РГК - Селицкий А. Я.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Селицкий Александр Яковлевич

Видео

Доктор искусствоведения

Профессор

Академик Российской академии естествознания

Член правления Ростовской организации Союза композиторов

Член правления Ростовского отделения Союза театральных деятелей

Советник художественного руководителя Ростовского государственного музыкального театра, член худсовета театра



Биография

Окончил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (1973, класс профессора Л. Я. Хинчин), аспирантуру НИИ искусствознания (научный руководитель — профессор М. Д. Сабинина). В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию («Современная советская моноопера. Истоки. Вопросы специфики жанра»). Окончил докторантуру Московской государственной консерватории (научный консультант — профессор М. Е. Тараканов), где в 1997 году защитил докторскую диссертацию («Николай Каретников Жизнь и творчество»).

С 1974 года – на педагогической работе в РГМПИ–РГК. Ведет историю музыки, основы музыкальной критики, спецкласс (студенты, аспиранты, соискатели).

Научные интересы: история русской музыки XIX–XX веков (творчество М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Г. Седельникова, Г. Фрида, Н. Каретникова); музыкальная драматургия; музыкальная критика, оперный театр. Автор монографий: «Григорий Фрид. Путь художника» (в соавторстве с А. М. Цукером), «Лия Яковлевна Хинчин: Жизнь. Личность. Творчество», «Николай Каретников. Выбор судьбы», авторского сборника статей «Музыковедение – океан возможностей», «Слово перед концертом», около 150 статей в журналах «Советская музыка», «Музыкальная академия», «Вопросы литературы», научных сборниках, учебных пособий с грифом УМО, один из авторов учебника «История отечественной музыки второй половины XX века», редактор-составитель, редактор более 40 изданий.

Создал и возглавлял (2002–2013) редакционно-издательский отдел РГК, который по объему и качеству выпускаемой продукции вывел Ростовскую консерваторию на уровень ведущих музыкальных вузов страны. В 2010–2013 годах – главный редактор журналов «Южно-Российский музыкальный альманах» и «Ростовская консерватория».

В качестве журналиста и просветителя регулярно выступает на страницах местной и центральной периодической печати, где опубликовал около 160 статей о музыкально-театральной жизни и музыкантах Ростова, о творчестве донских композиторов, филармонии, музыкальном театре. В их числе – около 60 публикаций о Ростовской консерватории.

Регулярно выступает как ведущий самых ответственных консерваторских и иных концертов, в том числе с участием выдающихся музыкантов – композиторов Г. Канчели, В. Сильвестрова, Б. Тищенко, артистов Ю. Башмета, Ф. Липса, С. Яковенко, Р. Мартынова. Постоянный ведущий концертов Таганрогского муниципального камерного оркестра, ежемесячных встреч со зрителями в музыкальном театре «Четвертый звонок».

Участвовал в подготовке и проведении крупных международных фестивалей и конференций, организованных Ростовской консерваторией в 1990–2000-е годы.

Советник художественного руководителя Ростовского музыкального театра.

Член Союза композиторов и Союза театральных деятелей, входит в правления обеих региональных организаций.

Награды: Благодарственные письма Президента РФ, Министра культуры Ростовской области, медаль «За доблестный труд на благо Донского края».

Основные публикации
  1. «Бесподобный тип оперы…» // Сов. музыка. 1978. № 1.
  2. Жанр камерной оперы в русской музыке на рубеже XIX–XX века // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов. Вып. 54 / Отв. ред. Т. Лейе. М., 1981.
  3. Монологические формы прозы и драматургия «малой оперы» // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 69 / Отв. ред. В. М. Цендровский. М., 1983.
  4. Сообщающиеся сосуды [о проблемах вузовского курса музыкальной критики] // Сов. музыка. 1988. № 1.
  5. Камерный ансамбль: найти свою аудиторию // Музыкальная жизнь. 1988. № 8.
  6. Чтобы быть услышанным (вокальные премьеры ростовчан) // Музыка России. Вып 8. М.: Сов. композитор, 1989.
  7. Советская моноопера: трансформация родовых признаков жанра // Музыкальный театр: события, проблемы: Сб. статей / Ред.-сост. М. Сабинина. М., 1990.
  8. Волшебники, не ошибайтесь! (Николай Каретников и его балет «Волшебный камзол») // Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 9. М.: Сов. композитор, 1990.
  9. Свобода прежде всего! Этюды о судьбе и творчестве Николая Каретникова // Муз. академия. 1992. № 3.
  10. Глеб Седельников // Композиторы Москвы: Сб. статей. Вып. 4. М.: Композитор, 1994.
  11. Парадоксы «простой» музыки // Муз. академия. 1995. № 3.
  12. Еще раз о музыкальном эпосе и эпической драматургии // Памяти учителей: Сб. статей. Ростов н/Д: РГПУ, 1995.
  13. Николай Каретников: «Я писал для Господа и для себя» [Об опере «Мистерия Апостола Павла»] // Муз. академия. 1996. № 3–4.
  14. Филармония: между прошлым и будущим [о Ростовской обл. филармонии] // Муз. академия. 1998. № 3–4.
  15. Испытание свободой: русская духовная музыка через тысячу лет после принятия христианства // Искусство на рубежах веков: Материалы междунар. науч. конф. Ростов н/Д: РГК, Гефест, 1999.
  16. Советский музыкальный авангард середины века и «великая стилевая революция» 1910–1920-х годов // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: Сб. статей. Т. 2. Н. Новгород, НГК, 1999.
  17. Музыкальная литература в ДМШ: программа курса, ее совершенствование, альтернативные модели: Методич. пособие. Ростов н/Д, РГК, 2002.
  18. Ровесник века [Н. Ф. Орлов. К 100-летию со дня рождения] // Муз. академия. 2002. № 3.
  19. Тайна непопулярности (Н. Каретников: судьба наследия) // Музыкальная культура: век XIX – век XX. Вып. 2 / Сост. и общая ред. И. А. Немировской. М., Тровант, 2002.
  20. Бедная родственница: Музыкальная литература в детской музыкальной школе: о программе курса и многом другом // Муз. академия. 2004. № 1.
  21. Российские импульсы в мировой музыке XX века // Успехи современного естествознания. 2004. № 10. С.97–98.
  22. Синяя Птица Григория Фрида // Фрид Г. Лиловый дрозд: Роман. М., 2004.
  23. Три рукопожатия до Россини (к столетию со дня рождения профессора А. П. Здановича) // Сибирский музыкальный альманах. 2002. Новосибирск, 2004.
  24. «В России нужно жить медленно» (Григорий Фрид: время и место) // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. статей. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  25. Камерная опера // История отечественной музыки второй половины XX века: Учебник. СПб: Композитор, 2005. С. 207-233.
  26. Дар ненапрасный (К 60-летию А. М. Цукера) // Южно-Российский музыкальный альманах – 2004. Ростов н/Д, РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  27. Не складывать оружия! (Освещение работы филармонии в СМИ) // Музыкальное просветительство – век XXI: Материалы конференции-семинара. Вологда, 2005.
  28. «Лермонтовский сюжет» в жизни и творчестве Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей. Ростов н/Д, РГК им. С. В. Рахманинова, 2005.
  29. Достоевский глазами 1970-х: опера «Бедные люди» Глеба Седельникова // Материалы научно-практической конференции «III Серебряковские чтения». Кн. 1: Музыковедение. Философия искусства. Волгоград, 2006. С. 180–204.
  30. Александр Павлович Зданович // Новосибирская консерватория – 50 лет: Материалы и документы. Новосибирск, 2006. С. 84–88.
  31. Лия Яковлевна Хинчин // Новосибирская консерватория – 50 лет: Материалы и документы. Новосибирск, 2006. С. 75–77.
  32. Дмитрий Покровский: «Не фольклор гибнет, а люди без него» [интервью] (публикация и вступительные замечания) // Южно-Российский музыкальный альманах – 2006. Ростов н/Д., 2007.
  33. Маэстро из Таганрога (К 60-летию А.Гуревича и 15-летию Муниципального камерного оркестра) // Южно-Российский музыкальный альманах – 2006. Ростов н/Д., 2007.
  34. Был ли Глинка моцартианцем? (Заметки к проблеме) // Моцарт и моцартианство. М., 2007.
  35. Композиторы Дона в начале нового века // Композиторы Ростова-на-Дону: Сб. статей. М., 2007.
  36. Педагогические идеи Л. Я. Хинчин: взгляд в XXI век // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветским пространстве: Сб. статей. Ростов н/Д., 2008.
  37. Отечественная камерная опера второй половины XX века: учебное пособие. Ростов н/Д., 2008.
  38. Основы музыкальной драматургии. Изд. 2-е, доп. Ростов н/Д., 2008 (соавтор – И. К. Демина).
  39. Камерная опера современных российских композиторов: к проблеме специфики жанра // Композитор в современном мире: материалы Всероссийской конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества. Красноярск, 2008.
  40. Капитан корабля (К 60-летию В. М. Кущева) // Южно-Российский музыкальный альманах – 2008. Ростов н/Д., 2009.
  41. М. Д. Сабинина («Талант покорять сердца без всяких усилий») // Южно-Российский музыкальный альманах – 2008. Ростов н/Д., 2009.
  42. Благородство, аристократизм – за роялем и в жизни (К 60-летию В.С. Дайча) // Ростовская консерватория: события, лица – 2009.
  43. Опера и ее автор // Николай Каретников. Мистерия апостола Павла: опера [буклет Мариинского театра]. СПб, 2010.
  44. «Лермонтовский сюжет» в жизни и творчестве Рахманинова // Вопросы литературы. 2010. № 2.
  45. С Дона to Glasgow. Уникальный проект Ростовской консерватории и Шотландской академии музыки и драмы // Музыкальная академия. 2010, № 2.
  46. «Апельсины» из Шотландии. Опера Прокофьева в Глазго и Эдинбурге (2009) // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра: Сб. статей. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010.
  47. «Между мольбы святой и тяжких воздыханий…» (Опера Цезаря Кюи «Пир во время чумы») // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сб. статей /Ред.-сост. А. Цукер. М.: Композитор, 2010.
  48. Ростовская консерватория в зеркале газеты «Музыкальное обозрение» // Проблемы менеджмента в сфере академической музыки: Сб. статей. Ред.-сост. А. Крылова, Е. Кисеева. М.: Композитор, 2010.
  49. Композиторы Дона в начале нового века // 50 лет Союзу композиторов России. М.: Композитор, 2010.
  50. В ситуации нравственного цугцванга. Опера Цезаря Кюи «Пир во время чумы» // Вопросы литературы. 2010. № 6.
  51. Девять десятых века. К 90-летию Г. С. Фрида // Селицкий А. Музыковедение – океан возможностей: Избр. статьи. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012.
  52. «Царская невеста» Римского-Корсакова: Литературный источник. Либретто. Музыкальная драматургия. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. Рахманинова, 2014.
  53. Гимн профессии (От собеседника) // Анатолий Цукер в беседах, размышлениях, статьях. Музыковедение и жизнь. – Ростов н/Д, 2014.
  54. Марфа, Иван и еще Иван. Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» (к 170-летию со дня рождения композитора и 115-летию премьеры) // Муз. академия, 2014. № 1.
  55. Внешний, внутренний, скрытый… (О конфликте в опере) // Южно-Российский музыкальный альманах 2014, №2 (15).
  56. Тройной юбилей дирижера [А. Аниханова] // Музыкальная академия. 2015, № 2.
  57. Девять десятых века // Григорий Фрид. Вариации длиною в жизнь [Сб. статей и воспоминаний]. М.: Изд-во «Композитор», 2015.
  58. Не знавший праздности. К столетию со дня рождения Григория Фрида // Музыкальная академия. 2015, № 3.
  59. Воспитывать на достойных образцах (о методике преподавания музыкальной критики) // Проблемы музыкальной науки. 2015, № 4.
  60. О Бендицком – музыкальном критике, и не только // И. С. Бендицкий в воспоминаниях родных, друзей и коллег. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2016.
  61. Забытая драма, давшая жизнь оперному шедевру. Почему Римский-Корсаков обратился к «Царской невесте» Льва Мея // Вопросы литературы. 2017. № 6.
  62. «…Обращаясь в свою противоположность». Об одном драматургическом приеме у Чайковского // Музыковедение. 2017. № 10.
  63. Музыкальная драматургия. Теоретические проблемы: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2017.
  64. Правильный выбор профессии [к 30-летию творческой деятельности дирижера А. Аниханова] // Музыкальный журнал. 2018. Март. – С. 8–15.
  65. Людмила Варавина: «С годами пространство интересов расширяется» (интервью) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2018. № 4. – С. 5–9.
  66. Слово перед концертом. Сб. статей. Ростов н/Д, РГК, 2019. – 226 с.
  67. Оперетта в Ростове. Григорий Вальяно – пионер жанра. // Музыковедение. 2019, № 11. – С. 16–27.
  68. Вокальный диптих В. Ходоша на стихи Гумилёва и Ахматовой как диптих // Проблемы современного композиторского творчества. Ростов н/Д, РГК, 2019. – С. 144–152.
  69. Мосты и мостостроители (о фестивале Ростовской филармонии) // Музыкальный журнал. 2019. № 6. – С. 24–29.
  70. Григорий Вальяно: материалы к биографии. Родословная // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020, № 3. – С. 5–14.
  71. Н. Н. Каретников // Я могу говорить. Кино и музыка оттепели. М,: Музей AZ, 2020. – С. 35–42.
  72. «Я горжусь, что в своей жизни всегда шел только прямым путем». К 150-летию М. Пресмана // Мой народ. 2020. № 4. – С. 180–187.
  73. Несостоявшийся приезд в Новочеркасск Прима-балерины императорских театров в зеркале газеты «Донской вестник» // Музыковедение. 2021. № 2. – С. 26–33.
  74. Из предыстории Ростовского театра музыкальной комедии: миф и реальность // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 3. Уфа, 2021. – С. 19–28.
Ссылки в Интернете
Избранные статьи