Чайковский. Итальянское каприччио, соч. 45, фрагмент
Мендельсон. Сальтарелло из 4-й «Итальянской» симфонии
Шнитке. Рондо из Кончерто Гроссо № 1
Паганини. Венецианский карнавал, соч. 10
Городовская. Калинка
Будашкин. Концерт для домры с оркестром, I часть
Ректор РГК им. С. В. Рахманинова
Профессор
Лауреат всероссийского и международного конкурсов
Заслуженный деятель искусств России (Указ президента РФ № 257 от 12.04.2024)
Тел.: +7(863) 262-36-14
E-mail: info@rostcons.ru
Михаил Петрович Савченко (род. 20.11.1962, г. Таганрог) — лауреат I премии IV Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (г. Горький, 1990). В настоящее время он является одним из наиболее известных выпускников РГК им. С. В. Рахманинова и принадлежит к числу ведущих исполнителей и педагогов-домристов России.
В 1986 году, будучи студентом, М. П. Савченко начал педагогическую деятельность в Таганрогском музыкальном училище (колледже), где в 1990–1992 гг. заведовал отделением народных инструментов. В 1990 году окончил РГМПИ (ныне – РГК им. С. В. Рахманинова) по классу домры. Педагоги – профессор В. В. Кривоносов, затем Н. Г. Шахова (Семёнова) – воспитанники ГМПИ – РАМ им. Гнесиных. По окончании вуза на протяжении трех лет преподавал на кафедре народных инструментов (1990–1993); тогда же началась и его интенсивная концертно-творческая деятельность.
В течение последующих 17 лет М. П. Савченко активно гастролировал в 34 странах мира и 13 регионах России, сыграв свыше 1000 сольных концертов. В первой половине 2000-х годов, в ансамбле с немецким пианистом Л. Фройндом, М. П. Савченко давал более 130 концертов ежегодно. Как солист он выступал в Концертном зале им. П. И. Чайковского (Москва), в крупнейших залах Германии (франкфуртская «Альте Опер», Конгресс-центр в Ганновере, Большой зал Мюнхенской Высшей школы музыки), Австрии, Бельгии, Японии («Изуми Холл»). М. П. Савченко сотрудничал со многими известными симфоническими оркестрами и оркестрами народных инструментов мира, среди них: Национальный академический оркестр русских народных инструментов России им. Н. Осипова, Западно-Саксонский и Хайльброннский симфонические оркестры (Германия), Мандолинный оркестр г. Гифу (Япония), Ростовский академический симфонический оркестр, Оркестр русских народных инструментов «Дон» Ростовской филармонии и др. Отметим наиболее показательные отклики зарубежной прессы: «Чародей домры», «Серебряный звук, виртуозная игра», «Русская музыка – нечто большее, чем однозвучный колокольчик», «Русский мастер домры» и т. д. (всего более 100). Исполнительское мастерство М. Савченко позволяет представить домру как солирующий виртуозный инструмент, наделенный широчайшим художественным и техническим потенциалом, способствует открытию новых возможностей инструмента не только за счет обработок и транскрипций народных мелодий, но и посредством целенаправленной популяризации современных оригинальных произведений, создания многочисленных домровых переложений и исполнительских редакций выдающихся образцов академической музыки различных эпох.
Благодаря творческому сотрудничеству М. П. Савченко с выдающимся отечественным композитором А. И. Кусяковым в 2005 году была осуществлена исполнительская редакция сольной партии Концерта для домры с симфоническим оркестром. Тогда же в Лейпциге (Германия) состоялась мировая премьера домровой версии этого сочинения. Значительными творческими достижениями этого периода явились: выпуск в России, Германии, Японии ряда концертных программ на CD и DVD, публикация нотных изданий – переложений, транскрипций, исполнительских редакций произведений Баха, Гайдна, Генделя, Губайдулиной, Кастельнуово-Тедеско, Кусякова, Мендельсона, Сарасате, Хальворсена, Фролова, Чайковского, Шнитке, Шпринга.
В 2005 году после длительного перерыва М. П. Савченко возобновляет педагогическую работу в Ростовской консерватории. Студенты его класса многократно становятся лауреатами международных и всероссийских конкурсов, выступают с концертами в городах России и за рубежом. М. П. Савченко принимает участие в учебно-методической и организационной деятельности, связанной с проведением конкурсов, благотворительных концертов, регулярно выступает на методических и научно-практических конференциях, дает мастер-классы в различных регионах России, оказывает консультативную методическую помощь преподавателям музыкальных колледжей, участвует в работе жюри международных и всероссийских исполнительских конкурсов. Наряду с этими творческими и педагогическими достижениями, в 2011 году, выступая в составе трио «Классика без границ», М. П. Савченко одерживает уникальную для народно-инструментального исполнительства победу на VII Международном конкурсе камерной музыки в г. Осака (Япония), – артистическом состязании профессиональных ансамблей, включающих в себя все ныне известные в мире инструменты академического направления. Трио «Классика без границ» удостаивается «Гран-при», Золотой медали Иегуди Менухина и серии гастрольных выступлений в крупнейших концертных залах Японии.
После основания кафедры струнных народных инструментов (2011) М. П. Савченко становится ее первым заведующим. В 2013 году коллектив вуза избирает М. П. Савченко на должность ректора Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. В 2017 году решением ВАК ему присвоено ученое звание профессора.
Как руководитель вуза М. П. Савченко проводит значительную общественно-организационную работу, является инициатором учреждения крупных музыкальных конкурсов, фестивалей, научных конференций, проводимых в стенах консерватории, активно содействует развитию конкурсного движения на исполнительских кафедрах, возглавляет масштабные музыкально-просветительские акции, международные проекты и др.