ПИСЬМЕННО:
1. Прослушивание и анализ качественных характеристик фонограмм с записью музыки разных эпох, стилей и составов исполнителей по художественным, художественно-техническим и техническим параметрам (на основе рекомендаций OIRT — Organisation International Radio and Television)
Параметры:
- Пространственное впечатление
- Прозрачность
- Музыкальный баланс
- Тембр
- Стереофоничность
- Помехи, искажения
- Исполнение
- Аранжировка
- Динамический диапазон
Пункты 1, 2, 5, 6, 9 относятся к техническим параметрам.
Шкала оценок:
- Отлично — 5
- Хорошо — 4
- Удовлетворительно — 3
- Плохо — 2
- Вовсе непригодно — 1
По п. 6 специфическая шкала:
- Незаметны — 5
- Заметны, но не мешают — 4
- Немного мешают — 3
- Мешают — 2
- Сильно мешают — 1
2. Определение с помощью звуковых редакторов динамического диапазона сигналов, ширины спектра, определение частот и уровней основных составляющих спектра.
Требования к умению использовать звуковой редактор:
- Представление о перечне основных возможностей звуковых редакторов (Audition, SoundForge — на выбор абитуриента).
- Умение открывать, сохранять в разных форматах, импортировать, закрывать звуковые файлы.
- Знание основных редакторских операций (копирование, вставка, перемещение, конвертирование типа сэмплов и т. д.).
- Представление об использовании основных эффектов (изменение амплитуды, задержка сигнала, фильтрация, компрессия, реверберация, уменьшение шумов).
- Понятие представления сигнала в волновой и спектральной формах.
УСТНО:
Абитуриент отвечает на вопросы, включающие сведения из разделов акустики (связанные с природой звука) и радиоэлектроники (основные электронные элементы), данные по звукотехническому оборудованию студий различной направленности, а также из школьного курса информатики. Дополнительно возможно представление авторской фонограммы, аранжировки с анализом работы.
Список вопросов по специальности:
- Звукорежиссура как область творческой деятельности. Основные функции звукорежиссера.
- Звукорежиссура в театре, на телевидении и в концертных залах. Задачи музыкальной звукорежиссуры.
- Звук как физическое явление. Основные параметры и свойства звука.
- Гармонические колебания. Амплитуда, частота, фаза. Затухающие колебания. Биения.
- Логарифмическая шкала. Децибелы.
- Упорядочение звуков по высоте. Музыкальные шкалы.
- Спектр сложного звука. Тембр. Форманты музыкальных инструментов.
- Основные закономерности слухового восприятия. Восприятие громкости. Динамический диапазон.
- Восприятие высоты. Музыкальный строй (натуральный, темперированный).
- Характеристики речевых и музыкальных сигналов. Динамический и частотный диапазоны. Форманты.
- Явление реверберации. Оптимальное время реверберации.
- Звуковые редакторы, их возможности и использование в звукорежиссуре.
- Основные сведения о компьютерных технологиях в музыке и звукорежиссуре.
- Двухканальная стереофония. Микрофонные системы: AB, XY.
- Методы звукозаписи: аналоговые, цифровые (без сжатия, сжатие с потерями). Компакт-диски, мини-диски, DVD-audio, DAT.
- Звуковые планы и звуковая перспектива. Методы классической звукорежиссуры при записи.
- Регулирование сигнала при записи. Технические проблемы и художественные особенности регулирования.
- Многоканальная запись. Технологии пространственного звучания.
Список рекомендованной литературы:
- Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи. – М.: ГИТР, 2009.
- Динов В. Звуковая картина. Записки о звукорежиссуре. – СПб.: Лань, 2012.
- Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.1. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 52 с.
- Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.2. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2013. – 40 с.
- Филатов К.В. Звукорежиссура. Методическое руководство к самостоятельной работе студентов по специальности 070702.65 "Музыкальная звукорежиссура". Ч.3. Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 2014. – 62 с.
- Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. - СПб: Композитор - Санкт-Петербург, 2009.
- Нисбет А. Звуковая студия. Техника и методы использования: Пер. с англ./Под ред. Б.Г. Коллендера.– М.: Связь, 1979. – 464 с. ил.
- Нисбет А. Применение микрофонов: Пер. с англ. В.И. Болотникова.– М.: Искусство, 1981. – 173 с. ил.
- Уайт П. Творческая звукозапись.- М.: ЁЁ Медиа, 2012.
- Радзишевский А. Основы аналогового и цифрового звука. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.