Международные фестивали современной музыки «Ростовские премьеры», успешно проводимые Ростовской государственной консерваторией (академией) им. С. В. Рахманинова на протяжении последних десяти лет (надеюсь, и в перспективе будущих десятилетий), призваны восполнять бесконечный дефицит сокрытой от широкого слушателя, неизведанной по разным причинам музыки. Это касается не только недавно созданных, новых сочинений, но и огромных пластов симфонической, кантатно-ораториальной, оперной, камерной, хоровой музыки XX столетия и прошлых веков. Подобные цели, сулящие яркие художественные открытия, актуальны и благородны не только для нас – музыкантов-исполнителей, руководителей творческих коллективов, музыковедов-исследователей, композиторов, но и для всего интеллектуального сообщества людей, не мыслящих свою жизнь без музыки, без искусства, имеющих такое же стремление воссоздавать и сохранять для себя и потомков все накопленные человечеством богатства мировой культуры.
IV фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» отличается от предыдущих и последующих редкой особенностью: мы посвящаем его 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией. В военный и послевоенный периоды в советском искусстве тема войны, ее трагедий и героизма была освещена, как нигде в мире, широко и полно — в литературе, кинематографе, живописи, монументальном искусстве. Драма отечественной войны, память о неисчислимых жертвах, принесенных на алтарь Победы, прежде всего, народами нашей страны, нашли воплощение и в творчестве нескольких поколений композиторов.
В программах IV фестиваля ростовские слушатели познакомятся с целым рядом симфонических и камерных сочинений, написанных русскими и зарубежными композиторами в результате осмысления сути и смысла битвы с нацизмом. Это «Севастопольская» симфония Бориса Чайковского, редко исполняемая «Ода на окончание войны» Сергея Прокофьева, «Ритуал» Альфреда Шнитке, посвященный памяти погибших во Второй мировой войне, Месса мира «Вооруженный человек» современного английского композитора Карла Дженкинса, квартет «На конец времени» француза Оливье Мессиана, «Пассакалия на тему партизанской песни» Юрия Шишакова, «Русский реквием» Александра Чайковского. Увенчает тематические программы фестиваля симфония Андрея Эшпая – выдающегося российского композитора, Народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий, фронтовика-разведчика, чей 85-летний юбилей мы отмечаем в победные майские дни.
Как всегда, в программах фестиваля премьеры сочинений современных композиторов, прибывающих в Ростов-на-Дону из разных стран: Франсуа Париса (Франция), Вячеслава Кузнецова (Беларусь), Джона Корильяно (США), Оливье Кюанде (Швейцария), Ашота Зограбяна (Армения), Карла Дженкинса (Великобритания).
Надеюсь, что IV Международный фестиваль современной музыки «Ростовские премьеры» станет, как и предыдущие, крупным культурным событием в России в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Автор проекта, Президент фестиваля, ректор Ростовской консерватории, народный артист России, профессор
Александр Степанович
Данилов
Россия, Москва
Народный артист России, член Союза композиторов и Союза кинематографистов, основатель и президент Российской ассоциации электроакустической музыки, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО, лауреат четырех государственных премий, лауреат трех премий «Ника» и др.
Эдуард Николаевич Артемьев родился в 1937 в Новосибирске. В 1960 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.
Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Композитор является автором большого числа произведений, разнообразных по тематике, жанрам, стилевому направлению, художественным задачам. В творческой эволюции композитора своеобразно преломились культурные тенденции времени. В смене стилевых направлений обнаружились различные грани его индивидуальности.
Ярко и убедительно проявился талант композитора в области киномузыки. Наиболее значительными здесь стали творческие тандемы с Андреем Тарковским, Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским.
Среди сочинений: оперы «Тепло земли» (1988), «Преступление и наказание» (2007), целый ряд вокально-симфонических и хоровых произведений, симфонических сюит и поэм, музыка к 30 спектаклям и более чем к 100 фильмам, в том числе «Солярис», «Курьер», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Лимита», «Водитель для Веры», «12» и др.
Россия, Ростов-на-Дону
Лауреат Первого городского конкурса юных композиторов им. А. П. Артамонова (Ростов-на-Дону, 1997, Гран-при), Международного блиц-конкурса композиторов «Посвящение Моцарту» (Москва, 2006, Третий приз и приз дирижера)
Даниил Викторович Власов родился в 1982. В 2004 окончил Ростовскую консерваторию по классу композиции у профессора В. С. Ходоша. В 2004, 2005 и 2006 принимал участие в композиторских семинарах под руководством председателя Ассоциации Современной Музыки В. А. Екимовского.
Член Союза композиторов России с 2006.
Основные сочинения: Симфониетта для большого симфонического оркестра, «Пять снимков Млечного Пути» для квинтета и электроники, Струнный квартет, сонаты для различных составов.
Великобритания
Карл Дженкинс родился в 1944 в валлийской деревне Свонси («Лебединое озеро») в Великобритании. В 1966 получил степень бакалавра музыки в Кардиффском университете, затем два года учился в Лондонской Королевской академии музыки.
Свою творческую карьеру начал в области джазовой музыки, выступал как исполнитель на многих духовых и струнных инструментах, композитор и аранжировщик в различных группах. В середине 80-х Карл Дженкинс успешно применил свои композиторские таланты в музыкальном оформлении рекламных роликов, а также создании оркестровых произведений, музыки для кино, телевидения и театральной сцены.
В 1995 году Дженкинс осуществил свой давний проект Adiemus (с лат. «Мы приближаемся» или «Мы на правильном пути»), в пяти альбомах которого пытался воплотить так называемую «универсальную» музыку. Оставаясь патриотом своей культуры, за основу он взял европейские классические традиции и фольклорный колорит народов мира. Это обеспечило его произведениям известность во многих странах на разных континентах.
В своем творчестве Дженкинс активно использует жанры духовной музыки: Stabat Mater, Requiem, месса.
Армения, Ереван
Профессор
Ашот Зограбян родился в 1945 в Ереване. В 1972 окончил Ереванскую консерваторию по классу Г. Е. Егиазаряна.
Творческие интересы композитора сконцентрированы в области оркестровой, камерной и вокальной музыки. Музыка А. Зограбяна отличается медитативностью и часто берет свое начало в средневековых армянских песнопениях. Его произведения соединяют интеллектуальное, рациональное и эмоциональное начала, а музыкальный язык является органичной смесью армянских корней, европейской техники и восточных влияний. Музыка композитора широко известна во многих странах Европы, в США и Австралии.
Среди сочинений: Вариации для оркестра (1971), «Бумеранг» для флейты, гобоя, кларнета, фортепиано, струнного квартета и колокольчиков (1974), симфония «Hommage Metsarents» (1986), «Парабола» для малого оркестра (1992), Концерт для скрипки и струнных (2002), много камерных произведений, в том числе два струнных квартета, сочиненных по заказу всемирно известного Kronos Quartet, сонаты для кларнета и фортепиано, виолончели и фортепиано, альта и фортепиано.
США
Один из известнейших композиторов Голливуда, обладатель «Оскара» за музыку к фильму «Красная скрипка», нескольких премий Грэмми, Премии Гравемайера, Пулитцеровской премии в области музыки (2001)
Джон Пол Корильяно родился в 1938 в Нью-Йорке. Отец, Джон Корильяно (1901–1975) – скрипач, был концертмейстером Нью-Йоркского филармонического оркестра. Корильяно-младший учился в Колумбийском университете. С 1991 года преподает в Джульярдской школе (Нью-Йорк), одной из крупнейших консерваторий США.
Дж. Корильяно пишет преимущественно тональную музыку в неоромантическом стиле, но использует и самые современные приемы и средства композиторской техники, иногда с элементами джаза и рока. Его сочинения изобилуют пародиями на композиторов прошлого, содержат отрывки в серийной технике и в четвертитоновой системе.
Автор двух симфоний (1991, 2001), струнного квартета, чаконы для скрипки с оркестром «Красная скрипка». Среди важнейших произведений — «электрическая рок- опера» по Бизе «Обнаженная Кармен» (1970), концерты для фортепиано, гобоя, кларнета, гитары с оркестром, концерт-фантазия для скрипки с оркестром «Повелитель крыс» (российская премьера 2003), «Трилогия по Дилану Томасу» для солистов, хора и оркестра. Самая крупная работа — «большая опера-буффа» «Версальские призраки» по мотивам пьесы Бомарше «Преступная мать» (1991, Метрополитен Опера).
Россия, Ростов-на-Дону
Заслуженный деятель искусств России, профессор, почетный член Общества шотландских композиторов (1989), Заслуженный деятель Союза композиторов России (2000)
Леонид Павлович Клиничев родился в 1938 в г. Старый Крым. В 1965 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции профессора Б. И. Зейдмана, а затем аспирантуру Московской консерватории под руководством профессора С. А. Баласаняна. С 1967 года ведет класс композиции в Ростовской консерватории.
С 1989 по 2000 – председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России.
Композитор является автором музыкально-сценических произведений, крупных вокально-симфонических, оркестровых и хоровых полотен, а также камерной музыки, музыки кино.
Среди сочинений: балет «Тихий Дон» (1983, премьера в 1984 на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета), опера «Цыган» (премьера в 2005 на сцене Ростовского музыкального театра), пять симфоний (1964, 1966, 1968, 1988, 2000), три концерта для оркестра, концерт для фортепиано и симфонического оркестра (1998), струнные квартеты, фортепианные произведения, сочинения для хора – Донская поэма (сл. нар., 1971), Донская былина (сл. нар., 1972), Бородино (сл. нар., 1973), «Времена года» на ст. Пушкина (1975), хоровой концерт на ст. Лермонтова (1978), 7 хоров на ст. А. Блока (1976), хоровой цикл на тексты Евангелия и Т. Элиота, музыка к св. 30 драматическим спектаклями и фильмам, в т. ч. «Михаил Шолохов» (1976), «Дело было, да!», «Память земли» (5 серий).
Беларусь, Минск
Профессор, секретарь правления Союза композиторов Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси (2002), Специальной премии Президента Республики Беларусь (2000), Президент Белорусского Общества современной музыки
Вячеслав Владимирович Кузнецов родился в 1955 в Вене (Австрия). В 1985 окончил Белорусскую консерваторию (класс композиции Е. А. Глебова). Композитор работает в самых разных жанрах; среди его сочинений: две оперы («Записки сумасшедшего», «Приглашение на казнь»), пять балетов (в т. ч. «Макбет», «Клеопатра»), 4 симфонии, камерно-инструментальная, камерно-вокальная, хоровая музыка, музыка для детей.
В. Кузнецов создал целую галерею ярких образов своей родины, органично связанных с народными песенными традициями. Это хоровые, вокальные («Женские песни», «Белорусская свадьба», «Колыбельные песни» и др.) и оркестровые («Жалейка», «Полесье», «Карагод», «Белорусские танцы» и др.) сочинения.
За прошедшие годы созданы: «Симфонический пролог» к 60-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов, хоры на стихи М. Багдановича, «Четыре дуэта для детей», «Языческие действа» для симфонического оркестра и аутентичных инструментов, «Хореографическая сюита», Концерт для цимбал с оркестром и др.
Швейцария
Дирижер, композитор
Оливье Кюанде — один из самых известных дирижеров Швейцарии. Свое образование он получил в Швейцарии, в Италии и в США, занимаясь с такими музыкантами как Игорь Маркевич, Франко Феррари, Рафаэль Кубелик и Леонард Бернстайн.
После победы на конкурсе дирижёров в Копенгагене в 1983, началась его активная концертная деятельность по всей Европе, которую он сочетал с работой главного дирижёра Vasteras Sinfonietta в Швеции и Orchestre de la Ville de Caen во Франции.
Театральный дебют маэстро состоялся в 1979 в Венеции в совместной работе с Рудольфом Нуриевым над «Жизелью». С тех пор Оливье Кюанде регулярно дирижирует оперными и балетными спектаклями, как классическими, так и современными во Франции, Швеции, Испании и Швейцарии.
Его репертуар необычайно широк. Он был первым исполнителем новых произведений Дьердя Куртага, Франко Донатони, Паскаля Дюзапена, Эдисона Денисова и многих других известных композиторов. Он работал с такими коллективами, как Ансамбли InterContemporain и Itineraire (Париж, Франция), Klangforum (Вена, Австрия), Contrechamps (Женева, Швейцария).
Оливье Кюанде сотрудничает со многими знаменитыми оркестрами Европы и Америки.
Россия, Ростов-на-Дону
Профессор, председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России
Юрий Борисович Машин родился в 1956 в г. Коломне Московской области. В 1981 окончил Ростовский музыкально-педагогический институт (ныне консерватория) по классу баяна. В 1990 окончил Ростовскую консерваторию по классу композиции профессора А. И. Кусякова, в 1995 – аспирантуру при РГК по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора С. А. Когана. С 1986 по настоящее время работает в РГК. В разные годы был дирижером Оперной студии, дирижером симфонического оркестра, ведет класс дирижирования.
С 1997 по 1999 – художественный руководитель и дирижер оркестра современной музыки «Орбита». С 1999 по 2007 – дирижер Ростовского музыкального театра.
В творческом портфеле композитора произведения разных жанров. Наиболее значительные из них: Концерт-симфония для альта с симфоническим оркестром, поэма для оркестра «Через тернии к звездам», камерная симфония «Stabat Mater», «Русская фантазия» для скрипки с оркестром на темы из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», камерно-инструментальные сочинения, произведения для хора (в которых композитор пытается сочетать традиции знаменного распева с принципами современной музыкальной драматургии), музыка к спектаклю Ростовского театра драмы «Борис Годунов».
Музыка Ю. Машина исполняется в России и за рубежом (в Германии Польше, Украине, Финляндии).
Россия, Ростов-на-Дону
Лауреат Всероссийского конкурса студентов и аспирантов композиторских кафедр музыкальных вузов России им. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге (в категории оркестровых сочинений, 2006)
Вячеслав Анатольевич Ноздрачев родился в 1983 в Ростове-на-Дону в семье музыкантов.
Окончил Ростовское училище искусств по классу фортепиано, Ростовскую консерваторию и аспирантуру при ней по классу композиции профессора В. Ф. Красноскулова.
В 2006 вошел в число 18 лучших студентов по представлениям ректоратов музыкальных вузов России.
В 2008 и 2009 – стипендиат Губернатора Ростовской области. В 2009 принят в члены Союза композиторов России.
Провел 6 авторских концертов. Произведения молодого композитора исполнялись такими коллективами как Оркестр Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Ростовский академический симфонический оркестр, Муниципальный ансамбль «Каприччио». Участник фестивалей «Ростовские премьеры» (2006), «Новая музыка – новая реальность» (Москва, 2009; Екатеринбург, 2010), «Донская осень» (2009).
Основные сочинения: Концерт-симфония «In memory» для альта с оркестром, монолог для виолончели с оркестром «Искания художника», 7 сонат для различных инструментов, 3 струнных квартета и др.
Франция
Профессор
Франсуа Парис родился в 1961 в Валансьене (Франция). Учился в консерватории в Версале, а затем в Парижской консерватории у прославленного Жерара Гризе.
Творчество Ф. Париса впитало в себя главнейшие принципы спектральной школы (с помощью компьютера исследуется спектральный состав отдельных звуков, и полученный результат кладется в основу композиции). Изумительная тонкость и прослушанность мельчайших деталей фактуры, созданной в опоре на технологии компьютерного моделирования, выдают в нем продолжателя именно этого направления. Такова, к примеру, его пьеса «На гребне звездной волны» для ансамбля и электронных звуков. С другой стороны, Парис уделяет большое внимание чисто компьютерным технологиям. Являясь директором одного из крупнейших, наряду с парижским IRCAM'ом, центров музыкальной информатики CIRM (Centre National de Cre’ation Musicale), Ф. Парис очень много сделал для науки о музыкальном звуке.
Многие его сочинения написаны с использованием мультимедиа и включают в себя компьютерную графику, хореографию, акустическое оформление заданных пространств. Примером последнего может служить сочинение «Парк Тик-так».
Россия, Ростов-на-Дону
Профессор, лауреат Всесоюзного конкурса (Москва, 1985), заместитель председателя правления, ответственный секретарь Ростовской организации Союза композиторов России, один из инициаторов и организаторов фестиваля «Ростовские премьеры»
Геннадий Юрьевич Толстенко родился в 1959 в г. Луганске (Украина). В 1984 окончил Ростовский музыкально-педагогический институт (ныне консерватория) по классу композиции профессора А. И. Кусякова. Ранее консультировался и получил первые уроки композиции у профессора Московской консерватории С. А. Баласаняна.
В своем творчестве тяготеет к масштабным оркестровым формам, религиозно-философским темам; экспериментирует в сочинениях для оркестра русских народных инструментов, способствуя обогащению исполнительских возможностей и расширяя красочную палитру звучания. Его перу принадлежат 3 симфонии; вторая «7 Meditationes» (1987) и третья «Русские веды» (1998) — программны. Таковы же две сюиты для камерного оркестра «Звуки Акаши» (1-я – 1994, 2-я – 1995), музыка для оркестра русских народных инструментов «Из трех времен» (1984) и поэма для солиста, хора и симфонического оркестра «Мне Дон – как жизнь» (2002). Среди камерных ансамблевых сочинений – Сюита для саксофона и фортепиано (1989), «Infinito» – сюита для скрипки, виолончели, фортепиано, флейты и ударных в трех частях (1996), «В ночь на Ивана Купала» для баяна и цифровой записи (2001), ряд сочинений для виолончели, скрипки, фортепиано, «Башмет-медитация» для альта и симфонического оркестра (2006).
Россия, Ростов-на-Дону
Доцент, лауреат премии Министерства культуры Ростовской области за музыку к драматическим спектаклям Ростовского театра кукол (1996, 2000), стипендиат Президента России в области композиции (1997), музыковед, кандидат искусствоведения
Михаил Адольфович Фуксман родился в 1964 в Ростове-на-Дону. В 1986 окончил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (ныне консерватория) и ассистентуру-стажировку по классу композиции профессора В. С. Ходоша (1996), аспирантуру по специальности музыковедение у профессора Т. В. Франтовой (1998). В 2002 защитил кандидатскую диссертацию.
Жанровый диапазон творчества весьма широк – от симфоний, хоровых и камерных сочинений до джазовых и эстрадных композиций, музыки к театральным спектаклям. М. Фуксман – автор многочисленных аранжировок и инструментовок, среди них инструментовка неоконченной оперы С. В. Рахманинова «Монна Ванна» (впервые в России).
Сочинения для оркестра: симфония-балет, «Танцы времени» и «Веселый танец», «Колыбельная в слезах» для сопрано и симфонического оркестра; для ансамблей: «Тихая вода» и «Два замечания о мужских обещаниях» для двух гитар, «Ноктюрны»; для разных инструментов, хоры, песни.
За последние годы созданы симфония-концерт «Вхождения в реку» для рок-группы, хора и симфонического оркестра (2004), лирическая комедия «Птичьи истории» для альта и струнного оркестра (2003), Концерт для фортепиано и оркестра русских народных инструментов (2005), Концерт для скрипки с оркестром (2004–2006), пьесы для различных инструментальных ансамблей, голоса, хора, музыка к спектаклям, опера «Cны Каштанки» (2010).
Россия, Москва – Санкт-Петербург
Профессор, народный артист России, заведующий кафедрой композиции Московской консерватории, основатель Некоммерческого благотворительного фонда Александра Чайковского (поддержка молодых композиторов и исполнителей), пианист, музыкально-общественный деятель
Александр Владимирович Чайковский родился в 1946 в Москве в творческой семье (отец многие годы был директором Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дядя – композитор Борис Чайковский). В 1973 окончил Московскую консерваторию по двум специальностям: фортепиано у Л. Н. Наумова (занимался также у Г. Г. Нейгауза) и композиции у Т. Н. Хренникова, а в 1975 – аспирантуру при ней (у него же), с 1977 преподает в Московской консерватории. В 2004–2008 – ректор Петербургской консерватории.
Жанровые предпочтения композитора разнообразны: концерты для фортепиано, виолончели, альта (2), фагота с оркестром, двойной концерт для скрипки, альта и струнного оркестра, концерт для двух фортепиано с оркестром; сонаты, фантазии для различных инструментов, фортепианный квинтет, три струнных квартета, два фортепианных трио; оперы «Дедушка смеется», «Второе апреля», «Верность», «Царь Никита и сорок его дочерей», «Три сестры», «Мотя и Савелий»; балеты «Ревизор», «Броненосец “Потемкин”», «Дама пик»; оратории «К солнцу» и «От имени земного шара»; мюзикл «Греховодникъ», оперетта «Провинциалка», вокальный цикл на стихи русских поэтов «Из жизни петербургской актрисы», музыка к спектаклям и кинофильмам.
Среди недавних работ – Русский реквием, опера «Один день Ивана Денисовича» по А. Солженицыну.
Россия, Москва
Композитор, народный артист СССР, лауреат Ленинской и государственных премий СССР
Андрей Яковлевич Эшпай родился в 1925 в Козьмодемьянске (Марийская АССР). Ветеран Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил Московскую консерваторию по двум факультетам – композиторскому (учился у Н. Я. Мясковского, Е. К. Голубева) и фортепианному (класс В. В. Софроницкого), затем композиторскую аспирантуру под руководством А. И. Хачатуряна. С 1960 занимал ответственные посты в Союзе композиторов РСФСР и СССР. Нередко выступал с исполнениями собственных сочинений, преимущественно как пианист.
Андрей Эшпай отдает предпочтение инструментальной музыке крупных жанров – симфониям и особенно концертам для оркестра и для солирующих инструментов с оркестром. В списке его сочинений фигурируют также балеты («Ангара», 1975 и «Круг», 1980), камерная музыка, кантата. Он является автором музыки к многочисленным театральным постановкам и кинофильмам и пользующихся большой популярностью песен.
Андрей Эшпай – высокотехничный композитор, отлично владеющий формой и инструментовкой, с интересными тембровыми идеями. Господствующей в его произведениях является расширенная тональная техника, часто с модальным пентатонным привкусом, отражающим поволжское происхождение музыканта. Приверженность к свойственной концертному жанру идее «игры» и тип мелодического дарования иногда выводят музыку Эшпая в сферу «третьего пути», компромиссного между «академическими» и «легкими» жанрами (которые у этого автора чаще всего представлены элементами джаза).