С.В. Рахманинов и русские певцы // Музыкальный мир С.В.Рахманинова на рубеже XX-XXI веков: проблемы диалога культур (к 50-летию Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова). – Ростов н/Д: Изд-во им. С.В. Рахманинова, 2017.
  • В соавторстве с А.О. Соболевой/ Исполнительский стиль Н.Л. Дорлиак в культурологическом аспекте // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Таганрог: Таганрогский институт имени А.П.Чехова. филиал, РГЭУ (РИНХ), 2018. URL: http://files.tgpi.ru/nauka/publications/2017/2017_03.pdf
  • В соавторстве с А.Р. Фрозен Неизвестные страницы летописи таганрогской оперы Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Таганрог: Таганрогский институт имени А.П. Чехова, филиал РГЭУ (РИНХ), 2018. С/ 95-101. URL: http://files.tgpi.ru/nauka/publications/2017/2017_03.pdf
  • Ф. И. Шаляпин. Забытые страницы творческой биографии: «...Для сцены Кавказом рожден…» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018, №3.
  • К проблеме приобщения молодых певцов к современному репертуару // Проблемы профессиональной подготовки вокалистов: проблемы. Опыт. Перспективы. Сборник научных трудов. Вып. 8. Санкт-Петербург, 2019. – C. 5.
  • Созидательный метод О. И. Донцовой (К 130-летию со дня рождения и к 50-летию со дня кончины) // Вопросы вокального воспитания. Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений (ред.-сост. Агин М. С.). Москва, 2019. – С. 157–170.
  • Реальные и виртуальные голоса композитора Михаил Фуксмана // «Проблемы со-временно композиторского творчества» 2019. – C. 248–257.
  • Синергия как основа музыкального просветительства // «Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре», 2019. – C. 363–374.
  • «Дом песни» Марии Олениной-Д’альгейм: диалог с потомками // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020, № 1. – C. 86–90.
  • Исторический опыт как дидактическая основа вокального воспитания современного певца (на примере творчества Н. Л. Дорлиак) // Международная научная конференция «Текст художественный: смысл и структура». К 100-летию со дня рождения Ю. Г. Кона. Петрозаводск, 2020.
  • П. И. Чайковский о вокальном искусстве Италии и России // Южно-Российский музыкальный альманах, 2020, № 2.
  • М. П. Мусоргский у истоков вокально-эстетической реформы // Истоки. Истина. искусство. Материалы международной научно-практической конференции. Великие Луки - СПб, 2020. Кн. 2-я.
  • Исторический опыт как дидактическая основа вокального воспитания современного певца // "Современные подходы в системе высшего образования". Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2020.