Является ли музыка частью мирового информационного пространства? Безусловно! Также, как и литература, и киноискусство, живопись, поэзия, театр. Глобальные сети Интернета открывают для нас невиданные доселе возможности пользования беспредельными потоками информации. Однако легкость и комфорт оперативной доступности любых сведений и накопленных человечеством знаний еще не гарантируют такой же легкости развития универсально образованной, неповторимой личности. Музыка, как и другие виды искусства, способствует «информатизации» духа, является той частью информационного поля, которое направлено на духовное обогащение, нравственное совершенствование человека.
Инициатива Ростовской консерватории, объединившая все лучшие творческие музыкальные силы Ростова, направлена прежде всего на эти цели. Нас поддержали выдающиеся композиторы современности, прибывшие к ростовчанам в гости. Главное содержательное условие фестиваля – премьерность исполняемых в Ростове сочинений. «Ростовские премьеры» позволят сейчас и в будущем открывать нашим слушателям многие шедевры современной музыки, приобщаться к безграничному пространству современного звукового мира. В добрый путь, фестиваль «Ростовские премьеры»!
Автор проекта, Президент фестиваля, ректор Ростовской консерватории, народный артист России, профессор
Александр Степанович
Данилов
Юг России славится праздничными акциями. Фестивали искусств превращаются в подлинно всенародное торжество. Радует, что люди хотят праздников и создают их, вкладывая душу, яркую творческую фантазию и энергию.
Браво музыкантам! Вы задумали показать красочную палитру современного музыкального академического искусства. Многие произведения впервые прозвучат в столице Южного федерального округа - г. Ростове-на-Дону. Может быть, они ошеломят своей новизной, покажутся непростыми, но, несомненно, принесут неожиданную радость открытия, познания мира и себя.
Приветствую высоких гостей, которые дали согласие посетить фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры». Добро пожаловать в южную столицу, богатую самобытными талантами!
От души желаю участникам, организаторам и гостям фестиваля мира, добра, здоровья, счастья и благополучия в ваших домах и нашем многонациональном доме – России.
Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
С. Н. Епифанцев
Сердечно приветствую участников и гостей фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры».
Донской край на протяжении веков славится своей самобытной музыкальной культурой. Много замечательных имен наших земляков вписано в ее историю.
Сохраняя прекрасные традиции, музыканты нашей области вносят весомый вклад в формирование российской культуры и искусства.
Международный фестиваль «Ростовские премьеры» станет еще одним ярким событием в мире музыки, подтвердит статус столицы Донского края как крупнейшего культурного центра Юга России.
Сегодняшний фестиваль ознакомит зрителей с новинками выдающихся композиторов современности, порадует высоким мастерством талантливых исполнителей, продемонстрирует мощный творческий потенциал музыкантов г. Ростова-на-Дону.
Успехов и удач организаторам, исполнителям и гостям фестиваля!
Глава Администрации (губернатор) Ростовской области
В. Ф. Чуб
Дорогие друзья!
Сердечно приветствую в нашем городе участников фестиваля современной музыки «Ростовские премьеры».
Город Ростов-на-Дону, гостеприимный и богатый традициями, всегда был источником высокого творческого вдохновения.
Сегодня и классическая и современная музыка востребована слушателями самых разных возрастов.
Неизменный интерес у ростовской публики вызывают концерты Ростовского государственного академического симфонического оркестра, оперные и балетные постановки Ростовского государственного музыкального театра.
Ростовчане помнят проводившийся в 1994 году фестиваль «Русское передвижничество», который представил совместно с дирекцией Академии музыки 26 ежедневных музыкальных проектов в течение одного месяца.
Уверен, что фестиваль «Ростовские премьеры», инициатором которого выступила Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, принесет радость общения не только с произведениями ростовских композиторов, но и с известными композиторами современности и их музыкальными произведениями, никогда до этого не звучавшими в нашем городе.
Несомненно, фестиваль станет незабываемой страницей в концертно-музыкальной жизни города Ростова-на-Дону и событием в музыкальной культуре общероссийского масштаба.
Искренне желаю всем участникам фестиваля достижения высоких вершин исполнительского мастерства и несмолкающих аплодисментов благодарных слушателей.
Мэр города Ростова-на-Дону
М. А. Чернышев
«Когда-то, в начале 60-х, в Ростове проводились исключительно представительные форумы современной музыки - с премьерами и высокими гостями, именитыми композиторами и известными исполнителями. Очень радостно, что замечательные традиции возвращаются... При этом демонстрируется богатый потенциал ростовских музыкантов».
Председатель правления СК России
Владислав Казенин
«Еще не забыта горечь 90-х, когда казалось - мы мало кому нужны. Но внутренний огонь творчества можно погасить только вместе с жизнью. Сегодня душа оттаивает, оживают надежды... Мы верим: придут наши слушатели».
Председатель правления РО СК России
Юрий Машин
«Когда-то мы приспособимся к рынку в высоком искусстве?! Живем скудно, слушатели бедны. Бедны и концертные залы - нет средств приглашать звезд. И в этой ситуации честь и хвала ростовским композиторам и музыкантам. Они своим творчеством зажигают сердца слушателей, пытаются сделать для Ростова нечто невероятное».
Директор, художественный руководитель Ростовской областной филармонии
Федор Ищенко
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий
Родился в 1935 г. В 1963 г. окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции И. Туския. С 1971 г. более 20 лет занимал пост музыкального директора Тбилисского театра им. Шота Руставели. В 1976 г. за Четвертую симфонию был удостоен Государственной премии СССР. Уже в 70-е гг. музыка композитора приобрела известность и завоевала горячих поклонников во всей большой и многонациональной стране.
В родной Республике Грузия премьеры симфоний становились значительными культурными событиями, как и премьеры спектаклей главного режиссера театра им. Шота Руставели Роберта Стуруа, где музыка играла важнейшую роль. Результатом работы дуэта Канчели – Стуруа стала опера «Музыка для живых» (1982–1984). Одновременно Г. Канчели писал музыку для кинофильмов Г. Данелия, Г. Шенгелая, в жанре мюзикла, для театральных постановок других режиссеров. В 1986 г. была написана Седьмая симфония «Эпилог», в 1989 знаменитая Литургия «Оплаканный ветром» для альта и оркестра, посвященная памяти музыковеда Гиви Орджоникидзе. В связи с известными политическими событиями в Грузии и СССР, Г. Канчели с 1991 г. постоянно проживает в Западной Европе – Германии, затем Бельгии. В последние годы много бывает в России, продолжает работать в жанре музыки для театра с российскими режиссерами.
Сочинения композитора исполняли выдающиеся музыканты - Юрий Башмет, Мстислав Ростропович, Джансуг Кахидзе, Гидон Кремер, Деннис Русселл Девис, «Kronos Quartet». Среди сочинений последних лет «Diplipito» для виолончели, контратенора и камерного оркестра, фортепианный квартет, «Stix» для альта, большого хора и оркестра.
«Человек должен уметь не переставать радоваться прекрасному и находить его вокруг себя. Перечислить людей, музыка которых приносит эту радость, не трудно. Трудно не походить на них в своем творчестве. Даже не трудно, а почти невозможно».
В концертной программе фестиваля: Четвертая симфония в переложении для оркестра народных инструментов, Шестая симфония, «Ночные молитвы» для струнного квартета, «Time and Againe» для скрипки и фортепиано. «Rag Gidon Time» для скрипки и фортепиано.
Народный артист Украины, лауреат премий им. Сергея Кусевицкого, им. Тараса Шевченко
Родился в 1937 г. Окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Н. Лятошинского (1963). Уже к середине 60-х четко обозначилась ориентация композитора на «авангардизм». Весь спектр авангардных средств реализован в Третьей симфонии («Эсхатофония»), «Мистерии» для альтовой флейты и ударных, «Элегии» для фортепиано. В значительной степени экстравагантный облик произведений В. Сильвестрова обусловлен приемами инструментального театра («Драма» для скрипки, виолончели и фортепиано, «Медитация» для виолончели и камерного оркестра). Новым этапом эволюции композитор называет обращение к «метафорическому» стилю в русле нового традиционализма и неоромантизма, воспринятое радикалами как измена идеалам авангарда - «Китч-музыка» для фортепиано, вокальный цикл «Тихие песни», а также кантаты и вокальные циклы на стихи классических поэтов.
Несмотря на то, что творческий путь В. Сильвестрова сопровождался острой полемикой, его музыка завоевала широчайшее признание отечественного и зарубежного слушателя. Произведения с большим успехом исполнялись в США, Англии, Голландии, Финляндии, Германии, издаются крупнейшими европейскими и американскими издательствами, такими как «Hans Sikorski», «Busy and Hocks», «G. Schirmer», «Music Farser», «Ricordi», «Universal Edition», «Novel Society», «Peters».
В концертах фестиваля исполняются: Пятая симфония (1980-1982), Постлюдия для фортепиано с оркестром (1984), «Мистерия» для альтовой флейты и ударных (1964), сочинения для фортепиано - Пять пьес (1961), Соната № 3 (1979), «Китч-музыка» (1977), «Вестник - 1997 (1996-1997), фрагменты из вокального цикла «Тихие песни».
Народный артист России, лауреат всероссийских и международных конкурсов, лауреат премии им. А. В. Александрова
Родился в 1937 г. в Кирове. Окончил Уральскую государственную консерваторию по классу композиции Н. М. Хлопкова (1960) и по классу фортепиано Е. В. Ваулина (1961), в которой начал преподавать теоретические дисциплины. С 1966 г. - ответственный секретарь Уральской композиторской организации, затем работает в Московском и Российском отделениях Союза композиторов, с 1990 г. - председатель правления СК России. Композитора одинаково увлекают как массовые, так и академические жанры: «Смена жанра помогает полнее ощутить жизнь, ее многообразие», - утверждает автор. В стилистике В. Казенина ощутимы традиции И. Стравинского, С. Прокофьева. Среди его сочинений - симфоническая музыка, вокальные циклы на стихи отечественных и зарубежных поэтов, инструментальные пьесы.
Яркий творческий потенциал В. Казенина проявился в создании музыки к двенадцати спектаклям. «Не мыслю своей работы композитора без самого тесного сотрудничества, соавторства с поэтами, исполнителями, режиссерами театра и кино» - один из творческих принципов композитора. Его многочисленные мюзиклы, музыкальные комедии годами не сходят с театральных подмостков. Много и плодотворно композитор работает в кино (исключительный по популярности фильм - «Здравствуйте, я ваша тетя»).
«Творческая ситуация в современном мире характеризуется напряжением взаимодействия глобалистских универсалий и стремлением сохранить индивидуальное и национальное в конечном содержании творческого усилия. Главным в жизни и творчестве... считаю неразрывную духовную связь с родной культурой, традицией, духовную общность со своим поколением».
В концертах фестиваля исполняется симфоническая Сюита из балета «Песнь про купца Калашникова».
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор
Родился в 1925 г. В 18 лет ушел на фронт. Воевал во взводе разведки Первого Белорусского фронта, освобождал Польшу и дошел до Берлина. За боевые заслуги награжден несколькими орденами и медалями, в том числе: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».
Учился в Московской консерватории на композиторском и фортепианном факультетах у Н. Я. Мясковского, В. В. Софроницкого, Н. П. Ракова, Е. К. Голубева, Е. О. Месснера. В 1956 г. окончил аспирантуру под руководством А. И. Хачатуряна. В течение многих лет был Секретарем Союза композиторов СССР.
Композитором создано большое количество сочинений во всех академических жанрах: восемь симфоний, концерты для оркестра и солирующих инструментов, два балета, кантаты, сюиты, увертюры. Основные стилевые ориентиры А. Эшпая - классическая линия русского симфонизма, марийский фольклор и классический джаз. Композитором написано много музыки для кино и театральных постановок, а также большое количество песен, любимых широкими массами слушателей.
«Я - композитор. Но заслуг моих в этом нет. Это природа. И моя задача справиться с тем внезапно пришедшим волшебством, которое провидение нам иногда милостиво предоставляет. К этому всякий художник должен относиться с очень большой бережностью, со страхом, чтобы суметь осуществить данное ему свыше».
В концертах фестиваля впервые в Ростове исполняются: Восьмая симфония, Концерт для оркестра, солирующей трубы, вибрафона, контрабаса, фортепиано и ударных и Сюита из балета «Ангара» в переложении для оркестра народных инструментов.
Народный артист России, лауреат Государственных премий, премий «Оскар», «Ника»
Родился в 1937 г. Окончил Московскую консерваторию (1960); педагоги по композиции - Ю. А. Шапорин и Н. Н. Сидельников. Работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука, с 1966 г. - в Московской студии электронной музыки, основанной и возглавленной инженером-изобретателем в области электроники Е. А. Мурзиным. Организатор и президент советской Ассоциации электроакустической музыки в рамках Интернациональной конфедерации при UNESCO (1990), Э. Артемьев - первопроходец на пути электронной музыки. Композитор исследует звук, его природу, возможности - как ученый, и творит новые звуковые структуры с помощью новейшей техники - как художник. Результатом его творческих поисков являются многочисленные электронные композиции, в равной мере взаимодействующие и с академическими жанрами, и с рок-культурой.
Композитор известен также своей музыкой к фильмам А. Тарковского, Н. Михалкова, А. Кончаловского. На последнем Московском международном кинофестивале награжден премией «За выдающийся вклад в мировой кинематограф». Сочинения его звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии.
«Электроника - это могучая технология, которую нужно знать, если хочешь владеть звуком... До сих пор 99 % музыкантов не понимают, что такое компьютерная технология. Каким невероятным, потрясающим средством выразительности она может оказаться в руках композитора. Раньше ему было достаточно рояля, оркестра, теперь этого мало. Поэтому необходимы радикальные перемены... Общие, глобальные как для композиторов, так и для слушателей».
В концертах фестиваля прозвучит оркестровая сюита «Океан-Солярис».
Родился в 1947 г. В 1971 г. закончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу композиции (А. И. Хачатурян) и истории музыки (К. К. Розеншильд), аспирантуру Ленинградской консерватории по специальности «история зарубежной музыки» (научный руководитель - Г. Т. Филенко, 1978).
Композитор пишет в самых разнообразных, в том числе сугубо нетрадиционных, жанрах: «Лирические отступления» для группы солирующих виолончелей и оркестра, Sublimations для оркестра, Balletto для дирижера и ансамбля музыкантов, Kammervaritionen для 13 исполнителей (по рассказу А. П. Чехова «Спать хочется»), Cantus Figuralis для двенадцати саксофонов, «Бранденбургский концерт» для флейты, гобоя, скрипки, струнного оркестра и клавесина, «В созвездии Гончих псов» для трех флейт и магнитофонной ленты.
В. Екимовский исповедует остросовременный стиль: «...как раз в наше время, как я понимаю, поставангард - это смешение всего, чего угодно, со всем. И это одна из ключевых примет нашей эпохи, и это название, которое определяет нашу эпоху». Музыка композитора звучала на международных фестивалях в Загребе, Варшаве, Лондоне, Дуйсбурге, Франкфурте-на-Майне, Москве. Многие сочинения написаны по заказам известных солистов и коллективов (Гарри Спаарнай, Международный ансамбль саксофонов Жан-Мари Лондейкса, «Ensemble Modem» из Германии).
В. Екимовский - кандидат искусствоведения (1983), автор многочисленных статей о современной музыке, первой отечественной монографии об Оливье Мессиане (М.: «Советский композитор», 1987). Под редакцией В. Екимовского вышло в свет несколько томов Собрания сочинений Д. Шостаковича.
В концертной программе фестиваля: Концерт для скрипки с оркестром «Attalea princeps», струнный квартет «Schwanengesang»,Траурный марш-Соната для фортепиано, композиции для клавесина и чембало.
Родился в 1955 г. Окончил Московскую консерваторию в классе композиции М. И. Чулаки (1984), аспирантуру у Э. В. Денисова (1990). Поворотным пунктом в творческой биографии стал 1989 год, когда композитор представил свое произведение «Ave Maria» на конкурс хоровых сочинений имени Гвидо д'Ареццо и получил первую премию.
Ю. Каспаров сочиняет в различных жанрах и для различных составов, включающих как академические, так и электроинструменты. Этапными сочинениями он называет симфонию «Герника» (1984), «Linkos» (секвенция для оркестра - 1989), «Ave Maria» (1989), монооперу «Nevermore» (1992). Круг музыкальных ориентиров композитора - И. С. Бах, венские и нововенские классики (среди сочинений Ю. Каспарова - Эпитафия Альбану Бергу для гобоя, арфы, скрипки и ударных, трио Schoenberg's Space).
Ю. Каспаров - основатель и художественный руководитель Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ, 1990 г.). На крупнейших международных фестивалях этот коллектив представляет музыкальный авангард Москвы. В числе заказчиков Ю. Каспарова - французские издательства Les Editions du Chant du Monde и Gerard Billaudaut, немецкие Hans Sikorski и Parow'sche Musicalien. Среди исполнителей его музыки - МАСМ, «Ансамбль Модерн», Николас Кокс (кларнет), Ричард Шоу (фортепиано), Джеффри Лаймн (фагот).
«Я приветствую любое движение, расширяющее наши представления о музыке». И в этом смысле я люблю, так сказать, авангард всех времен: Айвза, Кейджа. Пусть продукт авангарда не всегда имеет отношение к искусству. У авангардистов, собственно, и цель другая - открытие нового приема. Поэтому чисто авангардные сочинения быстро забываются, но само открытие остается».
В концертах фестиваля исполняются: Симфония № 3 «Экклезиаст», «Свет и тень. Сопоставление» для камерного ансамбля.
Родился в 1955 г. Окончил Московскую консерваторию (1978) и аспирантуру (1980), где учился у Н. Н. Сидельникова и Э. В. Денисова по композиции, у Ю. Н. Холопова по теоретическим дисциплинам. Композитор участвует в деятельности Ассоциации Современной Музыки, преподает в Московской консерватории (композиция, гармония). В. Тарнопольский - организатор ансамбля «Студия Новой Музыки», а также Центра Современной Музыки Московской консерватории. В 1994 г. предложил и осуществил проект ежегодного Международного фестиваля авангардной музыки «Московский Форум». Началом творческой карьеры композитора стало исполнение Г. Рождественским Виолончельного концерта (1982).
Большинство сочинений В. Тарнопольского имеют программные заголовки - «Кассандра» для камерного ансамбля, «Jesu, deine tiefen Wunden» для камерного оркестра, фортепианное трио «Tpoicтi музики», «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано и другие. Композитором написаны оперы «Три грации», «Ох, эти русские, или Волшебный напиток», «Когда время выходит из берегов» (по мотивам пьес А. П. Чехова).
Музыка В. Тарнопольского исполняется на крупнейших международных музыкальных фестивалях современной музыки Европы и США. Сочинения композитора были удостоены множества различных премий, среди которых премия им. Дмитрия Шостаковича (Россия, 1991 г.) и премия им. Пауля Хиндемита (Германия, 1991 г.).
«Я понимаю постмодернизм, в первую очередь, как большую свободу и непредвзятость в плане выбора средств и сочинения идей. Для постмодернистского мышления характерен отход от какого-либо единственно верного «дистилированного стиля» в сторону более открытого взгляда на мир».
В концерте фестиваля прозвучит «Кассандра» для камерного оркестра.
Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории
Родился в 1945 г. Выпускник Ростовской консерватории по классу композиции профессора Л. П. Клиничева (1971). Окончил аспирантуру Московской консерватории под руководством профессора С. А. Баласаняна (1974). С 1981 по 1988 гг. - ректор Ростовской консерватории. Автор свыше 50 сочинений. В их числе: две симфонии, четыре концерта, четыре симфонических поэмы, оратория, кантаты, камерная, хоровая, вокальная, инструментальная музыка. Большую известность приобрели сочинения композитора для русских народных инструментов (концерты, сонаты, сюиты для баяна и балалайки), представленные в программах международных конкурсов, записанные на пластинки, диски, изданные в России и за рубежом.
В концертах фестиваля прозвучат: Симфония № 2, Камерная симфония, Концерт для балалайки с оркестром, Камерное трио, «Испанские картины» для флейты и баяна.
Заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Ростовской консерватории, профессор
Родился в 1943 г. Окончил Харьковский институт искусств по композиции в классе профессора В. Т. Борисова, по дирижированию в классе профессора A. А. Мирошниковой. В 1975-1989 гг. возглавлял Ростовскую организацию Союза композиторов России. Сегодня сочинения B. Красноскулова представлены в программах ведущих коллективов и исполнителей, отмечены премиями семи творческих конкурсов. Среди произведений композитора - оратория «Человек», три симфонические увертюры и поэма, семь кантат, три инструментальных концерта, шесть хоровых и двенадцать камерно-вокальных циклов (в том числе - «Россия, рябина», «Я люблю человеческий голос», «Ответный звук», «На назначенное свиданье опоздаю», «Элегии и капричос»), камерно-инструментальная музыка.
В программе фестиваля - авторский концерт из хоровых произведений В. Красноскулова.
Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории
Родился в 1938 г. Выпускник Ташкентской консерватории (класс композиции профессора Б. И. Зейдмана). Окончил аспирантуру Московской консерватории по классу профессора С. А. Баласаняна (1966). С 1989 по 2000 гг. возглавлял Ростовское отделение Союза композиторов России. Жанровый диапазон творчества композитора очень широк. Его сочинения звучали на лучших сценах и в исполнении ведущих коллективов и солистов страны: балет «Тихий Дон» поставлен в МАЛЕГОТе (г. Санкт-Петербург), а затем показан в Большом театре; симфонии вошли в репертуар оркестров России, Италии (оркестр Артуро Тосканини), Германии, Шотландии. Хоровая музыка принесла известность автору во Франции (в исполнении капеллы им. А. А. Юрлова), Финляндии, Болгарии, Чехии. По данным Авторского общества SIAE (Италия), членом которого является композитор, его сочинения звучали в 40 странах мира.
В Ростовском музыкальном театре готовится постановка новой оперы «Цыган». Сочинения Л. Клиничева публикуются итальяно-американским издательством «В & W», записаны на диски в Италии, России (г. Санкт-Петербург).
В концерте фестиваля прозвучат «Три молитвы» на стихи М. Лермонтова для хора, дисканта, сопрано и симфонического оркестра.
Аспирант Ростовской консерватории (класс композиции профессора Л. П. Клиничева)
Родился в 1979 г. Выпускник Ростовской консерватории по классу фортепиано профессора С. И. Осипенко, по классу композиции - профессора Л. П. Клиничева (2001). А. Хевелев - дважды стипендиат Фонда М. Ростроповича, удостоен стипендии им. Д. Д. Шостаковича, лауреат конкурса пианистов в Израиле (1997-1998). В 1991 г. награжден золотой медалью на Международном фестивале им. С. С. Прокофьева (г. Глазго). Исполнял свои произведения в Израиле, Канаде, Финляндии, Англии, России.
В концерте фестиваля прозвучит Соната для фортепиано в исполнении автора.
Студент III курса Ростовской консерватории. Занимается в классе композиции профессора В. С. Ходоша
Родился в 1982 г. Лауреат фестиваля молодых композиторов «Берег надежды» (1996 г., Болгария). Автор Сонаты для виолончели и фортепиано, двух сонат для фортепиано, Трио для кларнета, виолончели и фортепиано.
В рамках фестиваля впервые прозвучит «Музыка» для флейты и камерного оркестра.
Заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории, декан
Родился в 1945 г. Окончил Ростовскую консерваторию (1970).
В. Ходош - автор свыше 100 произведений различных жанров: оперы, балет, симфоническая, камерная, хоровая и театральная музыка. Сценическая музыка композитора пополнила репертуар Ростовского музыкального театра (опера «Беззащитное существо», ряд оперетт), Таганрогского драматического театра им. А. П. Чехова (хоровой спектакль «Архиерей»). В последние годы композитором изданы авторские сборники: «Песни и хоры для детей»; для фортепиано - «Детям», «У лукоморья»; для скрипки и фортепиано - «Сентиментальная сюита»; для баяна - «Соната-поэма». Значительное место в творчестве композитора занимает музыка, адресованная детям (оперы «Курочка-Ряба», «После дождичка в четверг», «Золотой ключик», «Репка»). Произведения В. Ходоша удостоены дипломов творческих всероссийских конкурсов и входят в программу международных исполнительских конкурсов.
Сочинения композитора звучат на представительных композиторских форумах в России и за рубежом - в Болгарии, Германии, Франции, Финляндии, Великобритании.
Концертная программа фестиваля включает триптих для тенора и фортепиано «Белых лилий звон» на стихи Н. Гумилева и диалог для хора и струнного оркестра «Вечерняя музыка».
Доцент кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории
Родилась в 1946 г. В1971 г. окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс композиции профессора В. В. Салманова).
Обучалась в аспирантуре в классе композиции профессора В. И. Цытовича. Круг жанров в музыке композитора достаточно широк: сочинения для хора, оркестра, инструментальная и вокальная камерная музыка. Жанровые приоритеты - вокальный цикл («Скоморохи», «Бессонница», «Там тень моя осталась», «Декабрьские строфы»), камерная кантата («Плачи», «Скорбные страницы»), хоровой триптих, вокальная миниатюра. Композитор обращается к поэзии М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Сосноры, Л. Стаффа, А. Пушкина, А. Вознесенского, поэтов-декабристов. Инструментальная музыка ориентирована на современные виртуозные исполнительские возможности. Ее образы связаны с историей и культурой Юга России. В сочинениях отражены отдельные черты донского фольклора («Провинциальные сюжеты», «Старочеркасские картинки», «О Таганроге - с нежностью»).
В концерте фестиваля прозвучит оркестровая редакция вокального цикла «Скоморохи».
Родился в 1964 г. Выпускник Ростовской консерватории. Учился в классе композиции профессора В. С. Ходоша. Жанровый диапазон творчества - симфонии, камерная, хоровая музыка, джазовые композиции, эстрадные песни. За театральную музыку был награжден премиями Ростовского министерства культуры.
Основные произведения: Симфония-балет для большого симфонического оркестра, «Лужайка для...» скрипки и камерного оркестра, «Трансцендентные вариации» для фортепиано, Квинтет, Ноктюрны для камерного ансамбля. Для российской премьеры в Ростове оркестровал неоконченную оперу С. В. Рахманинова «Монна Ванна», позднее показанную в ГАБТе. Композитор является первым исполнителем своих инструментальных сочинений (скрипка, фортепиано). Увлекается сочинением верлибров и стихотворений.
В концерте фестиваля прозвучат «Два ноктюрна», «Танцы времени», «Почти салонная музыка».
Доцент кафедры фортепиано Ростовской консерватории
Родилась в 1941 г. Занималась в Московской консерватории по классу фортепиано у профессора В. К. Мержанова, по классу композиции у профессора А. И. Хачатуряна. Училась у А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова.
А. Матевосян - автор 5 симфоний, увертюры для симфонического оркестра, 3 инструментальных концертов, камерно-инструментальных и вокальных циклов, детской оперы «Девочка в тюльпане», хоровых произведений для детских коллективов. Музыка композитора стала импульсом для создания нескольких телевизионных фильмов, принятых к всесоюзному и всероссийскому тиражированию. Сочинения опубликованы известными издательствами России и Армении. Музыка А. Матевосян исполнялась на композиторских форумах нашей страны и за рубежом в Болгарии, Польше, Германии, США. Фортепианные произведения А. Матевосян вошли в программу международных и всероссийских конкурсов.
Телекомпания Великобритании и США при содействии Агентства печати и новостей создали фильм о занятиях А. Матевосян с одаренными детьми-композиторами.
В концертах фестиваля будут исполнены циклы «Смежные грани», «Шесть состояний», «Путевые зарисовки», Сюита для двух фортепиано.
Доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор Краснодарского университета культуры и искусств
Родился в 1949 г. Окончил музыкально-педагогический факультет Кубанского университета (1972). Б. Целковников - автор многочисленных произведений в различных жанрах. Они неоднократно исполнялись на музыкальных форумах в России и за рубежом (Болгария, Япония, Украина). Наиболее значительные из сочинений композитора - оратория «Матерь человеческая» на стихи И. Ставской, симфоническая фреска «Ожившая звонница», вокальный цикл на стихи А. Ахматовой «Вечер разлук», духовные песнопения для смешанного хора («Символ веры», «Херувимская»), «Екатеринодар-сюита» по прочтении романа В. Лихоносова, «Наш маленький Париж» для оркестра русских народных инструментов, камерная кантата «Из звездного ковша» на стихи М. Цветаевой.
В концерте фестиваля прозвучит Симфоническая фреска
Председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России, дирижер Ростовского музыкального театра, доцент Ростовской консерватории
Родился в 1956 г. Окончил Ростовскую консерваторию по классу баяна профессора А. В. Сахарова (1981 ), по классу композиции профессора А. И. Кусякова (1990), аспирантуру по классу оперно-симфонического дирижирования профессора С. А. Когана (1995). Наиболее значительные сочинения: концерт-симфония для альта с оркестром, камерная симфония «Stabat Mater», «Свет на пути» и «Голос безмолвия» для камерного ансамбля, а также театральная музыка (к спектаклю «Борис Годунов»). Особое место в творчестве композитора занимает хоровая музыка, сочетающая традиции древнерусского пения с принципами современной музыкальной драматургии.
Музыка композитора исполнялась на фестивалях и конкурсах в Германии, Франции, Польше, Украине, различных городах России.
В концертах фестиваля прозвучат: I часть («Покаяние») симфонического триптиха «Святая Русь» и «Свет на пути» для камерного ансамбля.
Лауреат Всесоюзного конкурса (Москва, 1985), доцент Ростовской консерватории
Родился в 1959 г. Первые шаги в композиторском творчестве сделаны под руководством профессора Московской консерватории С. А. Баласаняна. Окончил Ростовскую консерваторию по классу композиции профессора А. И. Кусякова (1984). Автор трех симфоний, камерной и инструментальной музыки. В числе наиболее значительных произведений - «Из трех времен» для оркестра народных инструментов (1984). Камерная музыка звучала на фестивалях в Германии, Франции, Украине. Студией «Эпос» осуществлена запись произведений композитора на компакт-диск («Musika incognito»). Особенность стиля Г. Толстенко заключается в объединении различных национальных музыкальных истоков (русского, грузинского, индийского, афро-азиатского).
В концертах фестиваля прозвучат: «Из трех времен», «В ночь на Ивана Купала» для баяна и аудиозаписи, «Зов птицы Гамаюн» из симфонического цикла «Русские веды», «Infinito» для камерного ансамбля.
Создан в 1990 г. композитором Юрием Каспаровым. Творческая деятельность ансамбля направлена на пропаганду современной российской и зарубежной музыки в нашей стране и за рубежом. Репертуар ансамбля огромен. За десять лет своей деятельности ансамбль дал более 200 мировых премьер. Наряду с творчеством композиторов бывшего СССР особое место в концертной практике коллектива занимает российский авангард 20-30-х годов. С именем ансамбля связаны первые в России авторские концерты Николая Рославца и Александра Мосолова. Впервые в России ансамбль представил авторские программы классиков XX века Эдгара Вареза, Яниса Ксенакиса, Тео Лувенди, Дьердя Куртага, Анатоля Виеру... Ансамбль периодически исполняет и записывает транскрипции произведений Дебюсси, Равеля, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, а также оригинальные камерные произведения мировой музыкальной классики. Ансамбль также регулярно знакомит широкую публику с новейшими тенденциями в современном музыкальном искусстве на примере творчества композиторов Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Англии, Дании, Голландии, США, Канады, Кореи, Японии, Турции и других стран. Московский Ансамбль Современной Музыки записал более 30 компакт-дисков для ведущих мировых звукозаписывающих компаний, среди которых Olympia (Англия), Harmonía Mundi (Франция), Triton (Япония) и другие. С неизменным успехом ансамбль принимал участие во многих престижных международных музыкальных фестивалях.
Лауреат премии им. Льва Ревуцкого (1998)
Родился в 1973 г. В1996 г. окончил Киевскую консерваторию им. П. И. Чайковского (Национальная музыкальная Академия Украины).
Решающую роль в формировании исполнительской манеры пианиста сыграли дружба и творческое сотрудничество с В. Сильвестровым (в репертуаре - все произведения композитора для фортепиано solo). В концертных программах - сочинения отечественных и зарубежных композиторов исключительно XX века. Исполнял Kontrapunkte К. Штокхаузена и Immobile А. Волконского с солистами Национального симфонического оркестра Украины. Участвовал в международных фестивалях: Киев Мюзик Фест, Два дня и две ночи новой музыки, Международный форум музыки молодых, Музыкальные премьеры сезона, Vladimir & Regina Horowits in memoriam... (премия Vox populi). Осуществил более 50 мировых премьер. Сделал авторизованные записи на CD фортепианных сочинений Л. Грабовского, В. Годзяцкого, Е. Станковича, В. Загорцева, С. Крутикова, В. Губы, В. Сильвестрова.
Солист Московской филармонии, художественный руководитель Ансамбля старинной музыки при Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей им. Ойстраха, Международного конкурса скрипачей в Амстердаме
Родился в 1969 г. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (педагоги - Э. Гилельс, Е. Чугаева, О. Каган, С. Кравченко). В 1992-1993 гг. в рамках программы «Artist Diploma» стажировался в Бостонском университете в США (скрипка, барочная скрипка у Ю. Мазуркевича и К. Либермана). Стажировался по классу симфонического дирижирования у профессора Г. Рождественского. Назар Кожухарь в своих сольных программах исполняет музыку разных эпох и стилей, от раннего барокко до поставангарда. В последние сезоны часто играет на альте и виоле д'амур. В камерных ансамблях выступал с А. Любимовым, С. Рихтером, Н. Гутман, Т. Алихановым, А. Рудиным, Э. Вирсаладзе, А. Галковским, Данг Тхай Шоном. Записывается на радио, телевидении, компакт-дисках. Автор проекта «Все инструментальные сочинения И. С. Баха». Совместно с выдающимся интерпретатором музыки Баха Петером Шрайером осуществил исполнение «Страстей по Иоанну» в Большом зале Московской консерватории.
Исполнители:
Симфонический оркестр и Хор Ростовской консерватории
Дирижер – заслуженный деятель искусств России, доцент Александр Гончаров
Хормейстер – заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Васильев
Солисты:
лауреат международных конкурсов Софья Бугаян (фортепиано)
дипломант международного конкурса Михаил Акименко (тенор)
Оксана Губанова (меццо-сопрано)
заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Лариса Терентьева (сопрано)
Людмила Попова, Галина Селиверстова (сопрано)
Концерт ведет доктор искусствоведения, профессор Александр Селицкий
Исполнители:
Рахманиновское трио
Ансамбль Ростовской областной филармонии «Камерата»
Художественный руководитель – заслуженный артист России, профессор Валерий Хлебников
Солисты:
лауреат международного конкурса Владимир Хайров (кларнет)
лауреат международных конкурсов Алексей Хевелев (фортепиано)
дипломант всероссийских и международных конкурсов Евгения Горбенко (фортепиано)
дипломант всероссийского конкурса Анар Юсифов (скрипка)
Игорь Демченко (баритон)
Галина Мурадян, Диана Геворкян (фортепиано)
Комментарий – Галина Тараева
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КОМПОЗИТОРОВ УКРАИНЫ
Все произведения исполняются в Ростове впервые
Исполнитель:
Лауреат премии им. Льва Ревуцкого Евгений Громов (фортепиано) г. Киев
Концерт ведет Галина Тараева
Исполнители:
Ростовский академический симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижер – народный артист России, профессор Равиль Мартынов
Вступительное слово – доктор искусствоведения, профессор Александр Селицкий
Исполнители:
Оркестр русских народных инструментов
Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств России, профессор Крикор Хурдаян
Дирижер – Алексей Шалыгин
В концерте принимает участие солистка Ростовского музыкального театра Зарема Сейт-Халилова (меццо-сопрано)
Вступительное слово – кандидат искусствоведения, доцент Наталья Мещерякова
Исполнители:
Заслуженный артист России, профессор Владимир Дайч (фортепиано)
Лауреат и дипломант международных конкурсов Сергей Нестеров (скрипка)
Лауреат международного конкурса Евгений Лукьяненко (фортепиано)
Дипломант международного конкурса Анастасия Тимофеева (фортепиано)
Дипломант всероссийского конкурса Анна Бедная (фортепиано)
Ольга Лебедева (альтовая флейта), Вера Синицына (фортепиано)
Духовой квинтет консерватории
Ансамбль ударных инструментов
Руководитель – лауреат всероссийского конкурса, доцент Александр Кротов
Вступительное слово – доктор искусствоведения, профессор Александр Селицкий
Исполнители:
Камерный ансамбль «Каприччио»:
Александр Рукин (скрипка)
Ольга Лебедева (флейта)
Аслан Ашхотов (виолончель)
Максим Савченко (вибрафон)
Художественный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Маргарита Черных (фортепиано)
Струнный квартет «Бенефис» Ростовского музыкального театра:
лауреат международных конкурсов Сергей Нестеров (скрипка)
Андрей Яковлев (скрипка)
Кирилл Санжаров (альт)
Татьяна Стрельцова (виолончель)
Солисты:
лауреат международных конкурсов Сергей Нестеров (скрипка)
лауреат международного конкурса Евгений Лукьяненко (фортепиано)
Светлана Колосова (сопрано)
Вступительное слово – кандидат искусствоведения, доцент Наталья Мещерякова
Солисты:
лауреаты международных конкурсов
Алексей Буряков (балалайка)
Александр Летунов (баян)
Андрей Сочилкин (баян)
дипломант международных и всероссийских конкурсов Евгения Горбенко (фортепиано)
лауреат всероссийского конкурса Юлия Костицина (аккордеон)
Василий Дабахов (флейта)
Намик Абдуллаев (альт), Михаил Кондрашов (баян)
Струнный квартет:
Семен Гагалаян (скрипка)
Лев Радченко (скрипка)
Мариам Хатламаджиян (альт)
Кристина Губиева (виолончель)
Исполнители:
Московский ансамбль современной музыки
Художественный руководитель – композитор Юрий Каспаров
Дирижер – Алексей Виноградов
Заслуженный артист России Илья Лундин (флейта)
Лауреат международных конкурсов Михаил Штанько (гобой)
Заслуженный артист России Олег Танцов (кларнет)
Народный артист России Валерий Попов (фагот)
Лауреат международных конкурсов Михаил Дубов (фортепиано)
Лауреат всероссийского конкурса Сергей Амплеев (ударные)
Лауреат международного конкурса Владимир Лукьянов (I скрипка)
Лауреат международного конкурса Владимир Лундин (II скрипка)
Лауреат международного конкурса Сергей Дубов (альт)
Лауреат международного конкурса Игорь Ситников (виолончель)
Концерт ведет Виктория Коршунова
Все произведения исполняются в Ростове впервые
Исполнители:
Ростовский академический симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижер – народный артист России, профессор Равиль Мартынов
Лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии Назар Кожухарь (скрипка)
Вступительное слово – музыковед Мария Шорникова
МАЭСТРО ГАЛАНОВ ПРИГЛАШАЕТ...
Исполнители:
Симфонический оркестр и хор Ростовского государственного музыкального театра
Дирижер – Андрей Галанов
Хормейстеры:
доцент Елена Клиничева, Наталья Петлицына
солистка Музыкального театра Ольга Калинина (сопрано)
учащийся лицея при Ростовской консерватории Андрей Марый (дискант)
Концертмейстер хора – Елена Мальцева
Исполнители:
Оркестр духовых инструментов Ростовской консерватории
Художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист России, доктор искусствоведения, профессор Василий Леонов
Солисты:
Андрей Коцюбинский (фагот)
Сергей Мелихов (саксофон-тенор)
Вступительное слово – музыковед Ольга Кушнир
Исполнители:
Педагоги кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Ростовской консерватории
Доценты: Евгения Горбенко, Виолетта Юрчук, Наталья Морозова, Елена Потехина (фортепиано), Татьяна Шорлуян (сопрано)
Старший преподаватель Елена Шлыкова (скрипка)
Солист Ростовского музыкального театра Валерий Костин (тенор)
Камерный ансамбль «Каприччио»:
Александр Рукин (скрипка)
Аслан Ашхотов (виолончель)
Ольга Лебедева (флейта)
Максим Савченко (вибрафон)
Художественный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Маргарита Черных (фортепиано)
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА
В программе:
произведения И. Стравинского, Д. Шостаковича, О. Мессиана, А. Онеггера, Г. Банщикова,
И. Шамо, С. Слонимского, Э. Денисова, Б. Тищенко, А. Шнитке,С. Губайдулиной, Р. Мучинского,
О. Фернандеса, А. Копленда
Исполнители:
студенты теоретико-композиторского и дирижерско-хорового факультетов
Вступительное слово – доцент Николай Демин
Исполнители:
Муниципальный камерный хор «Лик»
Художественный руководитель и дирижер – Алексей Логинов
Хормейстер – Ольга Пашкова
Лауреат международного конкурса Женский камерный хор Таганрогского педагогического института
Художественный руководитель и дирижер – доцент Герман Карпенков
Хормейстер – заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Лариса Терентьева
Концертмейстер – Наталья Задорожная
Концерт ведет музыковед Юлия Фролова
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Исполнители:
А. Абашкин, А. Арустамян, И. Бабин, А. Богдасаров, В. Борисенко, Д. Будников, С. Газаров,
С. Гаврюшенко, С. Головко, Е. Гринцова, П. Задерин, П. Бондаренко, А. Пашков, В. Таранчук,
А. Карапищенко, А. Коцюбинский, А. Лебедев, А. Макаренко, О. Павлович, М. Савченко, Р. Сайтов,
А. Сидельников, А. Снапков, Ф. Хаишев, Т. Яковлева
Концертмейстеры:
Д. Геворкян, О. Павлович, И. Приходько, Т. Сафонова, И. Сергеева, Л. Прихоженко, И. Щеголева
Концерт ведет Сергей Гринев
Исполнители:
студенты класса профессора М. П. Черных
Александр Горностаев, Тимур Семенов, Дарья Музыка, Юлия Захарова,
Инга Тераудс, Ксения Прокопьева, Оксана Кириченко, Анатолий Черенков
В концерте принимает участие Татьяна Золотова (виолончель)
Исполнители:
Ростовский академический симфонический оркестр
Дирижер – доцент Юрий Машин
Вступительное слово – музыковед Мария Шорникова
Исполнители:
Камерный оркестр консерватории «Ренессанс»
Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств России, профессор
Соломон Куцовский
Хор консерватории
Художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств России, профессор
Юрий Васильев
Солисты:
лауреаты международных конкурсов
Софья Бугаян (фортепиано)
Игорь Бабин (флейта)