- Ассистентура-стажировка
- Творческо-исполнительские специальности
- 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)»
Виды:- Сольное исполнительство на фортепиано
- Сольное исполнительство на струнных инструментах
- Сольное исполнительство на духовых инструментах
- Сольное исполнительство на ударных инструментах
- Сольное исполнительство на баяне
- Сольное исполнительство на аккордеоне
- Сольное исполнительство на струнных щипковых инструментах
- Сольное исполнительство на инструментах эстрадного оркестра
- Ансамблевое исполнительство на фортепиано
- Ансамблевое исполнительство на струнных инструментах
- Ансамблевое исполнительство на духовых инструментах
- Ансамблевое исполнительство на ударных инструментах
- Ансамблевое исполнительство на баяне
- Ансамблевое исполнительство на аккордеоне
- Ансамблевое исполнительство на струнных щипковых инструментах
- Ансамблевое исполнительство на инструментах эстрадного оркестра
- Концертмейстерское исполнительство на фортепиано
- 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства (по видам)»
Виды:- Академическое пение
- Народное пение
- Эстрадно-джазовое пение
- 53.09.03 «Искусство композиции»
- 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)»
Виды:- Дирижирование академическим хором
- Дирижирование симфоническим оркестром
- Дирижирование оркестром народных инструментов
- Дирижирование оркестром духовых инструментов
Документы
- Положение о подготовке кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке
- Положение об электронном портфолио ассистента-стажера
- Положение о практике обучающихся, осваивающих программы подготовки в ассистентуре-стажировке
- Положение о государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам ассистентуры-стажировки
- Положение о творческом руководителе обучающихся, осваивающих программы подготовки в ассистентуре-стажировке
- Порядок разработки и утверждения индивидуальных учебных планов обучающихся по образовательным программам ассистентуры-стажировки, по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
- Порядок индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и подготовки кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке и хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях
- 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)»
- Приемные требования
- Правила приема
- 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)»
Вид – сольное исполнительство на фортепиано
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Программа включает разнохарактерные произведения различных стилей и жанров. Продолжительность — 30–40 минут. Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, цель и задачи, проблематика, круг охватываемых вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Собеседование по вопросам истории исполнительского искусства и методики.
Вид – сольное исполнительство на струнных инструментах
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Скрипка, альт
Исполнение концертной программы (не более 30 минут):
- И.С. Бах – две части из сонат или партит для скрипки соло;
- произведение крупной формы для скрипки или альта с оркестром – концерт (I часть или II−III части), сюита;
- пьеса повышенной виртуозной сложности.
Виолончель
- И.С. Бах – две разнохарактерные части из сюит для виолончели соло или прелюдия из любой сюиты;
- произведение крупной формы для виолончели с оркестром – концерт (I часть или II−III части), вариации;
- пьеса виртуозного характера.
Контрабас
- произведение крупной формы для контрабаса с оркестром – концерт (I часть или II−III части);
- две пьесы, одна из них виртуозного характера.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертноисполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Собеседование по вопросам истории исполнительского искусства и методики.
Вид – сольное исполнительство на духовых инструментах
Вид – сольное исполнительство на ударных инструментахI. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение концертной программы (не более 30 минут):
- произведение крупной формы,
- две контрастные пьесы,
- виртуозный этюд.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Собеседование по вопросам истории исполнительского искусства и методики.
Вид – сольное исполнительство на баяне
Вид – сольное исполнительство на аккордеонеI. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение концертной программы (не более 30 минут):
- полифоническое произведение;
- циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл;
- несколько разностилевых, разножанровых произведений.
Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – сольное исполнительство на струнных щипковых инструментах
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение сольной программы (не более 30 минут):
- произведение старинных мастеров (по специальности «гитара» − полифоническое произведение, включающее трехголосную фугу);
- крупная форма;
- виртуозное произведение;
- оригинальное сочинение (по специальности «гитара» − концертная обработка народной мелодии).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – сольное исполнительство на инструментах эстрадного оркестра
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение сольной программы из 4–5 разнохарактерных произведений эстрадной и джазовой музыки (не более 30 минут). Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, цель и задачи, проблематика, круг охватываемых вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику — концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – ансамблевое исполнительство на фортепиано
Вид – ансамблевое исполнительство на струнных инструментахI. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы, состоящей из трех камерно-ансамблевых произведений разных стилей. Обязательными являются сочинения венской классики и композиторов ХХ века (не более 30 минут).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение специальной литературы.
Вид – концертмейстерское исполнительство на фортепиано
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы с солистом (не более 30 минут):
- ария;
- два романса русских композиторов, один из них – Чайковского или Рахманинова;
- два романса зарубежных композиторов;
- два романса советских авторов;
- инструментальный концерт (I часть или II−III части).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение специальной литературы.
- 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства (по видам)»
Вид – академическое пение
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы (не более 30 минут):
- классическая ария XVII−XVIII веков;
- сцена и ария из опер русских композиторов;
- сцена и ария из опер советских композиторов;
- арии из опер зарубежных композиторов XVIII века;
- сцена и ария из опер зарубежных композиторов XIX−ХХ веков;
- три романса (русских, зарубежных, советских композиторов).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – Эстрадно-джазовое пение
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
- Произведение эстрадно-джазового характера на русском языке,
- Два разнохарактерных джазовых стандарта, один из которых в стиле swing на английском языке, (собственная версия, включающая скетовое соло),
- Баллада,
- Номер из классического мюзикла,
- Любое произведение по выбору, отражающее стилистические предпочтения абитуриента.
Допускается исполнение под фонограмму «минус 1» не более трех произведений программы. Остальные исполняются под аккомпанемент концертмейстеров.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
II.3. Читка с листа партии вокального ансамбля.
- 53.09.03 «Искусство композиции»
I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
- представление партитур и аудиозаписи собственных сочинений – симфонии или концерта, хорового или вокального цикла, ансамблевой музыки;
- обсуждение музыкальной композиции этих сочинений – особенностей тематизма, формы, инструментовки, звуковысотной логики и др.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Сочинение на заданную тему двойной четырехголосной фуги с раздельной экспозицией (в течение 8 академических часов).
II.2. Анализ современной оркестровой, хоровой или ансамблевой партитуры в свете проблем современной композиции на примере произведений ХХ века отечественных композиторов (Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Щедрина, Гаврилина, Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Канчели и др.) и зарубежных (Онеггера, Мессиана, Хиндемита, Орфа, Шенберга, Веберна, Берга, Респиги, Лютославского, Пендерецкого и др.).
- 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)»
Вид – дирижирование академическим хором
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы (не более 30 минут):
- произведение с сопровождением крупной формы – оперная сцена, часть кантаты, оратории (партитура исполняется концертмейстерами на рояле);
- два произведения для хора a capella – играть на фортепиано партитуру (примерная трудность – хоры «Восход солнца», «Звезды» С. Танеева).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – дирижирование оперно-симфоническим оркестром
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы (не более 30 минут):
- Произведение крупной формы (примерная сложность – I части симфоний Бетховена, Шуберта, Брамса, Берлиоза, Чайковского, Рахманинова). Партитура исполняется концертмейстерами в переложении для двух роялей.
- Увертюра (примерная сложность: увертюры Вебера, Верди, Мендельсона, Чайковского). Партитура исполняется концертмейстерами в переложении для двух роялей.
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
Вид – дирижирование оркестром русских народных инструментов
I. ИСПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Исполнение программы (не более 30 минут):
- Произведение крупной формы (примерная сложность – I части симфоний Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Чайковского). Партитура исполняется концертмейстерами в переложении для двух роялей.
- Произведение для народного оркестра (примерная сложность: Шишаков. Симфония для народного оркестра).
II. СОБЕСЕДОВАНИЕ (КОЛЛОКВИУМ)
II.1. Обсуждение реферата: актуальность темы, проблематика, круг вопросов, музыкальный материал, привлекаемая литература, направленность на музыкальную практику – концертно-исполнительскую или учебно-педагогическую.
II.2. Обсуждение вопросов истории исполнительского искусства и методики.
- Иностранный язык
- Информация для обучающихся
- Расписание аудиторный занятий в ассистентуре-стажировке (первое полугодие 2024-2025 учебного года) обновлено 29.09.2024
Зачетно-экзаменационные требования
- Контактная информация