Доктор искусствоведения
Профессор
Тараева Галина Рубеновна (р. 12 февраля 1945, Ростов-на-Дону) – музыковед, педагог. Доктор иск. (дисс. «Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации», РГК им. С. В. Рахманинова, 2013). Профессор (2002).
Окончила Ростовское муз. училище (1963), Московскую государственную консерваторию по классу проф. И. В. Нестьева (1968); завершила образование в аспирантуре ВНИИ искусствознания (1975) с годичной стажировкой в Институте музыкознания Варшавского университета (рук. – проф. Зофья Лисса). В 1977 защитила кандидатскую диссертацию, посвященную польской послевоенной музыке.
Работает в РГК с 1968 преподавателем кафедры теории музыки и композиции. 1976–1985 – заведующая кафедрой теории музыки и композиции. В 1981–1985 и 2000–2002 – занимала пост проректора по научной работе. С 1990 по 1992г. работала депутатом городского Совета, заместителем мэра города по образованию и культуре.
Впервые в истории консерватории по заявке Г. Р. Тараевой были получены гранты на поддержку актуальных проектов научной работы: 2002 – Губернатора РО, 2003 – РГНФ, 2004 – МК РФ на фестиваль Ростовские премьеры.
Ведёт учебные дисциплины: анализ музыкальных произведений, современные дидактические технологии, психологию музыкальной деятельности, историю исполнительского искусства и теорию интерпретации. Серьезная эрудиция, оригинальность мышления, блестящий лекторский стиль и педагогическая яркость всегда привлекали в ее класс много молодежи. При всей широте тем дипломных и диссертационных работ, выполненных под ее руководством, их отличает концептуальное единство научных идей и методологии, что позволяет говорить о самостоятельной научной школе. Свыше 70 выпускников класса трудятся во всех звеньях профессионального музыкального образования, успешно занимаются просветительством и журналистикой. Восемь из них работали и работают в нашем вузе: Е. Ю. Гасич, И. П. Дабаева, Н. М. Диденко, В. Г. Коваленко, Ю.Г. Кинус, А. В. Крылова, Н. В.Чаленко, И. М. Шабунова. Под научным руководством Г.Р. Тараевой защищено пятнадцать кандидатских диссертаций.
Активная научная деятельность связана с теорией музыкального языка – в Москве издана монография о семантике, получившая широкий отклик в научных кругах страны. В сборниках, в том числе, по материалам многочисленных международных конференций опубликовано множество статей, в которых музыкальный язык рассмотрен как коммуникативный культурный код. Разработаны теоретические основания значения, смысла и символа, описаны семантические фигуры в языке европейской музыки XVII-XIX веков, связи музыкального языка с речевыми этикетами.
Значительное место в научной работе и педагогике занимают проблемы современного исполнительства, нашедшие отражение в статьях о режиссуре в современном оперном театре, о музыке в визуальной и информационной среде, о смене парадигмы слушательского восприятия, о теории анализа интерпретации.
С начала 2000-х научные и дидактические интересы тесно связаны с информационной культурой и компьютером; серия книг и статей по использованию компьютера в музыкальных учебных заведениях, среди которых монография «Компьютер и инновации в музыкальном обучении» (Классика-XXI, М., 2007).
Обширная география мастер-классов по стране: Петрозаводск, Петербург, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Саратов, Тамбов, Уфа, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Петропавловск Камчатский.
В 2005 организовала кафедру инновационной музыкальной педагогики (в 2015 реорганизована в Лабораторию), которой осуществлялись новые разработки ряда учебных дисциплин: современные дидактические технологии, музыкальная педагогика с компьютером, электронные методические ресурсы, классическая музыка в информационной культуре. Организатор международных конференций по информационной культуре, конкурсов дидактических медиапроектов студентов музыкальных вузов и учеников ДМШ. Многочисленные КПК в РГК для учителей ДМШ и общеобразовательных школ.
С 1981 – член Союза комп. СССР РФ. Многие годы работала лектором музыковедом в Ростовской филармонии, в том числе, более двадцати лет с ансамблем камерной музыки «Камерата»; активно сотрудничала с городскими СМИ в освещении музыкальной жизни Ростова.
Член диссертационного совета РГК со дня его основания.
Научная деятельность связана с теорией музыкального языка – в Москве издана монография о музыкальной семантике. В сборниках, в т. ч., по материалам международных конференция опубликованы статьи, в которых музыкальный язык рассмотрен как коммуникативный культурный код. Разработаны теоретические основания значения, смысла и символа, описаны семантические фигуры в языке европейской музыки XVII-XIX веков, связи музыкального языка с речевыми этикетами. Исследует проблемы современного исполнительства, нашедшие отражение в статьях о режиссуре в современном оперном театре, музыке в визуальной и информационной среде, смене парадигмы слушательского восприятия, теории анализа интерпретации.
С начала 2000-х научная и дидактическая деятельность связана с информационной культурой и компьютерными технологиями; издана серия книг и статей по использованию компьютера в музыкальных учебных заведениях, среди которых монография «Компьютер и инновации в музыкальном обучении» (Классика-XXI, М., 2007).
Проводит мастер-классы в городах России: Петрозаводск, Петербург, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Саратов, Тамбов, Уфа, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Петропавловск Камчатский. Проводит КПК в РГК для учителей ДМШ и общеобразовательных школ.
Организатор международных конференций по информационной культуре, конкурсов дидактических медиапроектов студентов музыкальных вузов и учеников ДМШ.
С 1981 – член СК СССР (ныне — СК РФ). Работала лектором-музыковедом в Ростовской филармонии, в том числе, более двадцати лет с ансамблем камерной музыки «Камерата»; сотрудничала с городскими СМИ в освещении музыкальной жизни Ростова.