РГК - Аспирантура
Высокий контраст  
Без изображений   
Размер шрифта:
А А А
RuRu
EnEn
КонтактыКонтакты
АрхивАрхив


Аспирантура

Аспирантура

Аспирантура РГК открыта в 1993 году. С 1996 года действует Специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения. В аспирантуру РГК направляют своих специалистов учреждения искусств, культуры и образования различных регионов России и зарубежных стран:

  • Северо-Кавказский институт искусств (г. Нальчик) и Институт истории искусств ДНЦ РАН (г. Махачкала)
  • Адыгейский (г. Майкоп) и Ставропольский государственные университеты
  • Астраханская консерватория
  • Тамбовский музыкально-педагогический институт и Институт культуры (г. Орел)
  • Краснодарская академия культуры и Ростовский филиал Санкт-Петербургского университета культуры и искусства
  • Карачаево-Черкесский и Таганрогский педагогические институты
  • Ростовская, Майкопская, Кабардино-Балкарская филармонии и филармония на КМВ (г. Кисловодск)
  • Кабардино-Балкарский и Ростовский музыкальные театры
  • музыкальные училища многих городов
  • Автономный университет г. Букараманга, Колумбия
  • Консерватория «Mozarte» г. Кито, Эквадор
  • Донецкая и Днепропетровская консерватории Украины
  • образовательные учреждения Беларуси, Китая и Южной Кореи

Выпускники аспирантуры работают в театрах и филармониях, в учебных заведениях республик Северного Кавказа, Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев и других регионов.

В активе аспирантуры:

  • 20 выпусков – более 300 выпускников;
  • 83 защищенных диссертаций, в том числе 4 докторские.

Документы

Зачетно-экзаменационные требования

Портфолио

Преподаватели

Подготовка по научной специальности осуществляется ведущими профессорами и доцентами консерватории.

Научными руководителями диссертаций являются специалисты кафедр истории и теории музыки.

В области исторического музыкознания и фольклористики:

  • заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер
  • доктор искусствоведения, профессор Е. Г. Шевляков
  • доктор искусствоведения, профессор А. Я. Селицкий
  • доктор искусствоведения, профессор Т. С. Рудиченко
  • кандидат искусствоведения, доцент Н. В. Бекетова
  • кандидат искусствоведения, доцент Г. Е. Калошина
  • доктор искусствоведения, доцент В. Н. Дёмина
  • кандидат искусствоведения, доцент Н. А. Мещерякова
  • доктор искусствоведения, доцент Е. В. Кисеева

В области теории музыки:

  • доктор культурологии, профессор А. В. Крылова
  • доктор искусствоведения, профессор Т. В. Франтова
  • доктор искусствоведения, профессор Г. Р. Тараева
  • доктор искусствоведения, профессор И. П. Дабаева
  • кандидат искусствоведения, доцент Н. М. Диденко

В области музыкального исполнительства:

  • доктор искусствоведения, профессор В. А. Леонов
  • кандидат искусствоведения, профессор Ю. Г. Кинус
  • кандидат искусствоведения, профессор В. В. Орловский
  • кандидат искусствоведения, профессор А. В. Красноскулов
Готовятся диссертации

Подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения в аспирантуре
и доктора искусствоведения в докторантуре в 2021-2022 учебном году

ФИО Форма обучения Тема диссертации Срок окончания
1 Кулова И. И.
Науч. рук. — проф. Рудиченко Т. С.
Аспирант кафедры истории музыки — очно, бюдж. Ритуальные практики осетин как фактор развития национальной музыки 31.08.2024
2 Порубина М. В.
Науч. рук. — доц. Лобзакова Е. Э.
Аспирант кафедры истории музыки — очно, бюдж. Творчество Эрика Сати: константы и метаморфозы стиля 31.08.2024
3 Ся Юй
Науч. рук. — проф. Шак Ф. М.
Аспирант кафедры истории музыки — очно, бюдж. Постбоб как явление современного джазового искусства: история, стилистика, персоналии 31.08.2023
4 Зубарев С. А.
Науч. рук. — доц. Демина В. Н.
Аспирант кафедры истории музыки — заочно, дог. Аранжировка академической музыки в практике отечественных военно-духовых оркестров второй половины XX – начала XXI века 31.08.2025
5 Слободчикова А. Ю.
Науч. рук. — проф. Франтова Т. В.
Аспирант кафедры теории музыки — очно, бюдж. Природа и формы музыкальных заимствований в культурном диалоге рока и академической музыки на рубеже XX-XXI вв. 31.08.2023
6 Сычева Н. Н.
Науч. рук. — проф. Дабаева И. П.
Аспирант кафедры теории музыки — очно, бюдж. Феномен творчества композитора-пианиста в свете развития романтических традиций в отечественной музыкальной культуре 31.08.2023
7 Шорникова А. В.
Науч. рук. – проф. Кисеева Е. В.
Аспирант кафедры истории музыки — очно, бюдж. Документальность в оперном жанре конца XX – начале XXI века 31.08.2023
8 Ван Пэй
Науч. рук. — проф. Тараева Г. Р.
Аспирант кафедры теории музыки — очно, дог. Флейта в музыкальной культуре современного Китая 31.08.2023
9 Минасьянц А. С.
Науч. рук. — проф. Франтова Т. В.
Аспирант кафедры теории музыки — очно, бюдж. Музыкально-танцевальная культурная традиция понтийских греков 31.08.2021
10 Андриевская Г. П.
Науч. конс. — доц. Андрущенко Е. Ю.
Соискатель кафедры истории музыки Феномен исполнительского искусства в музыкально-критическом наследии Серебряного века 19.11.2021
11 Годунова О. А.
Науч. конс. – проф. Дабаева И. П.
Соискатель кафедры истории музыки Духовная тематика в творчестве ростовских композиторов 21.12.2021
12 Чувилкин В. С.
Науч. рук. — проф. Франтова Т. В.
Аспирант кафедры теории музыки — очно, бюдж. Феномен джазовой фуги в контексте взаимодействия традиций академической полифонии и джазовой идиоматики XX – начала XXI веков. 31.08.2022
Образовательные услуги

С 1 сентября 2014 года программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре реализуется по направлению подготовки 50.06.01 «Искусствоведение» (направленность – музыкальное искусство).

По окончании присваивается квалификация – исследователь, преподаватель-исследователь.

Форма обучения – очная, заочная.

Срок обучения: 3 года — очная форма обучения, 4 года – заочная форма обучения.

Научно-исследовательская работа аспирантов осуществляется по следующим направлениям:

  • теоретическое музыкознание
  • историческое музыкознание
  • этномузыкознание и музыкальная фольклористика
  • теория и история музыкально-исполнительского искусства
  • музыкальное образование и просвещение

Заключительным этапом оценки качества освоения аспирантом основной образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации является итоговая государственная аттестация, направленная на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Итоговая государственная аттестация включает: государственный экзамен, защиту выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

Аспирантам, успешно выполнившим требования итоговой государственной аттестации, выдается диплом об окончании аспирантуры государственного образца, а также приложение к диплому.

В период обучения аспирантам предоставляются возможности участвовать в научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, подготовить публикации в виде статей, а также получить отзыв, рецензию на статьи, учебно-методические пособия и т. п.

Соискатели

РГК оказывает платные образовательные услуги, в их числе − подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются к кафедрам «истории музыки», «теории музыки и композиции» для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по научной специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство».

Прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется на срок:

  • не более 3 лет: при данной форме подготовки научно-педагогических кадров обеспечиваются научное руководство в период написания диссертационного исследования, его апробация и подготовка к защите, а также сдача кандидатских экзаменов;
  • не более 6 месяцев: для сдачи кандидатских экзаменов.

Лицам, сдавшим кандидатские экзамены 13 июля 2014 года и позднее, включая лиц, у которых, по крайней мере, один из кандидатских экзаменов сдан 13 июля 2014 года и позже этой даты выдается справка об обучении (периоде обучения).

Правила приема

Ответственный секретарь приёмной комиссии — Становова Наталья Викторовна

Зам. секретаря приёмной комиссии — Мальцева Елена Геннадьевна

Технический секретарь — Шпак Наталья Александровна

Справки по телефонам: 8 (863) 262-33-42, 262-38-26, 262-36-14

График работы приемной комиссии:

с 19 июня по 26 июня — с 12.00 до 17.00

выходные дни — суббота, воскресенье

с 29 июня по 6 июля — с 10.00 до 17.00

Телефон (с 19 июня): 8 (863) 262-33-42

Приемные требования

Поступающие сдают следующие вступительные испытания:

  1. Специальность;
  2. Иностранный язык;
  3. Философия.

Специальность

Вступительное испытание проводится в форме защиты темы диссертации и реферата, собеседования по вопросам, соответствующим программам вузовских курсов истории и теории музыки.

К вступительному экзамену по специальности необходимо подготовить:

  1. Реферат по избранной теме (предоставляется в электронном и печатном виде в приемную комиссию в момент подачи заявления о поступлении). Реферат должен включать конкретизацию темы будущего диссертационного исследования, обоснование ее актуальности, постановку проблемы, обзор специальной литературы, аналитические фрагменты, план диссертации. Объем реферата — один печатный лист. Ко вступительному реферату желательно добавить список использованной литературы.
  2. Собеседование по проблемам, связанным с темой реферата, а также по близким теме исследования источникам в области теоретического и исторического музыкознания.

Иностранный язык

Вступительное испытание проходит в устной форме по билетам. В каждом билете содержатся два вопроса, ответы на которые абитуриенты готовят заблаговременно. На подготовку к ответу непосредственно на экзамене абитуриенту предоставляется 2–3 минуты.

Вопрос № 1 представляет собой устную тему (одну из списка в зависимости от выбранного на экзамене билета), излагаемую на иностранном (английском) языке (список тем см. ниже). Объем высказывания — не менее 20 развернутых предложений.

Вопрос № 2 представляет собой рассказ на иностранном языке о себе как о музыканте и исследователе: основные биографические данные (фамилия, имя, возраст или дата рождения, место рождения и проживания); данные о музыкальном образовании (где, чему и, возможно, кем обучался, начиная со школьного возраста и заканчивая высшим образованием); причина выбора музыкальной профессии и специализации музыковеда; причина поступления в аспирантуру; информация о будущей кандидатской диссертации (тема диссертации, причина выбора данной темы, краткое содержание диссертации, сущность новизны исследования, количество глав, научный руководитель и т. п.); участие в научных конференциях (если таковое имеется); публикации (если таковые имеются). Объем высказывания — не менее 30 развернутых предложений.

Использование письменных источников (например, собственных записей «от руки» или текстов, отображающихся на экране компьютера), а также дополнительных гаджетов (т. е. любого устройства, помимо компьютера, с которого осуществляется связь с приемной комиссией) расценивается как шпаргалка, за которую абитуриент отстраняется от дальнейшей сдачи экзамена с оценкой «неудовлетворительно».

Члены комиссии имеют право задавать дополнительные вопросы.

Список тем по английскому языку
  1. The Bolshoi Theatre;
  2. The Theatre Royal in Covent Garden;
  3. The Metropolitan Opera;
  4. The Sidney Opera House;
  5. My favourite piece of music.
Требования к вступительному испытанию по русскому языку как иностранному для иностранных граждан

Вступительное испытание проходит в устной форме. Ответ на вопрос абитуриенты готовят заблаговременно. На подготовку к ответу непосредственно на экзамене абитуриенту предоставляется 2-3 минуты.

Ответ на экзаменационный вопрос представляет собой рассказ на русском языке о себе как о музыканте и исследователе: основные биографические данные (фамилия, имя, возраст или дата рождения, место рождения и проживания); данные о музыкальном образовании (где, чему и, возможно, кем обучался, начиная со школьного возраста и заканчивая высшим образованием); причина выбора музыкальной профессии и специализации теоретика; причина поступления в аспирантуру; информация о будущей кандидатской диссертации (тема диссертации, причина выбора данной темы, краткое содержание диссертации, сущность новизны исследования, количество глав, научный руководитель и т. п.); участие в научных конференциях (если таковое имеется); публикации (если таковые имеются). Объем высказывания — не менее 30 развернутых предложений.

Использование письменных источников (например, собственных записей «от руки» или текстов, отображающихся на экране компьютера), а также дополнительных гаджетов (т. е. любого устройства, помимо компьютера, с которого осуществляется связь с приемной комиссией) расценивается как шпаргалка, за которую абитуриент отстраняется от дальнейшей сдачи экзамена с оценкой «неудовлетворительно».

Члены комиссии имеют право задавать дополнительные вопросы.

Философия

Вступительный экзамен по философии включает устный ответ на два вопроса из представленного перечня вопросов.

  1. Значение и смысл изучения философии для человека, философия как разновидность мировоззрения и как особый вид знания. Исторические типы философии.
  2. Предмет, структура, категории, функции, методы и основной вопрос философии.
  3. Специфика философии Древнего Востока. Индуизм, буддизм и джайнизм.
  4. Характеристика китайской философии. Конфуцианство и даосизм.
  5. Периодизация и основные черты античной философии.
  6. Досократические школы античной философии.
  7. Софисты и софистика (Протагор, Горгий, Продик). Учение Сократа.
  8. Учение Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
  9. Эпикуреизм (физика, каноника и этика Эпикура), стоицизм и неоплатонизм.
  10. Специфика средневековой теологической философии. Августин Блаженный.
  11. Схоластическая философия (основные периоды, их представители и идеи). Фома Аквинский как систематизатор схоластики.
  12. Специфика и основные направления философии эпохи Возрождения.
  13. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения.
  14. Натурфилософское направление эпохи Возрождения и философия Реформации.
  15. Специфика философии XVII века. Философия Рене Декарта и Френсиса Бэкона.
  16. Проблема государства и гносеология Томаса Гоббса. Сенсуализм Джона Локка.
  17. Политическая философия Никколо Макиавелли. Философско-антропологические идеи Блеза Паскаля и механистическая картина мира Исаака Ньютона.
  18. Специфика и основные направления философии французского Просвещения.
  19. Уникальность немецкой философии XIX века. Иммануил Кант как основоположник классического немецкого идеализма.
  20. Философия Георга Гегеля и Людвига Фейербаха: сравнительный анализ.
  21. Специфика философии XIX–XX века. Основные черты современной философии.
  22. Иррационализм Артура Шопенгауэра. Философия жизни Фридриха Ницше.
  23. Экзистенциальные идеи Сёрена Кьеркегора и экзистенциальная философия ХХ в.
  24. Эволюционная теория (дарвинизм и социал-дарвинизм) и философия марксизма (основные положения диалектического и исторического материализма).
  25. Американский прагматизм (Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи).
  26. Психоанализ: основные представители и их идеи.
  27. Философия и культура постмодерна: основные идеи.
  28. Общая характеристика, специфика и этапы развития русской философии.
  29. Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: представители и их идеи.
  30. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
  31. Философия всеединства В.С. Соловьева и философия персонализма Н.А. Бердяева.
  32. Характеристика понятия: бытие, материя, движение, пространство и время, познание и истина, диалектика и альтернативы диалектики.
  33. Характеристика понятий: сознание, самосознание, бессознательное.
  34. Человек как объект философского осмысления и основные характеристики человека. Человек как индивид, индивидуальность и личность.
  35. Ценности личности и экзистенциалы человеческого бытия.
  36. Смысл жизни человека. Смерть и бессмертие.
  37. Общество: сущность и структура. Глобальные проблемы современности.
  38. Человек, общество и культура: соотношение понятий.
Рекомендуемая литература:
  1. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие / А.М. Руденко. Издание 3-е, исправленное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.
  2. Руденко А.М. История философии: учебное пособие / А.М. Руденко, Е.Е. Несмеянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 348 с.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.
  4. История философии: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 7-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 731 с.
  5. Философия: Учебное пособие для вузов / под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 21-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 568 с.
  6. Лосева И. Н. Проблема человека в западноевропейской и русской философии: Учебное пособие для студентов гуманитарных и творческих вузов. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2006. – 184 с.
Требования к вступительному испытанию по философии для иностранных граждан

Вступительное испытание по философии включает устный ответ на два вопроса из представленного перечня вопросов.

  1. Значение и смысл изучения философии для человека.
  2. Основной вопрос философии.
  3. Специфика философии Древнего Востока. Индуизм.
  4. Возникновение и основные положения буддизма.
  5. Характеристика китайской философии. Конфуцианство.
  6. Характеристика китайской философии. Даосизм.
  7. Античные натурфилософы.
  8. Сократ и софисты.
  9. Философия Платона и Аристотеля.
  10. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения.
  11. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).
  12. Эмпиризм Ф. Бэкона.
  13. Рационализм Р. Декарта.
  14. Проблема государства в трудах Т. Гоббса.
  15. И. Кант как основоположник немецкой классической философии.
  16. Философия Г. Гегеля.
  17. Иррационализм А. Шопенгауэра.
  18. Философия жизни Ф. Ницше.
  19. Философия марксизма (диалектический и исторический материализм).
  20. Экзистенциализм ХХ в.
  21. Психоанализ З. Фрейда.
  22. Философия всеединства В. С. Соловьева.
  23. Персонализм Н. А. Бердяева.
  24. Глобальные проблемы современности.

Для соискателей

Соискатель представляет реферат по избранной теме (включая конкретизацию темы исследования, обоснование ее актуальности, постановку проблемы, обзор специальной литературы, аналитические фрагменты, план диссертации) в объеме 0,5 печатного листа (в 3 экземплярах).

Кафедра обеспечивает рецензирование реферата, организует его обсуждение, корректирует тему и проблематику исследования, а также проводит собеседование с соискателем по вопросам общенаучного, специального теоретического и методологического обоснования предполагаемой диссертации.