РГК - Лаборатория народной музыки
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Лаборатория народной музыки

Главная

Одним из важных научных подразделений РГК им. С. В. Рахманинова является Лаборатория народной музыки. Наличие архива записей фольклора и организация фольклорно-этнографической практики является одним из условий подготовки по некоторым специальностям (перечень которых меняется), поэтому в Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте, вскоре после его открытия, была организована работа по собиранию и изучению музыкального фольклора и традиционной культуры населения Дона (1970). С 1972 г. начал свое функционирование фольклорный кабинет, в 2013 г. получивший статус лаборатории. Целью первых экспедиций, осуществляемых в рамках студенческой фольклорной практики (руководители Л. П. Клиничев – 1970, 1972, 1973; Л. И. Наседкина – 1973–1978; Т. С. Рудиченко – с 1977 по н/в; Т. А. Карташова – с 1987 г. по н/в; В. Н. Дёмина – с 2013 г. по н/в, А. В. Зернина – с 2016 по н/в), было формирование фонда современных фольклорных звукозаписей, выявление талантливых исполнителей (отдельных певцов, ансамблей и хоров).

Уже на начальном этапе параллельно с организацией практики студентов проводились полевые исследования по темам, в частности, по следам экспедиций А. М. Листопадова и С. Я. Арефина (Т. С. Рудиченко 1973–1978). Они дали интересные результаты в области сравнительно-исторического изучения донского фольклора. Эта тема разрабатывалась вплоть до начала 90-х гг. и нашла отражение в ряде публикаций. В настоящее время этот аспект полевого исследования обязателен во всех случаях, когда имеется сравнительный материал.

В течение 10 лет (1976–1985) преимущественно в бассейне Нижнего Дона и его притоков осуществлялось целенаправленное исследование приуроченных жанров донского фольклора, в ходе которого производились записи песен, фиксировались описания ритуалов, праздников, бытового контекста (одежда, обрядовая пища). Сплошным обследованием были охвачены станицы и выборочно хутора по Северскому Донцу и Дону (в Ростовской и сопре¬дельных районах Волгоградской областей). Многие населенные пункты обследовались фольклористами впервые.

В 1985–1997 гг. полевые исследования были направлены на системное изучение фольклорных жанров донских казаков и особенностей мужской певческой культуры. Итогом работы по этой теме стали документальные фильмы телекомпании Дон-ТР (режиссер Е. Иващенко) «В Старочеркасскую на праздник» (1988), «Цветы лазоревые» (1991) с участием традиционных исполнителей. В содружестве с Дон-ТР созданы фильмы о новом донском промысле «Семикаракорский фаянс» (1992) и об атамане М. И. Платове «Портрет атамана в исторических декорациях» (1997).

Материалы по мужскому певческому исполнительству и связанные с ним проблемы нашли отражение в диссертационном исследовании Т. С. Рудиченко «Певческая традиция донских казаков: к проблеме самобытности» (1995).

За пределами Дона полевые исследования проводились в поселениях линейных, черноморских и некрасовских казаков (Краснодарский и Ставропольский края), в республиках Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия), южных и западных областях РСФСР (Белгородская, Воронежская, Курская, Брянская, Смоленская области) и УССР (Днепропетровская, Донецкая, Одесская области). В отличие от донской территории, где обследования проводились последовательно и планомерно, здесь они осуществлялись выборочно.

Казаки-некрасовцы после праздничного богослужения 21.09.2014 пос. Новокумский Левокумского р-на Ставропольского края. Фото Т. С. Рудиченко.

Значительное место в исследовательских программах консерватории занимает изучение традиционной культуры старообрядцев, начавшееся в 1979 г., когда состоялись экспедиции в старообрядческие поселения, расположенные в районе Цимлянского водохранилища (Волгодонской, Дубовский, Цимлянский р-ны Ростовской обл.; Котельниковский и Чернышковский р-ны Волгоградской обл.) и расположенные в дельте Дуная селения русских липован (Килийский р-н Одесской обл.). Комплексное обследование старообрядческих поселений ведется с 1995 г. В экспедициях фиксируются жанры фольклора и различные виды богослужебного пения, осуществляется копирование рукописных сборников духовных стихов. Особое внимание уделяется неординарным явлениям духовной и мате¬риальной культуры. В орбиту изучения включены как сельские, так и городские приходские общины. Обобщается опыт обучения пению по крюкам (Т. С. Рудиченко, В. Н. Дёмина).

Благодаря сотрудничеству с собирателями-любителями фонды пополнились уникальными записями: казаков-некрасовцев (Е. Т. Аракельяна и Ф. В. Тумилевича), донских крестьян-духоборов (В. В. Кучина, Л. П. Ничволодовой), инструментальной ансамблевой музыки (Г. И. Вечеркина).

Важное место занимает также изучение традиционной культуры проживающих на Дону народов. Значительная по объему коллекция музыкально-поэтического фольклора донских украинских крестьян (малороссов) – более 1000 записей – создана благодаря многолетней собирательской работе Т. А. Карташовой. В фондах Лаборатории имеются также выполненные разными собирателями записи фольклора народов Северо-Кавказского региона: ассирийцев (Р. С. Лаво), бжедугов (З. А. Наток), даргинцев (Э. Б. Абдуллаева), кабардинцев (З. В. Кажарова), карачаевцев (Ф. К. Ортабаева), ногайцев (Т. С. Рудиченко, З. А. Наток, А. А. Черкесова, А. В. Зернина), осетин (А. Г. Цомартова, В. А. Шатан, И. И. Кулова) и др.

Результатом сотрудничества с археологами, историками, этнографами, этнолингвистами Ростова и Северо-Кавказского региона стали подготовленные и изданные РГК сборники статей: «Культура донского края: страницы истории» (1993), «Памяти А. М. Листопадова» (1997), «История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений» (1999), «Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе» (2000). В 2001 в содружестве с ДГЦНТ выпущен сборник песен «Песенное ожерелье Верхнего Чира: Донские казачьи песни в записи Г. Вечеркина» (под ред. Т. С. Рудиченко). Научный и художественный интерес представляют образцы современного песенно-поэтического творчества носителей казачьей культуры. В консерватории в 2002 г. был подготовлен и выпущен в свет сборник стихов и песен одного из таких авторов Н. И. Вечеркина (ст-ца Боковская).

Аспирантами и соискателями под руководством Т. С. Рудиченко выполнено и защищено пять диссертационных исследований по музыкальному фольклору (Э. Б. Абдуллаева «Вокальный фольклор даргинцев: состав и специфика жанров», 2003; Т. А. Карташова «Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона», 2004; Т. В. Тищенкова «Традиционная свадьба Смоленщины: адаптация в современности», 2005; А. В. Зернина «Певческая традиция духоборов Ростовской области: конфессиональный и региональный аспекты», 2017; А. А. Черкесова «Музыка устной традиции ногайцев Северного Кавказа: этнический и территориальный аспекты», 2018).

Видеосъемка А. В. Зерниной собрания молокан. 25 мая 2014 г., с. Михайловка Целинского р-на Ростовской области. Фото Т. С. Рудиченко.

Поскольку в Лаборатории постоянно работает лишь руководитель и один штатный сотрудник для ее эффективной деятельности создаются мобильные по составу исследовательские группы (3–5 человек), включающие студентов разных уровней подготовки и аспирантов, как музыковедов, так и исполнителей. Тематика исследований не ограничивается фольклором и этнографией, включая темы, связанные с региональными и этническими музыкальными культурами, религиозными практиками, хоровым и ансамблевым исполнительством. Выполненные членами научной группы в рамках Федеральной целевой программы Культура РФ (2012–2018) исследования и материалы из фондов Лаборатории размещены на портале Министерства культуры РФ (Электронный каталог «Нематериальное культурное наследие народов России»).

В Лаборатории ведется работа по картографированию явлений фольклора, созданию и обновлению электронных каталогов (по отдельным локальным стилям и жанрам), подготовке к изданию песенных сборников, учебных материалов и пособий, научных исследований. Среди них сборники: «Песни донских казаков» 2006, 2013; «Песни казаков-некрасовцев. В записях Ф. В. Тумилевича и Е. Т. Аракельяна 1965–1973 гг.», 2014; монографии: Т. С. Рудиченко «Донская казачья песня в историческом развитии», 2004; А. В. Вальченко «Хоровое искусство на Дону (XVIII – начало XX века)», 2014, Т. А. Карташова «Песенная традиция украинцев Дона в прошлом и в настоящем», 2014 и др.

К насущным задачам деятельности следует отнести издание материалов полевых записей из фонда лаборатории народной музыки.

Фото