РГК - Тараева Г. Р.
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Тараева Галина Рубеновна

Доктор искусствоведения

Профессор



Биография

Тараева Галина Рубеновна (р. 12 февраля 1945, Ростов-на-Дону) – музыковед, педагог. Доктор иск. (дисс. «Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации», РГК им. С. В. Рахманинова, 2013). Профессор (2002).

Окончила Ростовское муз. училище (1963), Московскую государственную консерваторию по классу проф. И. В. Нестьева (1968); завершила образование в аспирантуре ВНИИ искусствознания (1975) с годичной стажировкой в Институте музыкознания Варшавского университета (рук. – проф. Зофья Лисса). В 1977 защитила кандидатскую диссертацию, посвященную польской послевоенной музыке.

Работает в РГК с 1968 преподавателем кафедры теории музыки и композиции. 1976–1985 – заведующая кафедрой теории музыки и композиции. В 1981–1985 и 2000–2002 – занимала пост проректора по научной работе. С 1990 по 1992г. работала депутатом городского Совета, заместителем мэра города по образованию и культуре.

Впервые в истории консерватории по заявке Г. Р. Тараевой были получены гранты на поддержку актуальных проектов научной работы: 2002 – Губернатора РО, 2003 – РГНФ, 2004 – МК РФ на фестиваль Ростовские премьеры.

Ведёт учебные дисциплины: анализ музыкальных произведений, современные дидактические технологии, психологию музыкальной деятельности, историю исполнительского искусства и теорию интерпретации. Серьезная эрудиция, оригинальность мышления, блестящий лекторский стиль и педагогическая яркость всегда привлекали в ее класс много молодежи. При всей широте тем дипломных и диссертационных работ, выполненных под ее руководством, их отличает концептуальное единство научных идей и методологии, что позволяет говорить о самостоятельной научной школе. Свыше 70 выпускников класса трудятся во всех звеньях профессионального музыкального образования, успешно занимаются просветительством и журналистикой. Восемь из них работали и работают в нашем вузе: Е. Ю. Гасич, И. П. Дабаева, Н. М. Диденко, В. Г. Коваленко, Ю.Г. Кинус, А. В. Крылова, Н. В.Чаленко, И. М. Шабунова. Под научным руководством Г.Р. Тараевой защищено пятнадцать кандидатских диссертаций.

Активная научная деятельность связана с теорией музыкального языка – в Москве издана монография о семантике, получившая широкий отклик в научных кругах страны. В сборниках, в том числе, по материалам многочисленных международных конференций опубликовано множество статей, в которых музыкальный язык рассмотрен как коммуникативный культурный код. Разработаны теоретические основания значения, смысла и символа, описаны семантические фигуры в языке европейской музыки XVII-XIX веков, связи музыкального языка с речевыми этикетами.

Значительное место в научной работе и педагогике занимают проблемы современного исполнительства, нашедшие отражение в статьях о режиссуре в современном оперном театре, о музыке в визуальной и информационной среде, о смене парадигмы слушательского восприятия, о теории анализа интерпретации.

С начала 2000-х научные и дидактические интересы тесно связаны с информационной культурой и компьютером; серия книг и статей по использованию компьютера в музыкальных учебных заведениях, среди которых монография «Компьютер и инновации в музыкальном обучении» (Классика-XXI, М., 2007).

Обширная география мастер-классов по стране: Петрозаводск, Петербург, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Саратов, Тамбов, Уфа, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Петропавловск Камчатский.

В 2005 организовала кафедру инновационной музыкальной педагогики (в 2015 реорганизована в Лабораторию), которой осуществлялись новые разработки ряда учебных дисциплин: современные дидактические технологии, музыкальная педагогика с компьютером, электронные методические ресурсы, классическая музыка в информационной культуре. Организатор международных конференций по информационной культуре, конкурсов дидактических медиапроектов студентов музыкальных вузов и учеников ДМШ. Многочисленные КПК в РГК для учителей ДМШ и общеобразовательных школ.

С 1981 – член Союза комп. СССР РФ. Многие годы работала лектором музыковедом в Ростовской филармонии, в том числе, более двадцати лет с ансамблем камерной музыки «Камерата»; активно сотрудничала с городскими СМИ в освещении музыкальной жизни Ростова.

Член диссертационного совета РГК со дня его основания.

Научная деятельность

Научная деятельность связана с теорией музыкального языка – в Москве издана монография о музыкальной семантике. В сборниках, в т. ч., по материалам международных конференция опубликованы статьи, в которых музыкальный язык рассмотрен как коммуникативный культурный код. Разработаны теоретические основания значения, смысла и символа, описаны семантические фигуры в языке европейской музыки XVII-XIX веков, связи музыкального языка с речевыми этикетами. Исследует проблемы современного исполнительства, нашедшие отражение в статьях о режиссуре в современном оперном театре, музыке в визуальной и информационной среде, смене парадигмы слушательского восприятия, теории анализа интерпретации.

С начала 2000-х научная и дидактическая деятельность связана с информационной культурой и компьютерными технологиями; издана серия книг и статей по использованию компьютера в музыкальных учебных заведениях, среди которых монография «Компьютер и инновации в музыкальном обучении» (Классика-XXI, М., 2007).

Проводит мастер-классы в городах России: Петрозаводск, Петербург, Краснодар, Ставрополь, Астрахань, Саратов, Тамбов, Уфа, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Якутск, Сургут, Петропавловск Камчатский. Проводит КПК в РГК для учителей ДМШ и общеобразовательных школ.

Организатор международных конференций по информационной культуре, конкурсов дидактических медиапроектов студентов музыкальных вузов и учеников ДМШ.

С 1981 – член СК СССР (ныне — СК РФ). Работала лектором-музыковедом в Ростовской филармонии, в том числе, более двадцати лет с ансамблем камерной музыки «Камерата»; сотрудничала с городскими СМИ в освещении музыкальной жизни Ростова.

Основные публикации
    Монографии
  • Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1–3. Ил., CD. – М.: Классика-XXI, 2007. – 380 с. (23 п. л.).
  • Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации. – М.: Арт-транзит, 2012. – 240 с. (15 п. л.).
  • Учебное пособие
  • Теория и история музыки. Раздел 3. / История искусств. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по гуманитарным специальностям и направлениям. М.: Кнорус, 2010.
  • Статьи в сборниках
  • Общие проблемы теории музыкального языка. Система музыкального языка / Музыка. Обзорная информация. Вып. 1. – М.: Гос. библиотека им. В. И. Ленина, 1988.
  • Проблемы теории музыкальной семантики / Музыка. Обзорная информация. Вып. 2. – М.: Гос. библиотека им. В. И. Ленина, 1988.
  • О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры. Сб. трудов. Вып. 106. – М.: МГМПИ им. Гнесиных, 1989.
  • О соотношении грамматической и семантической ориентации обучения в классе специального инструмента // Проблемы музыкального воспитания. – Ростов н/Д, 1989.
  • Историко-стилевая ориентация курса анализа музыкальных произведений // Преподавание музыкально-теоретических дисциплин в историко-стилевом аспекте. Сб. трудов, вып. 120. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1991.
  • Сведения или навыки? (методические заметки о курсе анализа) // Музыкальная педагогика в идеях и лицах. – Ростов н/Д: РГМПИ, 1992.
  • Христианская символика в музыкальном языке // Музыкальное искусство и религия. – М.: ГМПИ им. Гнесиных – РГК им. С. В. Рахманинова, 1994.
  • О перспективах информационного подхода в изучении системы музыкального языка //Динамика процессов в природе, обществе и технике: информационные аспекты. Материалы международной научной конференции. Ч. 1. – Таганрог: ТРТУ, 2003.
  • Музыкальный язык в свете теоретических проблем музыкальной коммуникации // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика. – Ростов н/Д: РГК, 2004.
  • Содержание музыки и музыкальная семантика в историко-культурной динамике // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.
  • Тестирование и тренинг в музыкально-теоретических дисциплинах (традиционные и электронные формы) // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика. – Ростов н/Д: РГК, 2004.
  • Содержательный анализ интерпретации и система семантики исполнительских средств // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Уфа: РИЦ УГАИ, 2004.
  • Старинная музыка: аутентичный стиль и интерпретация //Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РГК, 2004.
  • Артикуляция в инструментальной музыке // Старинная музыка сегодня: Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2004.
  • Инновационные направления в музыкально-теоретическом обучении // Южно-российский музыкальный альманах – 2004. Ростов н/Д: РГК, 2005.
  • Интерпретация музыкального содержания как культурная конвенция // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. – Ростов н/Д: РГК, 2006.
  • Компьютер в тестировании и тренировке музыкального слуха // Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика. – Ростов н/Д: РГК, 2006.
  • Музыкальный слух как научный и дидактический объект (инновационные поиски в практической методике) // Памяти М. А. Этингера: Сборник научных статей. Вып. II. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
  • Теория музыкальной семантики: актуальные подходы // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч. 1. – Астрахань: ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.
  • Информационные технологии и музыкальная педагогика // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2008, № 1 (2).
  • Теория анализа интерпретации: современные подходы // III Международная конференция «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европе в XXI веке. Состояние и перспективы» – СПб: Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2008.
  • Музыкальное образование в контексте современной модели музыкальной культуры // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2008, № 2 (3).
  • «Интонационные словари» как проблема музыкальной науки // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2009. № 2 (5).
  • «Если захочет барин» или Креативный компьютер в теоретических предметах // Как обучать музыке одаренных детей. М.: Классика-XXI, 2010.
  • Режиссер в современном оперном театре //Оперный театр: вчера, сегодня, завтра. – Ростов н/Д: РГК, 2010.
  • Исполнитель в современной культуре: смена парадигмы восприятия // Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: образование, творчество, управление карьерой. Ростов н/Д: РГК, 2011.
  • Камерные концерты академической музыки в визуально ориентированной среде культуры // Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики. Ростов н/Д: РГК, 2011.
  • К теории музыкальной семантики: значение, смысл, символ // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2012. № 1.
  • Музыкально-речевые системы как объект теории музыкальной семантики // Мир науки, культуры, образования. 2012, № 1 (32).
  • Музыкальный язык как коммуникативный культурный код // Теория и практика общественного развития. 2012 № 2.
  • Семантические фигуры скорби в языке европейской музыки XVII-XIX вв.// Проблемы музыкальной науки. 2012 № 1 (10).
  • Медиатексты как творческие формы в музыкальном обучении // Материалы межд. научн. конф. Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. М.: Российский институт культурологии, 2012.
  • Системы знаков в музыкальной культуре: картины и метаморфозы // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Астрахань, 2013.
  • Современные технологии в музыкальной педагогике: инерция, традиция или экстрим? // Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество. – Ростов н/Д: РГК, 2013.
  • Форматы «seriа» и «buffa» в современной практике исполнения классической музыки // Экспериментальные формы современного музыкального искусства. – Ростов н/Д: РГК, 2015.
  • Развитие личности как дидактическая технология в музыкальном вузе // Мы все в заботе постоянной… Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. – М.: Канон+, 2015.
  • Кафедра теории музыки и композиции: наука и творчество, учителя и ученики // Страницы истории научных и творческих школ Ростовской консерватории: диалог поколений. – Ростов н/Д: издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2017. – С. 75–94.
  • Малер сегодня – проблемы восприятия симфоний (в соавторстве с Дядченко М. С.) // Южно-Российский Музыкальный Альманах 2017 № 3 (28). – Ростов н/Д: изд-во РГК им. С. В Рахманинова.
  • Видео проект в музыкальном обучении как творческая форма // Сб. статей.: Таганрог: Изд-во ин-та имени А. П. Чехова, 2017.
  • Музыкальное обучение: инновации виртуальные и реальные // Музыкальное образование в XXI веке. Преподавание в области электронного музыкального творчества. Сб. статей по материалам Международной научно-методической конференции 17-18.09.2017 г. – М.: Искусство и образование, 2018. – С. 23–29.
  • Сomputer music and problems of musicology // «Communications in Computer and Information Science» – «Springer» («Коммуникации в области компьютерных и информационных наук» изд-ва Шпрингера).
  • Музыкальное обучение: инновации виртуальные и реальные // Музыкальное образование в XXI веке. Преподавание в области электронного музыкального творчества. Сб. статей по материалам Международной научно-методической конференции 17-18.09.2017 г. – М.: Искусство и образование, 2018. – С. 23–29.
  • Развивающие методики в музыкальном обучении // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции – Таганрог: Таганрогский институт имени А. П. Чехова, 2018. – С. 166–174.
  • Донские армяне в Ростовской консерватории – этический ракурс идентичности // Культурная жизнь Юга России: Социальная память. Актуализация. Модернизация: материалы III Международной научно-практ. конференции (Краснодар, 18–19 октября 2018 г.). – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2018. – С. 335-341.
  • Семантические фигуры христианской символики в музыкальном языке // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3. Том 1. Майкоп: Магарин О. Г., 2018. – С. 532-555.
  • Современная музыкальная культура в студенческих научных работах// Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Материалы III Международной научно-практической конференции 12 апреля 2019 г – Ростов н/Д.: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – С. 387–392.
  • Мультимедиа в современной культуре и музыкальном обучении// Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре. Сборник трудов международной научной конференции 11-15 апреля 2019 г. Том 1. Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова. С. 141–152.
  • Музыкальный мотив как семантическая единица // Семантические фигуры христианской символики в музыкальном языке. Компьютерная музыка и теоретические проблемы музыкального языка. ЮРМА 2019, № 4. – С. 92–98.
  • Формы работы над исполнительской интерпретацией в специальных классах музыкального вуза // Проблемы преподавания музыкально-исторических дисциплин. Сб. статей. Вып. XI. – Краснодар: изд-во КГИК, 2020.
  • Исторический контекст вокальной интерпретации (совместно с Горбенко Т. С.) // Культурная жизнь Юга России 2020 № 1 (76). К юбилею Ростовского диссертационного совета: обзор научных исследований в начале XXI века прогнозы и перспективы // Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории: сб. статей. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2020.
  • Исполнительская интерпретация в контексте интонационно-речевых регламентов // ЮРМА 2020, № 2. – С. 128–135.