РГК - Звукорежиссура
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


53.05.03 Музыкальная звукорежиссура

Требования к вступительным испытаниям 2022
Бакалавриат
Магистратура
Специалитет
Аспирантура
Ассистентура-стажировка
Творческое испытание –
звукорежиссура

ПИСЬМЕННО:

1. Прослушивание и анализ качественных характеристик фонограмм с записью музыки разных эпох, стилей и составов исполнителей по художественным, художественно-техническим и техническим параметрам (на основе рекомендаций OIRT — Organisation International Radio and Television)

Параметры:

  1. Пространственное впечатление
  2. Прозрачность
  3. Музыкальный баланс
  4. Тембр
  5. Стереофоничность
  6. Помехи, искажения
  7. Исполнение
  8. Аранжировка
  9. Динамический диапазон

Пункты 1, 2, 5, 6, 9 относятся к техническим параметрам.

Шкала оценок:

  • Отлично — 5
  • Хорошо — 4
  • Удовлетворительно — 3
  • Плохо — 2
  • Вовсе непригодно — 1

По п. 6 специфическая шкала:

  • Незаметны — 5
  • Заметны, но не мешают — 4
  • Немного мешают — 3
  • Мешают — 2
  • Сильно мешают — 1

2. Определение с помощью звуковых редакторов динамического диапазона сигналов, ширины спектра, определение частот и уровней основных составляющих спектра.

Требования к умению использовать звуковой редактор:

  • Представление о перечне основных возможностей звуковых редакторов (Audition, SoundForge — на выбор абитуриента).
  • Умение открывать, сохранять в разных форматах, импортировать, закрывать звуковые файлы.
  • Знание основных редакторских операций (копирование, вставка, перемещение, конвертирование типа сэмплов и т. д.).
  • Представление об использовании основных эффектов (изменение амплитуды, задержка сигнала, фильтрация, компрессия, реверберация, уменьшение шумов).
  • Понятие представления сигнала в волновой и спектральной формах.

УСТНО:

Абитуриент отвечает на вопросы, включающие сведения из разделов акустики (связанные с природой звука) и радиоэлектроники (основные электронные элементы), данные по звукотехническому оборудованию студий различной направленности, а также из школьного курса информатики. Дополнительно возможно представление авторской фонограммы, аранжировки с анализом работы.

Список вопросов по специальности:

  • Звукорежиссура как область творческой деятельности. Основные функции звукорежиссера.
  • Звукорежиссура в театре, на телевидении и в концертных залах. Задачи музыкальной звукорежиссуры.
  • Звук как физическое явление. Основные параметры и свойства звука.
  • Гармонические колебания. Амплитуда, частота, фаза. Затухающие колебания. Биения.
  • Логарифмическая шкала. Децибелы.
  • Упорядочение звуков по высоте. Музыкальные шкалы.
  • Спектр сложного звука. Тембр. Форманты музыкальных инструментов.
  • Основные закономерности слухового восприятия. Восприятие громкости. Динамический диапазон.
  • Восприятие высоты. Музыкальный строй (натуральный, темперированный).
  • Характеристики речевых и музыкальных сигналов. Динамический и частотный диапазоны. Форманты.
  • Явление реверберации. Оптимальное время реверберации.
  • Звуковые редакторы, их возможности и использование в звукорежиссуре.
  • Основные сведения о компьютерных технологиях в музыке и звукорежиссуре.
  • Двухканальная стереофония. Микрофонные системы: AB, XY.
  • Методы звукозаписи: аналоговые, цифровые (без сжатия, сжатие с потерями). Компакт-диски, мини-диски, DVD-audio, DAT.
  • Звуковые планы и звуковая перспектива. Методы классической звукорежиссуры при записи.
  • Регулирование сигнала при записи. Технические проблемы и художественные особенности регулирования.
  • Многоканальная запись. Технологии пространственного звучания.
Список рекомендованной литературы:
  1. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. – М.: ГИТР, 2009.
  2. Динов В. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. – СПб.: Лань, 2012.
  3. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.1. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 52 с.
  4. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.2. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 40 с.
  5. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.3. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2014. – 62 с.
  6. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. - СПб: Композитор - Санкт-Петербург, 2009.
  7. Нисбет А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ./Под ред. Б.Г. Коллендера.– М.: Связь, 1979. – 464 с. ил.
  8. Нисбет А. Применение микрофонов: Пер. с англ. В.И. Болотникова.– М.: Искусство, 1981. – 173 с. ил.
  9. Уайт П. Творческая звукозапись.- М.: ЁЁ Медиа, 2012.
  10. Радзишевский А. Основы аналогового и цифрового звука. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
Профессиональное испытание –
теория музыки

Профессиональное испытание включает в себя письменную работу (диктант) и устный ответ (пение с листа, гармонический и слуховой анализ).

ПИСЬМЕННО:

Одноголосный диктант в форме периода (8–10 тактов) в простом или сложном размере. Время выполнения – 25 минут.

УСТНО:

  1. Пение с листа одноголосной мелодии в простом или сложном размере. Примерная сложность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин «Сольфеджио», вып.2. М., 1973, №№ 47, 176.
  2. Определение на слух: интервалов и аккордов (трезвучий, септаккордов с обращениями), гармонической последовательности (6–8 аккордов в тональности).
  3. Гармонический анализ небольшого произведения или завершенного фрагмента с определением структуры, тонального плана, каденций, гармонических функций, приемов развития. Примерная сложность: П. Чайковский. «Времена года», «Октябрь» (начальный период).
Собеседование

На собеседовании выявляются: уровень общекультурной подготовки поступающих, знание музыкальной литературы, осведомлённость в области смежных видов искусств, знания в области радиовещания, звукозаписи, телевидения (современное состояние, перспективы развития).

Примерные вопросы:

  • Каковы основные стилевые направления в музыкальном искусстве? В чем состоят ключевые различия их звучания с точки зрения последующей записи?
  • Опишите основные характеристики симфонического оркестра: тип, состав, рассадка, диапазон звучания.
  • Каковы главные задачи звука, звукового сопровождения в кино? Приведите примеры использования звуковых эффектов в фильмах разных жанров.

Поступающий должен исполнить одно произведение малой формы отечественного или зарубежного композитора на фортепиано или любом другом инструменте.

Примерный список литературы для подготовки к собеседованию:
  1. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. – М.: ГИТР, 2009.
  2. Динов В. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. – СПб.: Лань, 2012.
  3. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.1. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 52 с.
  4. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.2. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 40 с.
  5. Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.3. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2014. – 62 с.
  6. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. - СПб: Композитор - Санкт-Петербург, 2009.
  7. Нисбет А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ./Под ред. Б.Г. Коллендера.– М.: Связь, 1979. – 464 с. ил.
  8. Нисбет А. Применение микрофонов: Пер. с англ. В.И. Болотникова.– М.: Искусство, 1981. – 173 с. ил.
  9. Уайт П. Творческая звукозапись.- М.: ЁЁ Медиа, 2012.
  10. Радзишевский А. Основы аналогового и цифрового звука. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.